Докладчик Нестерова Л. В. Дело № 2- 951/ 2021
Апелляц. дело № 33- 42- 22 г.
УИД 21RS0025- 01- 2020- 007319- 24
Судья Матвеева Т. В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
9 февраля 2022 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Л. В.,
судей Агеева О. В., Александровой А. В.,
при секретаре Герасимовой О. Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу « Т Плюс» о взыскании денежной суммы и др., поступившее по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., выслушав объяснения ФИО1, ее представителя- ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, представителя публичного акционерного общества « Т Плюс»- ФИО3, возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу « Т Плюс» ( далее также- Общество), в котором с учетом уточнений просила взыскать денежную сумму в размере 96987 рублей 54 коп.;
возложить на Общество обязанность эксплуатировать тепловой узел, находящийся в нежилом помещении № ....
Требования мотивировала тем, что между ними ( сторонами) заключен договор теплоснабжения № ... от 1 сентября 2017 года ( снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем), по которому ответчик взял на себя обязательство подавать в упомянутое нежилое помещение, принадлежащее ей ( истцу) на праве собственности, тепловую энергию ( мощность) и теплоноситель.
При этом в данном помещении имеются приборы учета, в том числе тепловой энергии, допущенные теплоснабжающей организацией к эксплуатации, что предполагает взимание платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с их показаниями. Однако плату за отопление Общество незаконно начислило исходя из нормативов и площади помещения, а не по показаниям счетчиков, в связи с чем за период с 1 сентября 2017 года по 30 ноября 2020 года образовалась переплата за отопление в вышеуказанном размере.
По данному поводу она ( ФИО1) обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила возвратить сумму переплаты, но Общество оставило его без удовлетворения.
В судебном заседании ФИО1, ее представитель иск поддержали в уточненном варианте.
Представитель Общества, представители третьих лиц- общества с ограниченной ответственностью « Эдо», общества с ограниченной ответственностью « Управляющая компания « Наш дом» в судебное заседание не явились.
Но в письменных объяснениях представитель ответчика требования не признал, ссылаясь на необоснованность, в том числе на то, что приборы учета тепловой энергии в установленном порядке в эксплуатацию не приняты, что их показания теплоснабжающей организации истец не передавал, а плату, начисленную им ( Обществом), вносил без замечаний. К тому же ФИО1 пропустила исковую давность по платежам, уплаченным за 2017 год.
Судом принято указанное решение, которым постановлено в удовлетворении требований ФИО1 к Обществу о взыскании денежной суммы в размере 96987 рублей 54 коп., возложении обязанности эксплуатировать тепловой узел, находящийся в помещении № ..., отказать.
Это решение обжаловано ФИО1 на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе она ссылается на то, что приборы учета введены в эксплуатацию управляющей компанией, а Общество, несмотря на ее ( истца) неоднократные обращения, никаких действий для оформления соответствующих документов об этом не предприняло.
Изучив дело, рассмотрев его в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших относительно них письменных возражений ответчика, обсудив эти доводы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд первой инстанции среди прочего исходил из того, что для начисления платы за потребленную тепловую энергию по показаниям приборов учета, установленных в нежилом помещении, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, необходимо, чтобы данные приборы опломбировала и приняла в эксплуатацию по акту ресурсоснабжающая организация.
По спорным правоотношениям данный порядок нарушен, поскольку акт приемки показаний упомянутых приборов и акт их допуска в эксплуатацию составила управляющая компания, а не Общество, которое теплосчетчики не пломбировало, их в эксплуатацию не приняло. Соответственно, для начисления платы за отопление по показаниям таких приборов учета у ответчика оснований не имелось.
Отказывая в иске по данным основаниям, районный суд не учел следующее.
В соответствии с п. 1- 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее- ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту ( потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В частности, как следует из ч. 2. 1 ст. 13, ч. 1, 7, п. 7 ч. 8, п. 1 ч. 10 ст. 15, ч. 1- 3 ст. 15. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190- ФЗ " О теплоснабжении" ( далее- Федеральный закон № 190- ФЗ) ( здесь и далее нормы права приведены в редакциях, регулирующих спорные правоотношения, за исключением случаев, когда требуется указание редакции закона), потребители, подключенные ( технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения ( горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию ( мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды, который среди прочего должен определять его существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В настоящее время таковыми правилами являются Правила организации теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года № 808 ( далее- Правила организации теплоснабжения), содержащие существенные условия договора теплоснабжения, к числу которых среди прочего относятся порядок расчетов по договору; порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и ( или) теплоносителя ( п. 7 ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 190- ФЗ, п. 20, 21 Правил организации теплоснабжения).
В Правилах организации теплоснабжения предусмотрен и сам порядок расчетов по договору теплоснабжения, но одновременно оговорено, что положения п. 33- 34 Правил организации теплоснабжения, определяющие порядок расчетов, не распространяются на потребителей, в отношении которых жилищным законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок оплаты коммунальных услуг или коммунальных ресурсов ( п. 34 Правил организации теплоснабжения).
Поскольку нежилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, расположен в многоквартирном доме, то к спорным правоотношениям подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 ( далее- Правила предоставления коммунальных услуг), нормы которого предусматривают иной порядок оплаты тепловой энергии. В частности из п. 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что поставка тепловой энергии в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляется на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, соответствующего положениям законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, а определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии, равно как и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Что касается учета тепловой энергии, то по смыслу ч. 1, 2, 5, 7- 10, 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261- ФЗ " Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( далее- Федеральный закон № 261- ФЗ), п. 13 ст. 2, ч. 1, 2, 6, 7 ст. 19 Федерального закона № 190- ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, под которым понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, устанавливаемыми в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения не определена иная точка учета. А сам коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В частности п. 3, 61, 62, 68- 70 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034 ( далее- Правила коммерческого учета), предусматривают, что смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию, под которым понимается процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
При этом ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией, в состав которой входят представители теплоснабжающей организации, потребителя и организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета, а акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
Положения, касающиеся учета тепловой энергии, содержатся и в Правилах предоставления коммунальных услуг, из которых помимо прочего следует, что учет объема ( количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих ( квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета ( п. 80).
