ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 230036-01-2021-003368-08 от 08.09.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

УИД № 23RS0036-01-2021-003368-08

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-18299/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-2461/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 08 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бетрозовой Н.В.,

судей Мартыновой Н.Н., Руденко Ф.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГБУСО Краснодарского края «Геронтологический центр «Екатеринодар» к ФИО1 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 19 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В., выслушав ФИО1, поддержавшую кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя ГБУСО Краснодарского края «Геронтологический центр «Екатеринодар» – ФИО2, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» обратилось в суд с иском к ФИО1 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик поступил на проживание в ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» 14 ноября 2017 года на основании путевки Министерства труда и социального развития Краснодарского края. 30 ноября 2017 года сторонами заключен договор о предоставлении социальных услуг, в силу которого ответчик обязался осуществлять оплату услуг в размере 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Ответчик является инвалидом группы и получает пенсию по старости, а также ежемесячную денежную выплату как инвалид, однако на лицевой счёт ответчика поступает 75 процентов только от ее пенсии, отчисления от ежемесячной денежной выплаты, на лицевой счёт геронтологического центра от неё не поступают, подать добровольно соответствующее заявление в УПФР ответчик отказывается.

В этой связи, ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» просило суд обязать ответчика ежемесячно перечислять денежные средства в размере 75 процентов от среднедушевого дохода в счёт оплаты за предоставляемые социальные услуги в его пользу через Управление Пенсионного фонда Российской Федерации.

Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 19 июля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд возложил на ФИО1 во исполнение п.п. 3.1. и 3.2. договора от 30 ноября 2017 года о предоставлении социальных услуг, обязанность ежемесячно перечислять денежные средства в размере 75 процентов от среднедушевого дохода (включающего ЕДВ) в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в пользу ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» через Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 декабря 2021 года решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 19 июля 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального и процессуального права, выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что приведенное истцом толкование норм материального права является ошибочным, так как ежемесячная денежная выплата по инвалидности доходом не является и не учитывается при расчете среднедушевого дохода.

В письменных возражениях представитель ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» - ФИО2 указывает на отсутствие правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

УПРФ в ЦО г. Краснодара, Министерство труда и социального развития Краснодарского края, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представители не явились.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, доводы возражений на кассационную жалобу, выслушав ФИО1, представителя ГБУСО Краснодарского края «Геронтологический центр «Екатеринодар» – ФИО2, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Как установлено судами следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., инвалид группы, поступила на проживание в ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» 14 ноября 2017 года на основании путёвки /ДИНИ/, выданной Министерством труда и социального развития Краснодарского края. В связи с наличием у неё инвалидности группы, она является получателем ежемесячной денежной выплаты.

30 ноября 2017 года между ГБУ СО ЮС «ГЦ «Екатеринодар» и ФИО1 заключён договор о предоставлении социальных услуг.

В соответствии с п. 1.1. указанного Договора ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» обязуется оказать социальные услуги Заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а ФИО1 обязуется оплачивать указанные услуги.

Согласно п.п. 3.1, 3.2 Договора ФИО1 обязана осуществлять оплату услуг в размере 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, однако судом установлено и не оспаривается ответчиком, что на лицевой счет Геронтологического центра поступает только 75 процентов от получаемой ответчиком пенсии, что подтверждается справкой ГБУ СО ЮС «ГЦ «Екатеринодар», при этом ФИО1 отказывается подать заявление в УПФР на удержание 75 процентов из ЕДВ и перечислению денежных средств на счёт учреждения социального обслуживания.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о понуждении ФИО1 к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 31 и 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», пунктами 4 и 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года №Ю75» и исходил из того, что при расчёте среднедушевого дохода для оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданину геронтологическим центром, должны учитываться все выплаты, полученные гражданином в денежной форме, в том числе, ежемесячная денежная выплата и социальная доплата, вследствие чего пришёл к выводу о том, что при определении стоимости услуг, оказываемых ответчику по договору о предоставлении социальных услуг, в расчёт должна быть включена, в том числе получаемая последней, как инвалидом группы, ежемесячная денежная выплата.

Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов до 01 января 2015 года регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее - Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ).

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ).

Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 244).

Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.

С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого закона).

Таким образом, на момент поступления ФИО1 на проживание в ГБУ СО КК «ГЦ «Екатеринодар» (14 ноября 2017 года), отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов регулировались положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Поскольку указанные нормативно-правовые акты регулируют специальные отношения, в данном случае вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов, то подлежат применению специальные нормы, прямо регулирующие отдельные вопросы специальных правоотношений.

Так, в силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, пунктом 5 которых определены виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, к числу которых отнесены, в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 этих правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, поскольку порядок определения среднедушевого дохода в данном случае прямо установлен специальными нормами, регулирующими правоотношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов, выводы судов первой и апелляционной инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований и возложении на ответчика обязанности во исполнение пунктов 3.1. и 3.2. договора от 30 ноября 2017 года о предоставлении социальных услуг, ежемесячно перечислять денежные средства в размере 75% от среднедушевого дохода (включающего ЕДВ) в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в пользу истца через Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации являются законными и обоснованными, правовых оснований не согласиться с ними у суда кассационной инстанции не имеется.

Доводы кассационной жалобы о том, что ежемесячная денежная выплата по инвалидности не учитывается при расчете среднедушевого дохода основан на ошибочном толковании норм материального права, а также неверном определении норм, подлежащих применению, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку.

Несогласие кассатора с выводами судов об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.

Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 19 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи