Дело № 2а-1033/2018 12 декабря 2018 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Туапсе
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Кит В.О.,
при секретаре судебного заседания Арустамян Н.Г.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО3, действующего на основании доверенности,
ответчика - судебного пристава-исполнителя Туапсинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю ФИО4,
представителя ответчика Управления ФССП по Краснодарскому краю – ФИО5, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица - должника ФИО6- ФИО7, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО8 ФИО2 к судебному приставу-исполнителю Туапсинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Туапсинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца ФИО1 – ФИО3 указал, что определением Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ было определено о разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения Токмокского городского суда <адрес> Кыргызской Республики от 12 марта 208 года, согласно которому с ответчика Саркисяна ФИО2 взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей: дочери ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/ 3 части заработка и иных доходов, ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до их совершеннолетия. На основании данного определения выдан исполнительный лист, а ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП. Однако действий по исполнительному производству проведены не в полном объеме, судебный пристав-исполнитель не провел мероприятия направленные на установление дохода должника, который осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Краснодарского края, Ростовской области, Республики Адыгея, в Республике Крым. Должник является собственником коммерческой недвижимости в указанных регионах, однако судебный пристав-исполнитель получил сведения о доходах должника только на территории Краснодарского края, ограничившись документами, представленными должником. Также судебный пристав не верно рассчитал размер алиментов, основываясь на чистой прибыли, которую указал ФИО6, однако истец считает, что в перечень расходов предпринимателя должны быть включены лишь те расходы, которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности. В связи с чем просит признать незаконным и отменить постановление о расчете задолженности по алиментам судебного пристава-исполнителя Туапсинского РОСП ФИО4 ФИО2. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, поддержал доводы заявления, просил его удовлетворить. Так же пояснил, что не согласен с расчетом задолженности, произведенным судебным приставом – исполнителем, в материалах исполнительного производства отсутствуют документы, подтверждающие расходы ИП ФИО6, а потому считает, что расчет задолженности должен исчисляться из суммы поученных доходов за налоговый период, а именно из суммы <данные изъяты> рублей. Однако после пояснений по существу исковых требований представителя ответчика Управления ФССП по Краснодарскому краю – ФИО5 и представителя должника ФИО6- ФИО7, представитель истца указал о необходимости расчета задолженности из суммы <данные изъяты>., то есть разницы между доходом должника за налоговый период и суммой расходов за налоговый период.
Представитель ответчика Управления ФССП по Краснодарскому краю – ФИО5 указала, что с доводами представителя истца не согласна в полном объеме считает их необоснованными. Расчет задолженности на основании Постановления Конституционного Суда РФ № 17-П от 20.07.2010 года, должен производиться у индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, с учетом всех расходов, подтвержденных должником, которые указаны в книге учета доходов и расходов ИП, на основании учетных документов, которыми подтверждаются понесенные ИП расходов и которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Первоначальный расчет судебным приставом-исполнителем был произведен 10.10.2018 года, без всего объема документов, подтверждающих расходы ИП ФИО6, в том числе и при отсутствии книги учета доходов и расходов ИП. Впоследствии, должником были представлены книга учета доходов и расходов ИП ФИО6, акты сверки, платежные поручения и пр. документы, подтверждающие расходы ИП ФИО6 При расчете размера алиментов (задолженности) для должника - индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его деятельностью, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения. Кроме того, при расчете задолженности по алиментам была опущена арифметическая ошибка. Ввиду чего, 12.12.2018 года судебным приставом- исполнителем ФИО11 было вынесено постановление об отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от 10.10.2018 года. В настоящее время 10.12.2018 года вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период времени с 15.02.2017 года по 10.12.2018 года, которая составила 337 842 руб. 90 коп. Данный расчет составлен с учетом требований действующего законодательства, методических рекомендаций Федеральной службы судебных приставов по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов и с учетом документов, подтверждающих расходы ИП ФИО6
Просила суд прекратить дело производством по административному иску, так как постановление о расчете задолженности от 10.10.2018 года отменено.
Ответчик судебный пристав-исполнитель Туапсинского РОСП УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и полностью поддержала доводы Представителя ответчика Управления ФССП по Краснодарскому краю – ФИО5 так же просила прекратить производство по настоящему делу, поскольку оспариваемое постановление отменено.