Оснащение нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1- го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета ( п. 81).
Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки ( п. 81( 1)).
В случае, если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и ( или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных п. 81(1) Правил предоставления коммунальных услуг, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг ( п. 81 ( 2)).
В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки ( за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета ( п. 81 ( 4)).
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным п. 81 ( 4) Правил предоставления коммунальных услуг, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию ( п. 81 ( 5)).
По результатам проверки прибора учета исполнитель в 2 экземплярах оформляет акт, подписываемый потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы ( контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки ( п. 81 ( 5), 81 ( 7)).
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию ( при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета ( п. 81 ( 8)).
Из приведенных положений следует, что действительно ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного у потребителя, осуществляется в вышеуказанном порядке, и по общему правилу именно акт ввода в эксплуатацию данного узла служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета.
Однако единственным основанием для отказа ввода приборов учета в эксплуатацию является их несоответствие положениям, предусмотренным п. 81( 4) Правил предоставления коммунальных услуг, выявленное исполнителем в ходе проверки, проведенной для ввода данных приборов в эксплуатацию.
Кроме того, законодатель предусмотрел, что, если исполнитель не явился для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию в вышеуказанные сроки, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления исполнителю заявки, отвечающей требованиям, установленным п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
То обстоятельство, что приборы учета используемых энергетических ресурсов, установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию, следует и из ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 261- ФЗ.
А из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденном 22 декабря 2021 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, видно, что бездействие теплоснабжающей организации как профессионального участника отношений по энергоснабжению, выразившееся в несоблюдении ими порядка ввода приборов учета в эксплуатацию, его опломбирования и последующей регулярной проверки, установленного действующим законодательством, основанием для возложения на добросовестных потребителей неблагоприятных последствий такого бездействия не является.
Как видно из доказательств, имеющихся в настоящем деле, в том числе дополнительных доказательств, принятых и исследованных судебной коллегией исходя из положений ч. 1 ст. 327. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- ГПК РФ), разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 " О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", ввиду неправильного определения районным судом юридически значимых обстоятельств, 2 апреля 2016 года общество с ограниченной ответственностью « ...»- застройщик передало ФИО1- участнику долевого строительства во исполнение условий договора участия в долевом строительстве № ... от 3 сентября 2014 года нежилое помещение № ..., а также приборы учета и оборудование, включая водомерные счетчики на горячую и холодную воду, два теплосчетчика модели СТК- 20- 2, 50 с заводскими номерами 130375 и 130136, которые по состоянию на 2 апреля 2016 года имели нулевые показатели.
8 июня 2016 года данное нежилое помещение площадью 181, 8 кв. метра истец зарегистрировал за собой на праве собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 " О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в Правила предоставления коммунальных услуг внесены изменения, введенные в действие с 1 января 2017 года, которые, как указывалось выше, среди прочего предусмотрели поставку тепловой энергии в нежилое помещение в многоквартирном доме на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В связи с этими изменениями 1 сентября 2017 года Общество- теплоснабжающая организация и ФИО1- потребитель подписали договор теплоснабжения № ... ( снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем). Из его условий усматривается, что теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию ( мощность) и теплоноситель, в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения, в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон ( приложение № 2 к договору). А потребитель обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы; обеспечивать прием, учет энергетических ресурсов, получаемых в точках поставки, периодический ( не чаще 1 раза в квартал) доступ уполномоченных представителей теплоснабжающей организации, в том числе к приборам учета тепловой энергии, с целью проверки и условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, за исключением порядка определения объема, осуществляется в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета и Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Учет количества потребленных энергоресурсов осуществляется по приборам учета потребителя, указанным в приложении № 5 к договору, допущенным в эксплуатацию представителем теплоснабжающей организации, если иное не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг ( п. 3. 2 договора).
При этом в приложении № 5 к договору приведен перечень коммерческих расчетных приборов узла учета ( два теплосчетчика модели СТК- 20- 2, 50 с заводскими номерами 130375 и 130136, четыре водомерных счетчика ( СГВ- 15)), установленных в нежилом помещении № .... При этом дата ввода этих приборов в эксплуатацию в данном перечне отсутствует, но указывается их очередная поверка: теплосчетчиков- 29 сентября 2019 года, водомеров- 1 марта 2022 года.
Договор действует по 31 декабря 2017 года и распространяется на отношения, возникшие с 1 сентября 2017 года, но он считается продленным на следующий календарный год на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении или о заключении нового договора.
Текст данного договора, включая его приложения, подписаны обеими сторонами этой сделки, и тот факт, что договор с указанными условиями действует по настоящее время, истец и ответчик не оспаривают.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если вышеуказанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Таким образом, из буквального значения слов и выражений, содержащихся в договоре теплоснабжения № ... от 1 сентября 2017 года, условия которого подлежат толкованию в соответствии с правилами, установленными в ст. 431 ГК РФ, видно, что теплосчетчики с заводскими номерами 130375 и 130136 в данной сделке указаны как приборы учета тепловой энергии, допущенные ответчиком к эксплуатации, по которым последний ведет учет количества потребленной тепловой энергии.
