ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия) Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия) — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-36/11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 08 ноября 2011 г.
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дмитриевой Л.А.
при секретаре Дудайти А.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных пунктов Положения об управлении средствами, предоставляемыми в 2011 и последующие годы на реализацию подпрограммы "Индивидуальное жилищное строительство" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.04.2011 N 163 "Об управлении средствами, предоставляемыми в 2011 и последующие годы на реализацию подпрограммы "Индивидуальное жилищное строительство" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"
установил:
21 апреля 2011 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 163 "Об управлении средствами, предоставляемыми в 2011 и последующие годы на реализацию подпрограммы "Индивидуальное жилищное строительство" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", опубликованное в печатных изданиях «Сокуоннар. Уураахтар. ДьаЬаллар.» 16 июля 2011 г., № ..., «Якутские Ведомости» 30 апреля 2011 г., № ....
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных пунктов Положения об управлении средствами, предоставляемыми в 2011 и последующие годы на реализацию подпрограммы "Индивидуальное жилищное строительство" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденного названным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), полагая, что они не соответствует федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) ФИО1 (доверенность от 29.08.2011 г. № ...) в судебном заседании заявил об устранении выявленных противоречий путем принятия постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.10.2011 N 517 "О внесении изменений в Положение об управлении средствами, предоставляемыми в 2011 и последующие годы на реализацию подпрограммы "Индивидуальное жилищное строительство" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.04.2011 N 163". Указывает на то, что оспариваемые прокурором отдельные положения названного нормативно-правового акта фактически утратили силу в связи с принятием постановления в новой редакции. Просит прекратить производство по данному делу.
Прокурор Шкиндер Г.Л. не возражает против прекращения производства по данному делу в связи с устранением со стороны Правительства Республики Саха (Якутия) выявленных противоречий нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации федеральному законодательству.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. По правилам ч.2 ст.252 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу по следующим основаниям.
21 апреля 2011 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 163 "Об управлении средствами, предоставляемыми в 2011 и последующие годы на реализацию подпрограммы "Индивидуальное жилищное строительство" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", опубликованное в печатных изданиях «Сокуоннар. Уураахтар. ДьаЬаллар.» 16 июля 2011 г., № ..., «Якутские Ведомости» 30 апреля 2011 г., № ....
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных пунктов Положения об управлении средствами, предоставляемыми в 2011 и последующие годы на реализацию подпрограммы "Индивидуальное жилищное строительство" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Положение), утвержденного названным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), полагая, что они не соответствует федеральному закону, имеющему большую юридическую силу. В частности, прокурором оспорены пункты 2.4.3, 2.4.4, абзац 3 пункта 3.3.7, пункты 3.4.6, 4.7.1 Положения об управлении средствами, предоставляемыми в 2011 и последующие годы на реализацию подпрограммы "Индивидуальное жилищное строительство" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Из содержания пунктов 1.2, 1.3 Постановления Правительства РС(Я) от 26.10.2011 N 517 "О внесении изменений в Положение об управлении средствами, предоставляемыми в 2011 и последующие годы на реализацию подпрограммы "Индивидуальное жилищное строительство" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.04.2011 N 163"усматривается, что оспариваемые положения нормативно-правового акта, в частности пункты 2.4.3, 390E572Dr7e0B2.4.4, абзац 3 пункта 3.3.7 и пункт 3.4.6 Положения, признаны утратившими силу, в пункте 4.7.1 Положения исключены слова "а также на органы финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия)". Постановление Правительства РС(Я) от 26.10.2011 N 517 опубликовано в установленном законом порядке в печатном издании «Якутские Ведомости» 29 октября 2011 г., № ....
Согласно абзацу 1 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, не затрагиваются права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная позиция изложена в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" согласно которой недействующий нормативный правовой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Поскольку до рассмотрения заявления о пресечении судом действия отдельных положений нормативного правового акта последние фактически утратили силу, т.е. не действуют, у суда имеются основания для прекращения производства по делу по правилам ст. 220, п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
В случае нарушения прав и законных интересов в период действия утратившего силу нормативного правового акта заинтересованные лица могут обратиться в суд с соответствующим иском с соблюдением правил подсудности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. 220, п. 1 ч. 1 ст. 134, ст.ст. 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
Прекратить производство по делу по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных пунктов Положения об управлении средствами, предоставляемыми в 2011 и последующие годы на реализацию подпрограммы "Индивидуальное жилищное строительство" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.04.2011 N 163 "Об управлении средствами, предоставляемыми в 2011 и последующие годы на реализацию подпрограммы "Индивидуальное жилищное строительство" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья Л.А.Дмитриева