Представитель заинтересованного лица ФИО6- ФИО7 указала, что с доводами представителя Истца не согласна в полном объеме, считает их необоснованными, не основанными на Законе по следующим основаниям.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ № 17-П от 20.07.2010 года, методических рекомендаций Федеральной службы судебных приставов по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, расчет размера алиментов должников - индивидуальных предпринимателей, производится за минусом всех расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с учетом расходов, указанных в книге доходов и расходов ИП, с учетом финансовой документации о расходах (накладные, счета-фактуры, квитанции, акты сверки, расходные счета и др.). Независимо от типа налогообложения ИП для расчета алиментных платежей учету подлежит доход от деятельности, уменьшенный на сумму всех предпринимательских расходов и налоговых отчислений. ИП ФИО6 ведется книга учета доходов и расходов, которая была представлена в Туапсинский РОСП УФССП по Краснодарскому краю с приложением всего объема документов, подтверждающих расходы ИП ФИО6, которые не были задекларированы и не вошли в налоговую декларацию за отчетный период времени. Для расчета суммы алиментов, взыскиваемых с ИП, необходимо брать в учет только реальные доходы, что отражает реальное материальное положение должника. Алименты могут быть взысканы только с тех сумм дохода, которыми должник вправе распоряжаться. Так, согласно данным, полученным из налоговой инспекции по городу Туапсе, суммы дохода ИП ФИО6 по УНС за налоговый период времени составляет <данные изъяты> рублей, а сумма задекларированных расходов, то есть которые вошли в налоговую декларацию и которые принимает налоговая инспекция на основании положений налогового законодательства, определяющая в целях налогообложения размер доходов индивидуального предпринимателя, составила <данные изъяты> рублей. Расходы, которые не вошли в декларацию, но подтверждены документально, составили <данные изъяты> руб. Таким образом, всего расходы по книге доходов и расходов за 2017 год, составили <данные изъяты> руб., из чего следует, что прибыль ИП ФИО6 по УСН составила всего <данные изъяты> руб., из которой и должен рассчитываться размер алиментов.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к выводу о прекращении производства по настоящему делу по следующим основаниям.
Так, в ходе судебного заседания представитель истца указал, что истец не согласен с тем, что размер алиментов рассчитывается судебным приставом- исполнителем исходя из чистой прибыли, указанной ИП, а в перечень расходов предпринимателя должны быть включены лишь те расходы, которые необходимы для предпринимательской деятельности, исключая произвольные расходы предпринимателя. В судебном заседании представитель Истца указал на необходимость расчета задолженности по алиментам ИП ФИО6 исходя из суммы дохода за налоговый период в размере <данные изъяты> рублей, или из суммы <данные изъяты> руб., то есть разницы между доходом должника за налоговый период и суммой расходов за налоговый период, указанных в документах, поступивших из межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Краснодарскому краю, при документальном подтверждении расходов на сумму <данные изъяты> рублей, что не может быть признано законным и обоснованным.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии частями 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российском Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. При этом исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, относимости, объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на исполнении в Туапсинском РОСП УФССП России по Краснодарскому краю находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное 05.07.2018 года.
Судебным приставом – исполнителем 10.10.2018 года было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, с которым не согласился Истец, в том числе по вышеуказанному основанию о неверном расчете задолженности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В судебном заседании были изучены и исследованы материалы, поступившие по запросу Суда из межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Краснодарскому краю, в отношении ИП ФИО6 Согласно имеющимся сведениям сумма полученных доходов ИП ФИО6 по УНС за налоговый период 2017 года составляет <данные изъяты> рублей, сумма расходов составила <данные изъяты> рублей. Указанные сведения получены налоговым органом на основании налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представленного ИП ФИО6
После сдачи декларации в налоговую инспекцию проходит проверка декларации в течение трех месяцев (п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ), в ходе проводится проверка правильности расчета налога, изучение показателей отчетности, сверка их с имеющимися у себя сведениями. В случае выявления каких –либо нарушений составляется акт (п. 5 ст. 88 НК РФ). Таких сведений в представленных межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Краснодарскому краю документах не имеется. Таким образом, сумма произведенных расходов, указанная в налоговой декларации, при отсутствии выявлении каких-либо нарушений, несоответствий или противоречий со стороны налогового органа, является установленной и не требующей дополнительной проверки и доказанности.