Этот вывод подтверждается и обстоятельствами, предшествующими совершению указанного договора, перепиской сторон и их последующим поведением. В частности в материалах настоящего дела имеется акт без номера и даты, оформленный на бланке ответчика, поименованный актом ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, подписанный представителями Общества и ФИО1
Из него усматривается, что произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя, имеющихся в помещении № ..., проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено, что узел учета тепловой энергии и теплоносителя соответствует требованиям Правил коммерческого учета.
В связи с этим узел учета тепловой энергии допускается к эксплуатации по 31 августа 2018 года в составе оборудования, включающего в себя водомерные счетчики ( СГВ- 15) в количестве 4 приборов, и пломбируется пломбиратором « Т Плюс ОТИ № 5».
Между тем суду апелляционной инстанции ФИО1 представила пломбу с оттиском « Т Плюс ОТИ 10», установленную на обоих теплосчетчиках, и объяснила, что 31 августа 2017 года обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней договора теплоснабжения, после чего к ней пришли два сотрудника Общества, осмотрели узел учета тепловой энергии, после чего опломбировали 4 водомерных счетчика и 2 теплосчетчика. Но в тот день акт о принятии их в эксплуатацию не оформили, а впоследствии выдали акт лишь о принятии водомерных счетчиков, указав, что на ввод в эксплуатацию теплосчетчиков разрешения не дают. Впоследствии по этому поводу она ( истец) неоднократно обращалась с соответствующими заявлениями к ответчику, который обещал все вопросы разрешить, но фактически работники Общества к ней ( ФИО1) больше не приходили.
При этом вопросами, связанными с эксплуатацией нежилого помещения № ..., фактически занимается ее муж- К. А. и сын- К. Ю., в связи с чем дать более подробные объяснения, в том числе объяснить, каким образом происходило опломбирование теплосчетчиков, она не может.
А из показаний К. А., допрошенного в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля, усматривается, что истец обратился к ответчику с заявлением о совершении договора теплоснабжения, и перед его заключением представители Общества проверили водомерные, тепловые счетчики и по результатам их осмотра все приборы учета, включая теплосчетчики, опломбировали. Однако акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии передали им ( потребителям) лишь в конце сентября- начале октября 2017 года, и в данном документы были отражены сведения только о водомерных счетчиках. Отсутствие данных о теплосчетчиках представитель ответчика по телефону объяснил тем, что в многоквартирном доме, в котором находится помещение № ..., не все помещения имеют такие приборы учета, а это делает невозможным начисление платы за тепло по показаниям счетчиков.
Обстоятельства, изложенные истцом, указанным свидетелем, подтверждаются и перепиской, которая велась между сторонами настоящего дела. Из нее видно, что в 2018- 2020 г. г. ФИО1 неоднократно обращалась в Общество с различными заявлениями, в том числе просила составить акт ввода в эксплуатацию двух приборов учета энергии за отопление, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 3. 2 договора, приложением № 5 к договору № ... от 1 сентября 2017 года они допущены в эксплуатацию, равно как просила в дальнейшем начисление за отопление производить по показаниям теплосчетчиков, которые она ( ФИО1) подает ему ( ответчику) в установленные сроки, а с 1 января 2017 года сделать перерасчет исходя из показаний приборов учета тепловой энергии.
Ответчик в удовлетворении данных обращений отказал, указав, что с 1 января 2017 года показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии во внимание не принимаются, т. к. с этой даты нормы Правил предоставления коммунальных услуг не позволяют взимание указанной платы по показаниям приборов учета тепловой энергии ввиду отсутствия таких приборов учета во всех помещениях многоквартирного дома.
В подтверждение своих доводов о том, что приборы учета энергии за отопление ответчик принял, но акт об этом не составил, истец также представил:
акт приемки показаний приборов учета горячей воды и отопления нежилого помещения № ... от 5 сентября 2017 года, подписанный представителем общества с ограниченной ответственностью « Эдо», на тот момент являющегося управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный дом, и ФИО1 В данном документе, кроме показаний водомерных счетчиков, указываются показания приборов учета энергии за отопление, которые по счетчику с заводским номером 130375 составляют 0, 5750 Гкал, а с заводским номером 130136- 0, 4523 Гкал, а также содержится информация о том, что по этим показаниям собственник нежилого помещения оплачивает за услуги напрямую ресурсоснабжающей организации;
акт от 30 ноября 2020 года, подписанный работником общества с ограниченной ответственностью « Управляющая компания « Наш дом» и ФИО1, утвержденный руководителем данной организации, из которого следует, что этот работник управляющей компании снял показания вышеуказанных теплосчетчиков, которые по счетчику с заводским номером 130375 составляют 0, 5846 Гкал, а с заводским номером 130136- 0, 4527 Гкал.
акт, подписанный слесарем- сантехником общества с ограниченной ответственностью « Управляющая компания « Наш дом», утвержденный руководителем данной организации, из которого следует, что 14 декабря 2021 года этот работник управляющей компании снял, а 17 декабря 2021 года установил счетчик с заводским номером 130136, показания которого составляют 0, 4806 Гкал;
акт от 17 декабря 2021 года, подписанный работниками общества с ограниченной ответственностью « Управляющая компания « Наш дом» и Капитоновым Ю. А., утвержденный руководителем данной организации, согласно которому тепловой счетчик с заводским номером 130136, опломбированный Обществом, демонтирован в связи с необходимостью его передачи для проведения поверки, а после его проведения установлен и опломбирован данной управляющей компанией. Тепловой счетчик с заводским номером 130375 также опломбирован Обществом, но демонтировался.
