ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2003-2010 от 24.10.2012 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

                                                                                    Верховный суд Республики Бурятия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный суд Республики Бурятия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        _

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Рабдаева Н.Г.

Дело № 33-3179 поступило 24 октября 2012 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Шагдаровой Т.А.,

судей коллегии Эрхетуевой О.М., Захарова Е.И.

при секретаре Собенниковой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 12 ноября 2012 года апелляционную жалобу представителя ответчика - главы АМО «Северо-Байкальский район» Пухарева И.В. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11 сентября 2012г.,

которым постановлено:

Признать незаконным постановление № 76 от 18.03.2010г. «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010г. для расчета размера субсидий молодым семьям-участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010гг.» проживающим на территории МО«Северобайкальский район».

Обязать администрацию МО «Северобайкальский район» отменить постановление № 76 от 18.03.2010г. «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010г. для расчета размера субсидий молодым семьям-участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010гг.» проживающим на территории «Северобайкальский район».

Обязать администрацию МО «Северобайкальский район» произвести перерасчет суммы выданной субсидии для приобретения жилья из расчета стоимости одного квадратного метра жилья в размере 23 500 рублей.

Взыскать с администрации МО «Северобайкальский район» в пользу Тяжковой А.Г. жилищную субсидию в размере  рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере  рублей, госпошлину в доход муниципального бюджета  рубля.

Заслушав доклад судьи Шагдаровой Т.А., выслушав представителя ответчика – АМО «Северо-Байкальский район» Усынину Н.А. (по доверенности), ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец Тяжкова А.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просила признать незаконным постановление № 76 от 18.03.2010г. «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на 2010г. для расчета размера субсидий молодым семьям», принятое МО «Северобайкальский район»; понудить ответчика к отмене вышеуказанного постановления на основании представления межрайонного прокурора; понудить ответчика произвести перерасчет суммы выданной субсидии для приобретения жилья из расчета стоимости одного квадратного метра жилья в размере 23 500 рублей; взыскать с ответчика компенсацию за недоплаченную сумму субсидии на приобретение жилья в размере  рублей; взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя -  рублей.

В судебном заседании Тяжкова А.Г. поддержала исковые требования, пояснила, что ей как участнику подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы предоставлена субсидия на приобретение (строительство) жилья в размере  рублей из расчета субсидии, определенной на основании постановления №76 от 18.03.2010г. МО «Северо-Байкальский район», которым была утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. в размере 12 000 рублей. Решением №81/П Совета депутатов МО ГП «п. Нижнеангарск» от 06.11.2009г. был установлен норматив стоимости 1 кв.м жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии на приобретение жилья молодым семьям на 2002-2010гг. на 3 квартал 2009г. в размере 23 000 рублей, поэтому ей должно было быть выплачено  рублей из расчета ( кв.м х 23 500 руб. стоимость 1 кв.м жилья) х 40% =  руб.), недополученная сумма составляет  рублей.

Представитель истца Плаксина М.Л. поддержала исковые требования, представитель ответчика Усынина Н.А. (по доверенности) с иском не согласилась.

Городской суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе глава АМО «Северо-Байкальский район» Пухарев И.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что норматив стоимости 1 кв.м. общей жилой площади для расчета размера субсидии определяется АМО «Северо-Байкальский район», т.к. она формирует список молодых семей – участников подпрограммы, участвуя своими финансовыми средствами в ее реализации, а у МО ГП «поселок Нижнеангарск», напротив, такие полномочия отсутствуют. К участию в деле не были привлечены Министерство регионального развития РФ, Министерство образования и науки РБ. По мнению заявителя жалобы, судом допущены нарушения норм процессуального права, выразившиеся в следующем: суд рассмотрел требования об оспаривании нормативно-правового акта и исковые требования в одном производстве, при этом в нарушение ч.2 ст. 253 ГПК РФ не указал, с какого времени нормативный акт должен быть признан недействующим.

Судебная коллегия, выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного законно и обоснованно, в соответствии с требованиями закона и обстоятельствами дела.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно ч.1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающей государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

В соответствии с разделами V и VI подпрограммы, пунктами 24, 29, 30, 31 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 средства на реализацию приведенной подпрограммы, предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы.

