ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-99/18 от 21.03.2018 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело №2-99/18

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,

при секретаре Кучерове З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анадыре заявление заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) о признании информации, изложенной на интернет-сайте с адресом: http://iphonetop.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

заместитель Магаданского транспортного прокурора в порядке особого производства обратился в суд с указанным заявлением, сославшись на следующие обстоятельства. В результате мониторинга информации в сети «Интернет» Магаданской транспортной прокуратурой были установлены нарушения законодательства об информации, информационных технологиях и интеллектуальной собственности. Так, в частности, было установлено, что на интернет-сайте с адресом: http://iphonetop.ru/ представлена возможность покупки «копий» и «реплик» мобильных телефонов класса люкс iPhone 5S, iPhone 6, iPhone 6S, iPhone 7S, iPhone 7Plus с товарными знаками «Apple», «iPhone», зарегистрированными в Международном бюро Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности. Правообладателем указанных товарных знаков является компания «Apple Inc.». В описании предлагаемого к покупке товара указано, что он не является оригинальным, но содержит логотипы и наименования товарного знака «Apple», «iPhone». Это, по мнению прокурора, свидетельствует о предложении к продаже контрафактной продукции, ввезенной на территорию Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства без сертификатов и иных документов, подтверждающих ее качество. Между тем, распространение информации о возможности приобретения контрафактной продукции вводит неопределенный круг лиц в заблуждение относительно ее качества и может повлечь угрозу безопасности для жизни и здоровья потребителей. Вход на указанный выше сайт является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля; ознакомиться с его содержанием может любой интернет-пользователь. Установить владельца этого сайта по результатам проверки не представилось возможным. Согласно информации на сайте Роскомнадзора упомянутый выше сайт не включен в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. По изложенным основаниям заместитель Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) в интересах неопределенного круга лиц просит признать информацию, изложенную на интернет-сайте с адресом: http://iphonetop.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебное заседание извещенные надлежащим образом заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание извещенный надлежащим образом заместитель Магаданского транспортного прокурора Васильева Е.А. не явилась, каких-либо ходатайств суду не заявляла.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ч.1 ст.129 Конституции РФ указанные полномочия прокурора и порядок их реализации регламентированы Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о прокуратуре РФ).

Согласно п.1 ст.1 названного Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

На основании п.1 и 4 ст.27 данного Федерального закона в случае выявления при осуществлении возложенных на него функций нарушения прав и свободы значительного числа граждан либо когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с п.3 ст.35 Федерального закона о прокуратуре РФ прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Исходя из приведённых выше положений Конституции РФ, Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса РФ, обратиться в суд в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства прокурор вправе при осуществлении надзора за исполнением законов и только в рамках того вида надзора, который отнесен к его компетенции.

В силу положений п.2 ст.11 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации определение статуса и компетенции органов прокуратуры осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Компетенция транспортных прокуроров определена приказом Генерального прокурора РФ от 07 мая 2008г. №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

Пунктом 3 названного приказа на транспортных прокуроров возложено осуществление следующих видов надзора:

-надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе, органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

-надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте;

-надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и учреждениях, действующих на транспорте и в таможенной сфере;

-надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, отделами собственной безопасности «Центр», «Запад», «Юг», «Кавказ», «Урал», «Приволжье», «Сибирь», «Восток» Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России, таможенными органами, подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте.

Этим же пунктом приказа Генерального прокурора РФ в пределах указанной компетенции транспортным прокурорам предписано осуществлять участие в рассмотрении судами гражданских, административных дел и дел, подведомственных арбитражному суду, в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

Помимо указанного приказа компетенция транспортных прокуроров более конкретизирована и предметно определена приказом Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» от 15 июля 2011г. №211.

Как следует из содержания и самого названия названного приказа, компетенция и сфера надзора транспортных прокуроров строго ограничена правоотношениями на транспорте и в таможенной сфере.

Указанными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ к компетенции транспортных прокуроров не отнесены полномочия по осуществлению надзора за исполнением законодательства о защите авторских и смежных прав, а также законодательства о защите прав потребителей вне правоотношений на транспорте.

Не предусмотрены названными выше организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ и полномочия транспортных прокуроров по осуществлению надзора за деятельностью по реализации продукции, ввезенной на территорию Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства.

При таких обстоятельствах у Магаданского транспортного прокурора отсутствуют полномочия на обращение в суд с заявленными требованиями в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, которым указанным Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Согласно положениям абз.2 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.134, 220 ГПК РФ, суд

определил:

производство по гражданскому делу №2-99/18 по заявлению заместителя Магаданского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, изложенной на интернет-сайте с адресом: http://iphonetop.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - прекратить.

Настоящее определение суда может быть обжаловано путем подачи на него частной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 15 дней со дня его вынесения.

Судья

Н.О.Бугаева