К этому акту приложены соответствующие фотографии пломбы, установленной на демонтированном счетчике.
По данному поводу истец, его представители, свидетель К. А. объяснили, что эти тепловые счетчики сняты для проведения их поверки, после чего они установлены и опломбированы.
В силу п. 14 Правил коммерческого учета используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Как видно из настоящего дела, 2 февраля 2021 года составлен акт № 2021- Ф5/ ДЭУ- 3, подписанный представителями Общества и ФИО1 Из него видно, что узел учета тепловой энергии, установленный в помещении № ..., соответствует п. 62- 67 Правил коммерческого учета и допускается в эксплуатацию для расчетов за энергоресурсы со 2 февраля 2021 года по 29 сентября 2021 года. При этом два теплосчетчика опломбированы, показания теплосчетчика с заводским номером 130375 составляет 0, 5857 Гкал, с заводским номером 130136- 0, 4539 Гкал.
В настоящем деле имеются также паспорта теплосчетчиков, установленных в помещении № ..., из которых усматривается, что они выпущены 29 сентября 2015 года, межповерочный интервал составляет 6 лет, равно как и документы о том, что на момент разрешения спорной ситуации счетчики с заводскими номером 130375 и 130136 прошли поверку соответственно 12 ноября 2020 года, 17 декабря 2021 года и признаны пригодными к дальнейшему применению соответственно до 11 ноября 2026 года, до 16 декабря 2027 года.
Представитель ответчика, возражая против иска, в судах первой и апелляционной инстанций первоначально указал, что теплосчетчики, установленные в упомянутом помещении, не приняты в эксплуатацию и не опломбированы, о чем свидетельствует отсутствие в приложении № 5 к договору даты ввода в эксплуатацию приборов учета. К тому же с заявкой о принятии приборов в эксплуатацию истец не обращался, показания счетчиков учета энергии за отопление теплоснабжающей организации не передавал.
Впоследствии также объяснил, что полный пакет документов для принятия в эксплуатацию индивидуальных приборов учета по отоплению при совершении договора № ... от 1 сентября 2017 года ФИО1 не представила, в связи с чем допуск данных приборов в эксплуатацию произведен только по акту от 2 февраля 2021 года, хотя при этом представитель не оспаривал, что необходимые документы при заключении указанной сделки истец представил.
Что касается п. 3. 2 договора, приложения № 5, то в тексте данных документов теплосчетчики упоминались, т. к. предполагалось, что они должны быть приняты в эксплуатацию, поскольку Общество понимало, что указанные приборы учета застройщик истцу передал.
Объяснить, принадлежат ли пломбы, имеющиеся на теплосчетчиках, Обществу, почему данные приборы учета оказались опломбированными, почему о вводе в эксплуатацию водомерных счетчиков акт составлен, а теплосчетчиков нет, представитель ответчика не смог. Однако не отрицал, что для принятия счетчиков ( водомерных и тепловых) достаточно было одного обращения потребителя и одного выхода сотрудников Общества для их осмотра.
Оценив доказательства, включая объяснения сторон, изложенные выше, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности ( ст. 67 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводам, что до совершения с истцом договора № ... от 1 сентября 2017 года схему включения приборов учета Общество проверило, признало ее правильной, а приборы учета- соответствующими требованиям об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, теплосчетчики, установленные в вышеуказанном нежилом помещении, фактически приняло в эксплуатацию, о чем прямо указано в п. 3. 2 договора и приложении № 5 к договору, их опломбировало, но акт о введении данных приборов в эксплуатацию не составило, хотя в силу прямого предписания закона данная обязанность возлагалась на него.
В частности, как указывалось выше, в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг по результатам проверки приборов учета тепловой энергии ответчик должен был составить акт с обязательным указанием о принятом решении о вводе или об отказе от ввода данных счетчиков в эксплуатацию с изложением оснований такого отказа. Причем основанием для отказа ввода приборов учета в эксплуатацию являлось их несоответствие положениям, предусмотренным п. 81 ( 4) Правил предоставления коммунальных услуг, выявленное исполнителем в ходе проверки. Между тем о наличии таких несоответствий ответчик не заявляет, и это из представленных доказательств не усматривается.
Напротив, проведенная по истечении межповерочного интервала поверка приборов учета, в результате которой установлено их соответствие метрологическим требованиям, подтверждает не только возможность их использования до следующей поверки, но и достоверность учетных данных, отображаемых этими приборами, за весь период их использования.
При этом тот факт, что в приложении № 5 к договору теплоснабжения не указана дата ввода их в эксплуатацию, об ошибочности данных выводов не свидетельствует, поскольку эти сведения отсутствуют и в отношении водомерных счетчиков, которые, однако, приняты ответчиком с составлением об этом соответствующего акта. Приведенными доказательствами опровергаются объяснения представителя Общества и о том, что с заявлениями о принятии приборов учета тепловой энергии ФИО1 к ним не обращалась.
Поскольку никаких действий ( бездействия), препятствующих составлению Обществом акта о принятии приборов учета тепловой энергии, установленных в помещении № ..., в эксплуатацию, являющихся исходя из положений п. 1- 3, 5 ст. 10 ГК РФ недобросовестными и неразумными, истец не совершал, то бездействие ответчика, опломбировавшего теплосчетчики, но не составившего акт о вводе их в эксплуатацию, не может повлечь для ФИО1 неблагоприятные последствия в виде начисления платы за отопление по нормативам его потребления.
