ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия) Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия) — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-45/12
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 24 июля 2012 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дьяконовой З.С.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в предварительном судебном заседании заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим п. 6 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.03.2012 года № 82 «О мерах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и предприятий топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) к отопительному сезону 2012/2013»,
установил:
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим п.6 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.03.2012 года № 82 «О мерах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и предприятий топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) к отопительному сезону 2012/2013 года». Заявление обосновано тем, что указанным постановлением образована Правительственная комиссия по оперативному руководству подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному сезону 2012/2013 года. Пунктом 6 вышеназванного постановления предусмотрено, что решения Правительственной комиссии обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, муниципальными образованиями, предприятиями и организациями в пределах их компетенций независимо от ведомственной принадлежности, вида деятельности и форм собственности. Поскольку Правительственная комиссия является совещательным органом при Правительстве РС(Я), ее решения не могут носить обязательный характер. По мнению прокурора, п. 6 Постановления принят с превышением полномочий Правительства РС(Я) в нарушение требований федерального законодательства, поскольку полномочиями по принятию нормативных актов, обязательных для исполнения всеми физическими, юридическими лицами, а также органами публичной власти и их должностными лицами, обладают законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) Заиченко Е.С. в судебном заседании заявила ходатайство о прекращении производства по делу в связи с устранением выявленных противоречий путем издания Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 09 июля 2012 года № 300 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) о мерах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и предприятий топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) к отопительному сезону 2012/2013 года» и опубликования его в газете «Якутские ведомости» № 56 от 11 июля 2012 года.
Прокурор Ефремов Д.В. не возражает против прекращения производства по данному делу в связи с устранением выявленных противоречий.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу по следующим основаниям.
Пунктом 6 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.03.2012 года № 82 «О мерах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и предприятий топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) к отопительному сезону 2012/2013 года» было предусмотрено, что решения Правительственной комиссии по оперативному руководству подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному сезону 2012/2013 года обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, муниципальными образованиями, предприятиями и организациями в пределах их компетенций независимо от ведомственной принадлежности, вида деятельности и форм собственности.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09 июля 2012 года №300 принято Постановление «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2012 года № 82 «О мерах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и предприятий топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) к отопительному сезону 2012/2013 года», в котором пункт 6 изложен в новой редакции, а именно указано: «6. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия), ведомствам, предприятиям, организациям всех форм собственности при выполнении мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному сезону 2012/2013 года руководствоваться решениями Правительственной комиссии по оперативному руководству подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному сезону 2012/2013 года».
Названное Постановление опубликовано в официальном печатном издании "Якутские ведомости" №56 от 11.07.2012 года.
Согласно абзацу 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, не затрагиваются права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная позиция изложена в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" согласно которой недействующий нормативный правовой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Поскольку до рассмотрения заявления о пресечении судом действия отдельных положений нормативного правового акта последние утратили силу, у суда имеются основания для прекращения производства по делу по правилам статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае нарушения прав и законных интересов в период действия утратившего силу нормативного правового акта заинтересованные лица могут обратиться в суд с соответствующим иском с соблюдением правил подсудности.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 220, пунктом 1 части 1 статьи 134, статьями 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Прекратить производство по делу по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим п. 6 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.03.2012 года № 82 «О мерах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и предприятий топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) к отопительному сезону 2012/2013» в части обязательности исполнения решений Правительственной комиссии.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Председательствующий: З.С. Дьяконова
Копия верна
Председательствующий: З.С. Дьяконова