Кроме того, суд принимает во внимание доводы представителя ответчика Управления ФССП по Краснодарскому краю – ФИО5 и представителя заинтересованного лица ФИО6- ФИО7, относительно того, что для расчета алиментных платежей учету подлежит доход от деятельности, уменьшенный на сумму всех предпринимательских расходов и налоговых отчислений, в том числе и тех расходов, которые не вошли в налоговую декларацию.
Согласно п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ № 17-П от 20.07.2010 года, алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментно-обязанное лицо вправе распоряжаться. Суммы, подлежащие уплате в бюджет в виде налогов, не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду алиментно-обязанного лица. Не могут быть отнесены к ним и суммы расходов, которые алиментно-обязанное лицо - индивидуальный предприниматель несет непосредственно в ходе предпринимательской деятельности и которые необходимы для ее осуществления, поскольку бременем несения таких расходов определяется, по сути, сама возможность реализации этим лицом конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и, соответственно, исполнения своих алиментных обязательств.
В силу п. 3.2. Постановления Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет в числе специальных налоговых режимов, предусматривающих особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, упрощенную систему налогообложения и предоставляет налогоплательщикам возможность добровольного перехода к упрощенной системе налогообложения. Имея специальное - а именно налогово-правовое - значение, положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие в том числе понятие дохода как объекта налогообложения, не дают прямых оснований для истолкования подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, как позволяющего рассматривать полученные в качестве дохода денежные суммы, на которые обращается взыскание алиментов, без учета расходов, связанных с его извлечением. Налоговый кодекс Российской Федерации не препятствует индивидуальным предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, независимо от выбора ими объекта налогообложения, предъявлять документальные доказательства понесенных ими расходов для определения объема своих прав и обязанностей в иных, помимо налоговых, правоотношениях. Поскольку бремя доказывания необходимости и обоснованности заявленных расходов лежит на самом плательщике алиментов, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут использовать в их подтверждение книгу учета доходов и расходов, которую они ведут для целей исчисления налоговой базы по налогу. Правоприменительные органы, осуществляющие расчет и взыскание алиментов (задолженности по уплате алиментов), при определении размера доходов индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, обязаны учитывать понесенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности расходы в случае их подтверждения. Иное, а именно возможность удержания алиментов с дохода, не уменьшенного на сумму понесенных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и надлежащим образом подтвержденных расходов, т.е. без учета заслуживающего внимания обстоятельства, относящегося к материальному положению стороны алиментного обязательства, означало бы отступление от вытекающего из статей 7 (часть 2), 17 (часть 3) и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации требования, конкретизированного в статье 7 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которой осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.
При удержании с индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, алиментов на несовершеннолетних детей учитываются понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и надлежащим образом подтвержденные( п. 3.3 Постановления).
Из указанных норм закона следует, что при документальном подтверждении ИП произведенных им расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, но которые не были включены в налоговую декларацию и приняты налоговым органом в целях уменьшения налоговой базы (налогообложения) в порядке п. 1 ст. 346.16 НК РФ, указанные расходы должны приниматься во внимание судебным приставом при расчете размера алиментов( задолженности по алиментам).
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Положения ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Положения статьи 12 Федерального закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем, в ходе судебного заседания Представитель ответчика Управления ФССП по Краснодарскому краю – ФИО5 представила Суду постановление об отмене постановления от 10.10.2018 года о расчете задолженности по алиментам и представила новое постановление о расчете задолженности по алиментам, при этом просила суд прекратить дело производством по административному иску, так как постановление о расчете задолженности от 10.10.2018 года отменено.
Согласно ч. 2 ст. 194 КАС РФ, Суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая, что административным истцом оспаривалось постановление о расчете задолженности по алиментам судебного пристава- исполнителя Туапсинского РОСП ФИО4 от 10.10.2018 года, которое отменено на момент судебного рассмотрения административного иска, суд приходит к выводу о прекращении производства по административному делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 194 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по административному делу по иску административного истца ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Туапсинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам, прекратить.
На определение суда может быть подана частная жалоба.
Резолютивная часть определения оглашена 12 декабря 2018 года.
Мотивированное определение изготовлено 17 декабря 2018 года.
Судья
Туапсинского городского суда В.О. Кит