Кроме того, при изложенных обстоятельствах требование истца о возложении на ответчика обязанности эксплуатировать тепловой узел, находящийся в нежилом помещении № ..., подлежит удовлетворению, поскольку подписание акта № 2021- Ф5/ ДЭУ- 3 от 2 февраля 2021 года, имевшего место только после принятия вышеуказанного иска к производству суда 15 декабря 2020 года, добровольным исполнением данного требования не является, а после составления данного акта истец от иска в указанной части не отказался.
Но решение суда в этой части исполнению не подлежит, поскольку считается исполненным Обществом в ходе рассмотрения настоящего дела.
Возражая против иска, представитель Общества также ссылается на то, что показания счетчиков учета энергии за отопление теплоснабжающей организации истец не передавал, но не отрицает, что данные сведения потребители передают любым доступным способом ( через сайт Общества в сети « Интернет», по телефону, приносят нарочно и т. д.).
Между тем из объяснений ФИО1, показаний свидетеля К. А. усматривается, что показания теплосчетчиков, занесенные в акт установленной формы, изготовленный на бланке ответчика, поименованный актом снятия показаний приборов узла учета тепловой энергии, истец ежемесячно относил в офис Общества.
Кроме того, в удовлетворении обращений ФИО1 о начислении платы за отопление по показаниям приборов учета ответчик ни разу не отказал по мотиву отсутствия у него ( Общества) данных показаний.
Таким образом, доказательства, имеющиеся в деле, с достаточностью и достоверностью подтверждают, что показания приборов учета тепловой энергии истец ответчику предоставлял своевременно. Соответственно, плату за отопление Общество должно было начислять ФИО1 по показаниям указанных приборов учета тепловой энергии.
ФИО1 судебной коллегии объяснила, и данные факты представителем ответчика не оспариваются, а также подтверждаются иными представленными доказательствами, что плата за отопление производилась в течение отопительного сезона.
Кроме того, из этих доказательств ( включая акты, представленные истцом судебной коллегии, как документы, врученные ответчику в подтверждение снятия показаний приборов узла учета тепловой энергии), видно, что по состоянию на 5 сентября 2017 года, а далее с 1 октября 2017 года, поскольку отопительный сезон начался с этого месяца, по 31 января 2018 года теплосчетчик с заводским номером 130375 имел показания 0, 5750 Гкал, теплосчетчик с заводским номером- 0, 4523 Гкал;
за февраль 2018 года соответственно 0, 5817 Гкал и 0, 4523 Гкал;
с 1 марта 2018 года по 30 ноября 2020 года соответственно 0, 5817 Гкал и 0, 4523 Гкал.
В многоквартирном доме № ..., оборудованном коллективным ( общедомовым) и индивидуальными ( квартирными) приборами учета тепловой энергии, находятся 90 квартир и 7 нежилых помещений.
Общество с ограниченной ответственностью « Эдо» представило суду апелляционной инстанции документы, составленные при смене управляющей компании, из которых усматривается, что все жилые и нежилые помещения дома имеют теплосчетчики, но показания данных приборов зафиксированы только по приборам учета тепловой энергии, установленным в жилых помещениях. Оценив эти доказательства, судебная коллегия приходит к выводам, что указанный многоквартирный дом оборудован коллективным ( общедомовым) прибором учета тепловой энергии, принятым в эксплуатацию в установленном порядке, но не все нежилые помещения ввели индивидуальные приборы учета тепловой энергии в эксплуатацию с соблюдением упомянутого порядка.
При этом общество с ограниченной ответственностью « Управляющая компания « Наш дом», в настоящее время являющееся организацией, обслуживающей многоквартирный дом № ..., сообщило, что не все собственники помещений передают показания индивидуальных приборов учета отопления, в связи с чем расчет объема ( количества) тепловой энергии, полученной на нужды отопления жилых помещений за период с января 2019 года по март 2021 года производился по формуле 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. А из объяснений представителя ответчика усматривается, что документы ( акты поданной- принятой тепловой энергии, счета- фактуры), предусмотренные договором теплоснабжения, истец подписал без замечаний, а это, по его мнению, означает, что ФИО1 с начисленной платой согласилась.
Между тем порядок расчетов за тепловую энергию установлен законодательством, регулирующим этот вопрос.
Так, по смыслу п. 1, 2 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В частности по смыслу ч. 4 ст. 154, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее- ЖК РФ), ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 261- ФЗ, ч. 9 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 19 Федерального закона № 190- ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения не определена иная точка учета.
Оплата тепловой энергии ( мощности) и ( или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 190- ФЗ.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, включая тепловую энергию, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию ( мощность).
При этом осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
1) отсутствие в точках учета приборов учета;
2) неисправность приборов учета;
3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
На то обстоятельство, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, указывается и в ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 261- ФЗ.
Кроме того, порядок расчетов за отопление конкретизируется в Правилах предоставления коммунальных услуг, нормы которого за спорный период ( с 1 сентября 2017 года по 30 ноября 2020 года) изменялись.
Так, в п. 42 ( 1), 43 Правил предоставления коммунальных услуг ( в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 232, подлежащих применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года) предусматривалось, что объем тепловой энергии, потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома, определяется в соответствии с п. 42 ( 1) Правил предоставления коммунальных услуг. А именно оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов- в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным ( общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и ( или) общими ( квартирными) приборами учета ( распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 ( 1) и 3 ( 2) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из показаний коллективного ( общедомового) прибора учета тепловой энергии ( абз. 3 п. 42 ( 1) Правил предоставления коммунальных услуг).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным ( общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и ( или) общими ( квартирными) приборами учета ( распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3 ( 3) и 3 ( 4) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из показаний индивидуальных и ( или) общих ( квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного ( общедомового) прибора учета тепловой энергии ( абз. 4 п. 42 ( 1) Правил предоставления коммунальных услуг).
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения ( горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным ( общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем ( количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абз. 3 и 4 п. п. 42 ( 1) Правил предоставления коммунальных услуг объем ( количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема ( количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного ( общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема ( количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема ( количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, в случае если при открытой системе теплоснабжения ( горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные ( общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абз. 3 и 4 п. 42 ( 1) Правил предоставления коммунальных услуг.
Как усматривается из приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным ( общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными ( или) общими ( квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно п. 42 ( 1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле 3:
,
где:
VД- объем ( количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного ( общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.
В случаях, предусмотренных п. 42 ( 1), 54 и 59 ( 1) Правил предоставления коммунальных услуг, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем ( количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;
Si- общая площадь i- го помещения ( жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TT- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако положения ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42 ( 1) Правил предоставления коммунальных услуг в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 232 проверялись на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, по результатам которой Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело в судебном заседании, принял постановление от 10 июля 2018 года № 30- П.
Из этого постановления следует, что взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42 ( 1) Правил предоставления коммунальных услуг, Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ст. 35, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения- по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой,- не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным ( общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
В связи с этим Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации надлежит- руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в этом постановлении,- внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным ( общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Во исполнение данных указаний Конституционного Суда Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708 " О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме", положения которого вступили в силу с 1 января 2019 года, изменен порядок расчета платы за отопление потребителям в многоквартирном доме.
Так, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным ( общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и ( или) общими ( квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 ( 1) и 3 ( 4) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг на основании показаний индивидуального и ( или) общего ( квартирного) и коллективного ( общедомового) приборов учета тепловой энергии ( абз. 4 п. 42 ( 1) Правил предоставления коммунальных услуг в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708).
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода объем ( количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и ( или) общего ( квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета.
Как усматривается из приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i- м нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным ( общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и ( или) общими ( квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно п. 42 ( 1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг определяется по формуле 3 ( 1):
где:
Vi- объем ( количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i- е помещение ( жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i- м помещении ( жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и ( или) общим ( квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и ( или) общего ( квартирного) прибора учета;
Si- общая площадь i- го помещения ( жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд- объем ( количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного ( общедомового) прибора учета тепловой энергии;
Sоб- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ- тариф ( цена) на тепловую энергию, установленный ( определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 предусматривал, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Конституционность данной нормы также проверялась Конституционным Судом Российской Федерации, который по итогам рассмотрения дела без проведения слушания принял постановление от 20 декабря 2018 года № 46- П.
Этим решением Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг в указанной редакции не соответствующим ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 1- 3 ст. 35, ч. 1 ст. 40, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой нормативное положение, содержащееся в нем, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Этим же решением Правительству Российской Федерации предписано незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений- при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены,- лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года № 184 « О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", вступившим в силу со дня его официального опубликования, имевшего место 25 февраля 2019 года, абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг изложен в новой редакции и предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 ( 1), 42 ( 2), 43 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг.
По смыслу ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1- ФКЗ « О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения, а постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое без проведения слушания,- со дня его опубликования.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. При этом с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым отдельные положения нормативного акта признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не допускается применение либо реализация каким- либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким- либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с истолкованием, данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении.
Суды общей юрисдикции при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации ( включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с истолкованием, данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении.
Применительно к возникшему спору указанное означает, что правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 30- П, 20 декабря 2018 года № 46- П, подлежат применению и при рассмотрении настоящего дела, несмотря на то, что спорные правоотношения имели место и в периоды действия положений Правил предоставления коммунальных услуг в прежних редакциях, т. к. эти позиции основаны на конституционно- правовом истолковании положений актов гражданского законодательства, действовавших в спорный период и имеющих большую юридическую силу, чем постановление Правительства Российской Федерации.
Таким образом, расчет платы за отопление по спорным правоотношениям следует производить в соответствии с положениями абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года № 184, п. 42 ( 1), 42 ( 2), 43 Правил предоставления коммунальных услуг в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708, формулы 3 ( 1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708.
Соответственно, для расчетов во внимание следует принимать следующие исходные данные: площадь нежилого помещения № ..., составляющую 181, 8 кв. метра;
общую площадь всех жилых и нежилых помещений указанного дома- 6904, 40 кв. метров;
тарифы ( цены) на тепловую энергию с октября 2017 года по май 2018 года в размере 1246 рублей 34 коп., с октября 2018 года по апрель 2019 года в размере 1290 рублей 64 коп., с октября 2019 года по май 2020 года в размере 1296 рублей 68 коп., с октября 2020 года по ноябрь 2020 года в размере 1342 рублей 87 коп.;
объем тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме, на основании показаний коллективного ( общедомового) прибор учета тепловой энергии: в 2017 году в октябре- 75, 38 Гкал, ноябре- 114 Гкал, декабре- 122, 8 Гкал;
в 2018 году в январе- 184 Гкал, феврале- 199 Гкал, марте- 118 Гкал, апреле- 74 Гкал, мае- 27 Гкал, октябре- 92, 63 Гкал, ноябре- 136, 18 Гкал, декабре- 128, 66 Гкал;
в 2019 году в январе- 198, 0906 Гкал, феврале- 135, 4686 Гкал, марте- 105,323 Гкал, апреле- 74, 831 Гкал, октябре- 81, 417 Гкал, ноябре- 105, 139 Гкал, декабре- 116, 187 Гкал;
в 2020 году в январе- 113, 7 Гкал, феврале-140, 183 Гкал, марте- 102, 99 Гкал, апреле- 69, 577 Гкал, мае- 35, 081 Гкал, октябре- 45, 7616 Гкал, ноябре- 75, 8213 Гкал, а также объем ( количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям индивидуальных и ( или) общих ( квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях, оборудованных индивидуальными и ( или) общими ( квартирными) приборами учета тепловой энергии.
