ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1009/18 от 27.07.2018 Каневской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1009/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ст. Каневская 27 июля 2018 года

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующей Сеиной Т.П.,

с участием помощника прокурора Каневского района ФИО1,

представителя административного ответчика муниципального образования Каневской район по доверенности ФИО2,

при секретаре Демченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Каневского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Каневской район об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каневского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Каневской район об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Каневской район законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой выявлены нарушения.

Так, установлено, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Закона) социальная защита инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно- правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Сводом Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001» (далее - СП 59.13330.2012) разработаны проектные решения для общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.

В силу ст.ст. 3,4 Закона № 1229-КЗ административные здания и сооружения должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания.

Сводом Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001» (далее - СП 59.13330.2012) разработаны проектные решения для общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.

Проведенной проверкой установлено, что Каневская районная организация «Всероссийское общество инвалидов» расположена в здании по адресу: <адрес>, которое на праве собственности принадлежит администрации МО Каневской район.

Согласно п. 4.1.15 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее- СНиП 35-01-2001) пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м, однако пандус на входе в вышеуказанную организацию оборудован поручнями на уровне 0,9 м. и 0,7 м. только с одной стороны.

В нарушение п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001 наружная лестница не оборудована поручнями.

Согласно п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001 ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1,35 м. Для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м., высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%. Поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой. Краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой.

Однако в нарушение указанных норм уклон пандуса и единообразная геометрия ступней наружной лестницы превышают нормативные требования, краевые ступени лестничного марша не выделен цветом или фактурой.

В соответствии с п. 4.1.16 СНиП 35-01-2001 поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой контрастной относительно прилегающей поверхности.

Однако в нарушение данной нормы пандус не маркирован цветом или текстурой.

Указанное бездействие административного ответчика ограничивают права граждан с ограниченными возможностями в свободном передвижении, а также затрудняют жизнедеятельность и ограничивают в пользовании социально значимыми объектами инфраструктуры.

По данному факту прокуратурой района в адрес главы МО Каневской район внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов от 30.03.2018 № 7-03/1-2018/2123, по результатам рассмотрения которого получен ответ, который не содержит информации о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений закона, указанных в вышеупомянутом представлении.

Согласно информации главы администрации МО Каневской район от 28.04.2018 № 01-34/2502 установлено, что пандус не оборудован поручнями с двух сторон, наружная лестница не оборудована поручнями, угол пандуса и единообразная геометрия ступеней не приведены в соответствие лестничного марша, краевые ступени лестничного марша не выделены цветом или фактурой.

Таким образом, ответчиком в нарушение указанных норм допущен факт игнорирования возложенных на органы местного самоуправления полномочий по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, что в свою очередь нарушает право маломобильных групп населения на доступ к органам местного самоуправления.

Указанные обстоятельства в силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ позволяют прокурору обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

С учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие администрации МО Каневской район в части игнорирования возложенных полномочий по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно к зданию Каневской районной организации «Всероссийское общество инвалидов», расположенному по адресу: ст. Каневская, ул. Гагарина, 13; обязать администрацию МО Каневской район устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части доступа маломобильных групп населения к зданию Каневской районной организации «Всероссийское общество инвалидов», а именно: оборудовать пандус поручнями с двух сторон; оборудовать наружную лестницу поручнями; обеспечить антискользящим покрытием ступени наружной лестницы; привести в соответствие с требованиями п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001 уклон пандуса и единообразную геометрию ступеней наружной лестницы; выделить цветом либо текстурой краевые ступени лестничного марша наружной лестницы.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству прокурора Каневского района произведена замена ненадлежащего ответчика – администрации муниципального образования Каневской район на надлежащего- муниципальное образование Каневской район.

В связи с тем, что представителем ответчика в судебное заседание представлено свидетельство о государственной регистрации права, согласно которому собственником объекта- нежилых помещений, занимаемых по указанному адресу Каневской районной организации «Всероссийское общество инвалидов», является муниципальное образование Каневской район, прокурор Каневского района требования уточнил, просил обязать муниципальное образование Каневской район в лице уполномоченных органов устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части доступа маломобильных групп населения к нежилым помещениям в здании, расположенном по адресу: <адрес>, занимаемым Каневской районной организацией «Всероссийское общество инвалидов», а именно: оборудовать пандус поручнями с двух сторон; оборудовать наружную лестницу поручнями; обеспечить антискользящим покрытием ступени наружной лестницы; привести в соответствие с требованиями п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001 уклон пандуса и единообразную геометрию ступеней наружной лестницы; выделить цветом либо текстурой краевые ступени лестничного марша наружной лестницы.

В судебном заседании представитель административного ответчика - муниципального образования Каневской район просила прекратить производство по административному делу, в связи с тем, что административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке- в порядке гражданского судопроизводства.

Помощник прокурора, участвующий в деле, не возражала против прекращения производства по административному делу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Вместе с тем, как видно из материалов дела, прокурором Каневского района заявлены требования об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов к муниципальному образованию Каневской район, не как к органу, наделенному государственными или иными публичными полномочиями, а как к собственнику нежилых помещений 73-83, расположенных по адресу: <адрес>, занимаемых Каневской районной организацией «Всероссийское общество инвалидов».

Следовательно, спорные правоотношения не возникли из административных и иных публичных правоотношений и не связаны с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий органом местного самоуправления- муниципального образования Каневской район.

Суд считает, что данные спорные правоотношения рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ч.1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса, - в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

При таких обстоятельствах, следует прекратить производство по настоящему административному делу.

Руководствуясь ч. 1 ст. 225, п.1 ч.1 ст. 194, ст.ст.198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить производство по административному исковому заявлению прокурора Каневского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Каневской район об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

На определение суда могут быть поданы частная жалоба, представление в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение пятнадцати дней.

Судья