Дело № 2(3)-358/2012
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 ноября 2012года. с. Северное.
Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе судьи Разводова В.Е.,
при секретаре Кирдиной Р.А.,
с участием:
заявителя - прокурора Северного района Трофимова А.К.,
лица, бездействие которого обжалуется: Совета депутатов Муниципального образования Северный район Оренбургской области - в лице председателя Совета Кочеткова А.Е., действующего на основании Решения №-РС от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО4, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Северного района Оренбургской области, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Северный район» Оренбургской области о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области, выразившегося в не образовании контрольно-счётного органа муниципального образования «Северный район» Оренбургской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Северного района Оренбургской области обратился в суд с заявлением, в порядке главы 25 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Северный район» Оренбургской области о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области, выразившегося в не образовании контрольно-счетного органа МО «Северный район», в соответствии с требованиями Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и понуждении Совета депутатов МО «Северный район» Оренбургской области устранить нарушения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Устава МО Северный район, путем образования контрольно-счетного органа МО Северный район в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Своё заявление обосновывает тем, что прокуратурой Северного района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства муниципальным образованием Северный район. В ходе проведенной проверки установлено следующее.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления входит контрольно-счетный орган муниципального образования, данные изменения вступили в действие с 01.01.2012, в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации № 361-ФЗ от 30.11.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С 01.10.2011 вступил в действие Федеральный закон Российской Федерации № 6-ФЗ от 07.02.2011 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 6-ФЗ от 07.02.2011 контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации № 6-ФЗ от 07.02.2011 контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.
Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа.
Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
В силу ст. 9 Федерального закона Российской Федерации № 6-ФЗ от 07.02.2011 контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:
контроль за исполнением местного бюджета;
экспертиза проектов местного бюджета;
внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
-организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;
оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;
финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;
анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;
-участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
-иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В ходе проверки установлено, что Советом депутатов муниципального образования Северный район контрольно-счетный орган муниципального образования не создан.
В соответствии со ст.34 Устава муниципального образования Северный район проекты муниципальных правовых актов могут быть внесены депутатами Совета, главой района, должностными лицами администрации района, ревизионной комиссией, органами территориального общественного самоуправления, а также гражданами в порядке правотворческой инициативы.
Проект муниципального правового акта о создании контрольно-счетного органа муниципального образования Северный район в Совет депутатов муниципального образования Северный район вышеуказанными лицами и органами не вносился.
Отсутствие контрольно-счетного органа муниципального образования Северный район позволяет сделать вывод о том, что организация и контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не осуществляется, экспертиза проекта местного бюджета на 2012 год не осуществлялась, также, как и не осуществлялся анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Просит суд, признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Северный район, выразившееся в нарушении Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Устава МО Северный район, а именно: -не образовании контрольно-счетного органа МО Северный район.
Обязать Совет депутатов МО Северный район устранить нарушения
Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ», Федерального закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011г.
«Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов
субъектов РФ и муниципальных образований», Устава МО Северный район, путем образования контрольно-счетного органа МО Северный район, в срок до 01.12.2012 года.
В судебном заседании прокурор Северного района Оренбургской области Трофимов А.К. требования заявления поддержал в полном объеме по доводам заявления, уточнил их.
Просит суд признать незаконным бездействие Совета Депутатов муниципального образования Северный район, выразившееся в нарушении Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Устава МО Северный район, а именно: - не образовании контрольно-счетного органа МО Северный район.
Обязать Совет депутатов МО Северный район устранить нарушения
Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ», Федерального закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011г.
«Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов
субъектов РФ и муниципальных образований», Устава МО Северный район, путем образования контрольно-счетного органа МО Северный район в течение 10 дней, со дня вступления решения суда в законную силу.
Дополнительно пояснил, что, учитывая факт того, что в муниципальном образовании «Северный район» Советом депутатов не создан соответствующий контрольно-счетный орган, указанные в частях 2,3,4 ст. 9 Федерального закона полномочия в муниципальном образовании «Северный район» никто не исполняет, чем нарушаются права неопределенного круга лиц (жителей Северного района), как налогоплательщиков на действенный финансовый и иной контроль в данной области за расходованием, уплаченных ими налогов, сборов и иных платежей, в том числе на обеспечение доступа к информации о деятельности контрольно-счетных органов (ст. 19 Федерального закона) и органов местного самоуправления, а также право на получение информации о деятельности контрольно-счетного органа и органов местного самоуправления при утверждении и исполнении бюджета, использовании муниципального имущества и т.д., то есть не реализуется принцип гласности деятельности органов местного самоуправления и принцип прозрачности местных бюджетов. Для создания контрольно-счетного органа представительному органу необходимо принять соответствующий нормативно-правовой акт либо внести изменения в Устав муниципального образования.