Как видно из настоящего дела, в договоре теплоснабжения № ... от 1 сентября 2017 года, заключенного сторонами настоящего дела, предусмотрено, что при отсутствии у потребителя в точках учета приборов учета, а также в случае неисправности приборов учета, либо при нарушении сроков предоставления показаний приборов учета, установленных договором ( до 25 числа расчетного месяца), количество энергетических ресурсов, потребленных потребителем, определяется теплоснабжающей организацией в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, а в части горячего водоснабжения- с Федеральным законом № 190- ФЗ.
Учет количества потребленных энергоресурсов для целей осуществления расчетов за горячую воду должен обеспечивать отдельное определение объемов тепловой энергии и теплоносителя, расходуемых на нужды горячего водоснабжения объектов потребителя.
При этом потребитель оплачивает теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии ( мощности) и невозвращенного теплоносителя, стоимость горячей воды в порядке, установленном приложением № 4, а способ осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению определяется Правилами предоставления коммунальных услуг.
Основанием для расчетов является акт поданных- принятых тепловой энергии и горячей воды за договорную тепловую нагрузку ( мощность), фактически принятое количество энергетических ресурсов и счет- фактура, оформленные теплоснабжающей организацией, которые потребитель обязан получить в теплоснабжающей организации, оформить, подписать их и возвратить обратно.
Если потребитель эти обязанности не исполнит, считается, что энергетические ресурсы приняты без возражений и акт подписан потребителем.
Стороны берут на себя обязательство ежеквартально, а также по просьбе одной из сторон оформлять акт сверки расчетов за энергетические ресурсы.
Как следует из приложения № 4 к договору, периодами платежа за тепловую энергию ( мощность) и ( или) теплоноситель являются с 1 по 4, с 5 по 17, с 18 по предпоследнее число текущего месяца.
Оплата за тепловую энергию ( мощность) и ( или) теплоноситель производится потребителем исходя из договорного количества тепловой энергии ( мощности), теплоносителя за соответствующий период в следующем порядке:
до 5 числа текущего месяца- 100 % плановой общей стоимости за мощность;
до 18- го числа текущего месяца- платеж в размере 35 % плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в расчетном месяце;
до истечения последнего числа текущего месяца- платеж в размере 50 % от плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в расчетном месяце;
до 10 числа месяца, следующего за расчетным, осуществляется оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию ( мощность), теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем.
В случае, если объем фактического потребления тепловой энергии и ( или) теплоносителя за истекший месяц меньше планового ( договорного) объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц. Под плановым объемом потребления тепловой энергии ( мощности), теплоносителя понимается договорное количество тепловой энергии ( мощности), теплоносителя, предусмотренное приложением № 1 к договору. Если дата расчетов приходится на выходные или праздничные дни, то расчетным является следующий за ними рабочий день. Исполнением обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации. Стоимость тепловой энергии ( мощности), теплоносителя определяется исходя из тарифов, установленных органами регулирования.
В подтверждение того, что плату за отопление она внесла больше, чем полагалось, ФИО1 представила документы, из которых следует, что 8 декабря 2017 года, 8 января 2018 года, 8 февраля 2018 года, 8 апреля 2018 года, 8 мая 2018 года, 17 мая 2019 года, 14 января 2020 года, 17 февраля 2020 года, 29 мая 2020 года она заплатила по 5000 рублей, 8 марта 2018 года, 19 декабря 2018 года, 5 ноября 2019 года- по 10000 рублей, 11 февраля 2019 года- 8000 рублей, 11 марта 2019 года, 16 марта 2020 года- по 7000 рублей ( всего 97000 рублей).
Вместе с тем представитель Общества просит применить исковую давность, указывая, что по платежам, внесенным в 2017 году, она пропущена. ФИО1, ее представители, напротив, утверждают, что о нарушении своих прав она ( истец) узнала не ранее 19 ноября 2020 года, поскольку о том, что в спорной ситуации Конституционный Суд Российской Федерации предписал начислять плату за отопление по показаниям приборов учета тепловой энергии, узнала от своего представителя только в ноябре 2019 года.
Согласно ст. 195, п. 1 ст. 196, п. 1, 2 ст. 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
А именно, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По смыслу положений этих норм, а также разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 « О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по общему правилу течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком.
При этом течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара ( работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как указывалось, истец полагает, что переплата тепловой энергии образовалась за период с 1 сентября 2017 года по 30 ноября 2020 года, а с вышеуказанным иском в суд она обратилась 10 декабря 2020 года.
С учетом того, что за сентябрь 2017 года плата за отопление не вносилась, т. к. отопительный период не начался, а по условиям договора теплоснабжения № ... от 1 сентября 2017 года такая плата должна вноситься ежемесячно в отопительный период, окончательный расчет производиться до 10 числа месяца, следующего за расчетным, то исковую давность по требованию о взыскании платы за октябрь, ноябрь 2017 года ФИО1 пропустила.
При этом о возможности начисления платы за отопление по показаниям приборов учета тепловой энергии истцу было известно до принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления № 30- П, в связи с чем по этому поводу ФИО1 неоднократно обращалась к ответчику с соответствующими заявлениями. Следовательно, о нарушении своего субъективного права на внесение платежей, начисленных исходя из фактически потребленной энергии, она узнала не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, и с указанного времени имела возможность реализовать право на судебную защиту посредством предъявления иска в суд.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах в иске о взыскании платы за отопление за октябрь 2017 года, ноябрь 2017 года следует отказать ввиду пропуска ФИО1 исковой давности по данным требованиям.