Согласно пунктов 3, 4 раздела 9.5 Постановления Правительства РБ от 30.07.2003г. № 243 «Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы» максимальный размер возможной субсидии для компенсации части стоимости строительства или приобретения жилья и порядок ее предоставления устанавливаются Правительством Республики Бурятия для каждой категории участников Подпрограммы. Стоимость одного квадратного метра общей жилой площади устанавливается Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия, но не выше стоимости одного квадратного метра общей жилой площади, установленной для Республики Бурятия уполномоченным Правительством Российской Федерации государственным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 4 раздела 9.5 Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.07.2003 № 243 Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия утверждена Методика определения средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для расчета размера субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданами с привлечением средств республиканского бюджета.

Таким образом, суд первой инстанции, установив, что постановление АМО «Северобайкальский район» № 76 от 18.03.2010г. принято на основании представленных главами сельских поселений документов о расчете стоимости 1 кв.м. жилья на их территории, без учета положений вышеназванной Методики, обоснованно пришел к выводу о несоответствии указанного постановления нормам действующего законодательства.

При принятии оспариваемого постановления АМО «Северо-Байкальский район» должна была руководствоваться Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса №20 от 20 апреля 2009 года, которым утверждена средняя стоимость одного квадратного метра общей площади на 2 квартал 2009г. для расчета размера субсидий для приобретения жилых помещений: в городах - в размере 26 700 рублей; 10 900 рублей – в сельской местности.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона Республики Бурятия от 31.12.2004 № 985-III «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия» в границах территории поселков Кичера, Нижнеангарск, Новый Уоян, Янчукан образованы муниципальные образования, которые наделены статусом городского поселения и установлены их границы в соответствии с картографическим описанием:

1) «Поселок Кичера»;

2) «Поселок Нижнеангарск», включающее поселок Давша;

3) «Поселок Новый Уоян»;

4) «Поселок Янчукан».

Исходя из указанной нормы п.Нижнеангарск наделен статусом городского поселения.

Решением №81/П Совета депутатов МО ГП «п.Нижнеангарск» от 06.11.2009г. был установлен норматив стоимости жилья по муниципальному образованию для расчета субсидий на приобретение жилья молодым семьям на 2002-2010 годы на третий квартал 2009г. в размере 23 000 рублей.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что вывод суда об обязании ответчика произвести перерасчет суммы выданной субсидии, является правильным, поскольку никаких оснований для снижения размера средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для расчета размера субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений молодым семьям у АМО «Северобайкальский район» не имелось.

К тому же в пос.Нижнеангарск, г. Северобайкальске сложился высокий уровень цен на жилье на вторичном рынке.

Так, из кредитного договора супругов Тяжковых и Сбербанка от 18.08.2008г. следует, что им был предоставлен ипотечный кредит для приобретения жилого помещения – квартиры, расположенной в  в размере  руб.

Ссылки в жалобе на то, что к участию в деле не были привлечены Министерство регионального развития РФ, Министерство образования и науки РБ, а также в одном производстве рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правового акта и исковые требования не опровергают выводов суда и не влияют на правильность принятого судебного акта.

Эти ведомства предоставляют средства федерального и республиканского бюджетов в указанных целях в том объеме, каком он был истребован АМО.

Также безосновательным является довод жалобы о том, что суд не имел права рассматривать в одном деле требования об отмене нормативно-правового акта и о взыскании денежных средств, поскольку рассмотрение этих двух требований одновременно было целесообразным, вело к существенной экономии времени и затрат.

Отсутствие в решении суда указания о том, с какого времени нормативно-правовой акт муниципального образования следует признать недействительным и не подлежащим применению, предполагает, что он должен быть признан таковым с момента издания.

Апелляционная жалоба ответчика не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

о п р е д е л и л а :

Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - главы АМО «Северо-Байкальский район» Пухарева И.В. - без удовлетворения.

Председательствующий: Т.А. Шагдарова

Судьи: О.М.Эрхетуева

Е.И. Захаров