Представители Совета депутатов МО Северный район Кочетков А.Е. и Безбородов Ю.В. не согласились с заявлением прокурора Северного района, пояснив, что согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон № 6-ФЗ не содержит норм, которые указывали бы на обязательность формирования контрольно-счетного органа в каждом муниципальном образовании. Понятие «постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля» подразумевает только то, что деятельность (в случае создания такого органа в муниципальном образовании) не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа муниципального образования (часть 5 статьи 3 Федерального закона №6-ФЗ).
В соответствии с нормами статьи 34 Федерального закона № 131-Ф3, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, из норм данной статьи следует, что наличие контрольно-счетного органа в муниципальном образовании не является обязательным.
Согласно абзаца 2 пункта 3 статьи 21 Устава, к компетенции Совета депутатов относится формирование контрольного органа. Решением Совета депутатов муниципального образования Северный район от 26.11.2010 №11-РС сформирована ревизионная комиссия, которая, согласно статье 19 Устава, является контрольным органом муниципального образования и входит в структуру органов местного самоуправления Северного района. В соответствии со статьей 30 Устава, ревизионная комиссия осуществляет контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка его подготовки, рассмотрением бюджета и отчета о его исполнении, а также за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Просят суд заявление прокурора оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав прокурора Северного района, объяснение представителей Совета депутатов муниципального образования «Северный район», исследовав материалы дела, приходит к выводу, что имеются основания для прекращения производства по делу.
Согласно ст. 38, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 30.11.2011 г. №361-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования (ч.1 ст.38), порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном
соответственно законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»).
В соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. (ч.1 ст. 34)
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В Уставе МО «Северный район» (статья 30) имеется норма о контрольном органе муниципального района - ревизионной комиссии, созданной в целях обеспечения контроля за исполнением бюджета муниципального района, соблюдением установленного порядка его подготовки, рассмотрением бюджета и отчета о его исполнении, а также за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также в целях осуществления иных контрольных функций.
Полномочия ревизионной комиссии определяются положением о ревизионной комиссии, утвержденным Решением Совета депутатов № 11-РС от 26.11.2010года.
Из Положения видно, что ревизионная комиссия осуществляет контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка его подготовки, рассмотрением бюджета и отчета о его исполнении, а также за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В Уставе МО «Северный район» отсутствует норма о порядке формирования и структуре контрольно-счетного органа.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 09 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения поселением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Суд не вправе обязать представительный орган местного самоуправления МО «Северный район» принять, изменить или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, в том числе Устав.
В соответствии со ст.ст. 10, 12 Конституции Российской Федерации о разделении государственной власти в РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм органы законодательной, исполнительной и судебной власти не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга, равно как и вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления.
Вмешательство органов судебной власти в вопросы местного значения, понуждение к решению вопросов местного значения иным, чем определено муниципальным образованием, способом недопустимо, поскольку таковое нарушит принципы разделения властей и самостоятельности органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах не имеется правовых оснований для возложения обязанности на судебные органы, и в частности на районный суд общей юрисдикции, при разрешении заявления прокурора обязать представительный орган местного самоуправления, в частности Совет депутатов муниципального образования «Северный район», образовать контрольно-счетный орган.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ.
Согласно п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Руководствуясь ст.ст. 134 ч.1 п.1, 220, 221 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Прекратить производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Северного района Оренбургской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Северный район» о признании незаконным бездействия Совета депутатов МО «Северный район», выразившегося в не образовании контрольно-счетного органа муниципального образования «Северный район» и понуждении Совета депутатов муниципального образования «Северный район» образовать контрольно-счетный орган, в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
На определение может быть подана частная жалоба в Оренбургский областной суд, через Бугурусланский районный суд в течение 15 дней, с момента его вынесения.
Судья _____________________Разводов В.Е.