Что касается ее объяснений о том, что исковую давность необходимо исчислять с декабря 2020 года- с момента, как она узнала о принятии Конституционным Судом Российской Федерации постановления № 30- П, то принятие этого решения исходя из упомянутых норм гражданского законодательства об исковой давности само по себе обстоятельством, изменяющим начало течения срока исковой давности, либо прерывающим течение срока исковой давности, начатое ранее, не является. Иное толкование правовых норм об исковой давности не следует и из содержания данного постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, подп. « в», « д» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг помимо прочего запрещают потребителю самовольно отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и ( или) технической документацией на многоквартирный дом, а также осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия.
В силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных ( общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает тепло ( ГОСТ Р 56501- 2015 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования, введенные в действие с 1 марта 2016 года на основании приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 823- ст).
Из приведенных положений следует, что теплопотребляющей установкой и тепловой сетью потребителя, абонента, указанной в ст. 2, 15 Федерального закона № 190- ФЗ, является вся внутридомовая система отопления, а не только отдельные ее элементы в виде отопительных приборов ( радиаторов, конвекторов), поэтому любой собственник помещения в многоквартирном доме является в той или иной степени потребителем тепловой энергии.
Таким образом, отключая внутренние системы отопления помещения от центральных систем отопления, т. е. перекрывая арматуру трубы теплоснабжения на вводе в помещение, в результате чего индивидуальные приборы учета тепловой энергии могут зафиксировать нулевое или близкое к нулю потребление тепловой энергии, потребитель нарушает запреты, указанные в подп. « в», « д» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг, тогда как они установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого дома, поскольку при отключении тепловой энергии хотя бы в одном помещении в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Следовательно, по общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату тепловой энергии, используемой для обогрева многоквартирного дома, не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, согласованным в установленном порядке, либо изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления ( неотапливаемое помещение).
В части участия в содержании общего имущества многоквартирного дома ФИО1 объяснила, что плату за тепловую энергию, потребленную на общедомовые нужды, она уплачивала управляющей компании.
В настоящем деле действительно имеются судебные постановления, из которых усматривается, что решением мирового судьи судебного участка № 1 Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 мая 2021 года, вступившим в законную силу 1 сентября 2021 года, в иске ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью « Эдо», в том числе о взыскании денежной суммы в размере 21064 рублей 50 коп., отказано.
Принимая такое решение, судебные инстанции исходили из того, что ФИО1, будучи собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, обязана уплачивать коммунальные услуги ( включая отопление), потребленные при содержании общего имущества данного дома. Указанная денежная сумма является платой за отопление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, начисленной за период с 1 октября 2017 года по 30 ноября 2018 года, от уплаты которой истец не освобожден.
Что касается договора теплоснабжения № ... от 1 сентября 2017 года, заключенного между истцом и Обществом, то данная сделка в спорный период регулировала вопросы, связанные с отоплением непосредственно самого нежилого помещения № ....
По данному делу Общество привлечено к участию в деле в качестве третьего лица ( дело 2- 806/ 2021).
В последующем, как следует из сообщения общества с ограниченной ответственностью « Управляющая компания « Наш дом», плату за отопление, в том числе за тепловую энергию, потребленную на общедомовые нужды, данная организация ФИО1 не начисляла, т. к. последняя заключила договор теплоснабжения с Обществом.
Следовательно, по спорным правоотношениям плату за отопление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с 1 декабря 2018 года по 30 ноября 2020 года истец должен вносить ответчику.
Таким образом, доказательств, с достаточностью и достоверностью свидетельствующих о том, что способ расчета, примененный Обществом за спорный период, привел к увеличению платы за отопление, начисленной истцу, по сравнению с тем, если бы она была рассчитана по формуле 3 ( 1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, равно как и к нарушению имущественных прав истца, в настоящем деле нет.
А тот факт, что показатели теплосчетчиков, установленных в нежилом помещении № ..., в течение продолжительного времени имеют нулевые или близкие к нулю потребление тепловой энергии, означает, что ФИО1 нарушает запреты, указанные в подп. « в», « д» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг. То обстоятельство, что отопление в данном помещении отключено, в суде апелляционной инстанции истец и не оспаривал.
Между тем в силу п. 1, 2, 5 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав ( злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данных требований суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Кроме того, в силу п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг, условий договора теплоснабжения № ... от 1 сентября 2017 года, заключенного сторонами настоящего дела, денежные суммы, уплаченные потребителем излишне, подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
При изложенных обстоятельствах обжалованное решение требованиям законности и обоснованности не отвечает. В связи с этим суд апелляционной инстанции его отменяет и принимает по делу решение, которым в иске ФИО1 к Обществу о взыскании денежной суммы в размере 96987 рублей 54 коп. отказывает, на ответчика возлагает обязанность эксплуатировать тепловой узел, находящийся в нежилом помещении № ..., но решение в части возложения данной обязанности постановляет считать исполненным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 августа 2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым возложить на публичное акционерное общество « Т Плюс» обязанность эксплуатировать тепловой узел, находящийся в нежилом помещении № ..., принадлежащем ФИО1.
Решение в части возложения обязанности эксплуатировать тепловой узел считать исполненным.
В удовлетворении требования ФИО1 к публичному акционерному обществу « Т Плюс» о взыскании денежной суммы в размере 96987 рублей 54 коп. отказать.
Председательствующий
Судьи
Определение18.03.2022