УИД №21RS0024-01-2021-001409-72
Дело №5-203/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 апреля 2021 года г.Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Николаев М.Н., рассмотрев вопрос о принятии к производству протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и приложенные материалы в отношении общества с ограниченной ответственностью «Все виды съемок»,
установил:
30 марта 2021 года в Калининский районный суд г. Чебоксары поступил протокол № от 24 марта 2021 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), составленный инспектором отдела по вопросам миграции ОП №2 УМВД Российской Федерации по г.Чебоксары в отношении ООО «Все виды съемок».
Рассмотрев представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны указываться дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола, в том числе должна быть установлена полнота представленных документов.
В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В представленном материале имеются недостатки, препятствующие рассмотрению дела.
Так, вынесенное должностным лицом в соответствии с п.5 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ определение о передаче дела на рассмотрение судье должно отвечать требованиям ст.29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.29.12 КоАП РФ в определении по делу об административном правонарушении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов дела. Данное требование, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит общий характер и направлено на исключение возможности вынесения немотивированного определения по делу об административном правонарушении (определения от 25 января 2012 года №72-О-О, от 24 марта 2015 года №630-О, от 26 мая 2016 года №945-О, от 24 апреля 2018 года №1081-О и др.).
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, к исключительной компетенции судей не относится. Согласно ч.1 ст.23.1 КоАП РФ данное дело может быть рассмотрено и органом, осуществляющим государственный надзор в области промышленной безопасности.
В ч.2 ст. 23.1 КоАП РФ установлена условная подведомственность дел судьям - в названной норме перечислены категории дел об административных правонарушениях, которые по общему правилу подведомственны иным органам, должностным лицам, но которые могут быть переданы данными уполномоченными их рассматривать по существу органами, должностными лицами на рассмотрение судье (в том случае, если управомоченный орган, должностное лицо признает необходимым применение к лицу, привлекаемому к административной ответственности, видов административного наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей).
При этом необходимо учитывать, что по характеру правоограничительного воздействия на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной. Так, ч.1 ст.3.12 КоАП РФ устанавливает, что административное приостановление деятельности может быть назначено судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Вместе с тем закрепленный в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ перечень случаев, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям, при наступлении которых может быть применено административное приостановление деятельности, является закрытым.
Соответственно, прежде чем назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья должен исследовать все обстоятельства дела, позволяющие оценить необходимость назначения такого наказания в качестве основного. Установление указанных обстоятельств требует тщательного анализа протокола об административном правонарушении, а также различных документов, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
Таким образом, поскольку сведения о возможности наступления перечисленных в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ случаев, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, являются значимыми для разрешения дела об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в протоколе об административном правонарушении должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается.
Если в протоколе об административном правонарушении не указано, какие из перечисленных в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям и не указано, чем это подтверждается, судья вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, по основаниям, предусмотренным п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
Изложенное согласуется с позицией Верховного Суда РФ от 04 марта 2009 года, 25 марта 2009 года, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года.
В представленном протоколе № не указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается.
Указание в определении лишь на то, что в совершенных Обществом действиях (бездействии) усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, является недостаточным.
Должностным лицом в определении о направлении дела в суд должны быть приведены конкретные мотивы, в силу которых должностное лицо считает недостаточным назначение наказания за совершенное правонарушение в виде штрафа и признает необходимым обсудить вопрос о возможности применения такой меры наказания, как административное приостановление деятельности.
Кроме того, как указывалось выше, в протоколе об административном правонарушении должны указываться сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно протоколу № от 24 марта 2021 года не понятно, кто именно привлекается к административной ответственности: ООО «Все виды съемок» или ФИО2 как должностное лицо – генеральный директор магазина ООО «Все виды съемок»
По смыслу положений ст.28.2 КоАП РФ изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производится в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Иное означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ, судья
определил:
Возвратить протокол № от 24 марта 2021 года и приложенные к нему материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Все виды съемок» в ОП №2 УМВД Российской Федерации по г.Чебоксары.
Судья М.Н.Николаев