ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1093/18 от 29.01.2019 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)

дело №2а-118/2019

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 29 января 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к председателю Сыктывкарского городского суда Республики Коми Шадлову А. А. о признании требований «Правил пребывания посетителей в зданиях и помещениях суда», утвержденных председателем Сыктывкарского городского суда Республики Коми, незаконными,

установил:

ФИО1 обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к председателю Сыктывкарского городского суда Республики Коми Шадлову А.А. о признании требований абзаца 4 подпункта 2.4 пункта 2 «Правил пребывания посетителей в зданиях и помещениях суда», утвержденных председателем Сыктывкарского городского суда Республики Коми 01.03.2012 (далее – Правила), незаконными. В обоснование административного иска указано, что оспариваемые требования Правил, указывающие на возможность осуществления фотосъемки, видеозаписи, киносъемки в здании и других служебных помещениях суда с разрешения председателя суда, противоречат закону, в частности Федеральному закону №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также нарушают права и законные интересы административного истца на сбор и распространение информации, что послужило поводом для обращения ФИО1 в суд с настоящим иском.

Определением Верховного Суда Республики Коми от 27.11.2018 административное дело по административному иску ФИО1 к председателю Сыктывкарского городского суда Республики Коми Шадлову А.А. о признании требований абзаца 4 подпункта 2.4 пункта 2 «Правил пребывания посетителей в зданиях и помещениях суда», утвержденных председателем Сыктывкарского городского суда Республики Коми 01.03.2012 (далее – Правила), незаконными передано для рассмотрения в Сыктывдинский районный суд Республики Коми.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик председатель Сыктывкарского городского суда Республики Коми Шадлов А.А., будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливают особый конституционно-правовой статус судьи, призванный обеспечить защиту публичных интересов, интересов правосудия, целью которого является защита прав и свобод человека и гражданина, и предъявляют к судьям особые требования.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 4 Федерального конституционного закона от 7.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»).

В силу пункта 1 статьи 2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1, пунктами 1 и 2 статьи 3, пунктом 2 статьи 6.2 Закона Российской Федерации № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Полномочия председателя суда определены в статье 6.2 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которой председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе, организует работу суда; устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Постановлением Совета судей Российской Федерации от 18.04.2003 № 101 утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов (далее - Типовые правила), председателям судов предложено утвердить Правила внутреннего распорядка суда, разработанные на основе утвержденных Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также применительно к особенностям и условиям работы конкретного суда. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации определено оказать председателям районных судов методическую помощь в реализации указанного предложения.

В соответствии с пунктом 2.1 Типовых правил председатель суда устанавливает и утверждает правила внутреннего распорядка суда на основе Типовых правил и контролирует их выполнение.

Таким образом, оспариваемые ФИО1 в части Правила пребывания в суде фактически являются актом, направленным на организацию исполнения решения (постановления) Совета судей Российской Федерации, а потому не могут быть оспорены в районном суде.

Как усматривается из административного иска ФИО1, предметом оспаривания по существу являются действия председателя Сыктывкарского городского суда Республики Коми Шадлова А.А., связанные с утверждением Правил пребывания посетителей в Сыктывкарском городском суде в части требований абзаца 4 подпункта 2.4 пункта 2, указывающих на возможность осуществления фотосъемки, видеозаписи, киносъемки в здании и других служебных помещениях суда с разрешения председателя суда.Основной Закон Российской Федерации, имеющий прямое действие, установил в качестве основ конституционного строя разделение властей, относящееся к числу общих принципов демократического правового федеративного государства, и наделил правом принятия нормативных правовых актов только органы законодательной власти и в порядке реализации закона - органы исполнительной власти (на федеральном, региональном и местном уровне).

Председатели судов в Российской Федерации не наделены самостоятельными нормотворческими полномочиями, то есть полномочиями по изданию нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, в том числе граждан, посещающих судебные учреждения, при этом рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, кроме правил внутреннего распорядка суда.

Разработка и утверждение председателем Сыктывкарского городского суда Республики Коми Правил направлены на реализацию полномочий по организации работы суда, на создание надлежащих условий для эффективного отправления правосудия, и связаны с исполнением председателем суда своих должностных обязанностей.

Из анализа норм действующего законодательства прямо следует, что действия председателя суда по организации работы суда, в частности разработка и утверждение Правил, должны быть связаны исключительно с осуществлением правосудия. Возможность оспаривания в порядке административного судопроизводства действий председателя суда, связанных с исполнением им своих должностных обязанностей, то есть с осуществлением правосудия, законодательно не предусмотрена.

Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» также не предусмотрено оспаривание в порядке административного судопроизводства действий председателя суда, связанных с исполнением им своих должностных обязанностей, то есть с осуществлением правосудия.

При выполнении председателем Сыктывкарского городского суда Республики Коми своих функций на него распространяются установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» гарантии.

В силу статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации иск к судье может быть заявлен только в случае, если вина судьи установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Приведенное положение является одной из мер обеспечения конституционного принципа независимости судей, их особого статуса, выступающего важнейшей гарантией права граждан на судебную защиту, гарантией беспристрастности суда, благодаря которой только и возможно принятие справедливого решения.

В свою очередь, с конституционным принципом независимости судей неразрывно связаны особенности организации работы суда, поскольку именно на создание надлежащих условий для реализации судьями своих профессиональных функций по отправлению правосудия направлена деятельность председателя суда.

Таким образом, исходя из особого конституционно-правового статуса судьи - председателя суда, обусловленных данным статусом его функций и с учетом того, что Правила утверждены председателем суда при реализации им полномочий по организации работы суда, предоставленных действующим законодательством и направленных на обеспечение надлежащих условий эффективного осуществления правосудия, они не могут быть предметом оспаривания в порядке, регламентированном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Кодекса административного судопроизводства РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства.

С учетом изложенного, поскольку предусмотренных законом условий для рассмотрения Сыктывдинским районным судом Республики Коми заявления об оспаривании действий председателя Сыктывкарского городского суда Республики Коми, выразившихся в утверждении «Правил пребывания посетителей в зданиях и помещениях суда» в части требований абзаца 4 подпункта 2.4 пункта 2, не имеется, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу.

Руководствуясь ст. 128, 194, 195, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

определил:

производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к председателю Сыктывкарского городского суда Республики Коми Шадлову А. А. о признании требований «Правил пребывания посетителей в зданиях и помещениях суда», утвержденных председателем Сыктывкарского городского суда Республики Коми, незаконными прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья Ю.В. Рачковская