Дело N 2а-1155/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 апреля 2019 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Сиушовой Д.А.,
с участием в деле:
административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО3, действующей на основании нотариальной доверенности от 01.03.2019,
административного ответчика администрации городского округа Саранск, в лице представителя ФИО4, доверенность от 12.02.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на указанном учёте
установил:
ФИО2, действуя через своего представителя ФИО3, подписавшую иск, обратился в суд с административным иском к администрации городского округа Саранск о признании незаконным и отмене решения о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить в число нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоначальной даты постановки на учёт.
В обоснование административных исковых требований указал, что в принятии ранее поданного им (14 января 2019 года) в порядке гражданского судопроизводства искового заявления к администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на указанном учёте определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска от 18 января 2019 года было отказано.
Обращаясь 19 февраля 2019 года с настоящим административным иском ФИО2 оспаривал решение должностного лица администрации городского округа Саранск, принятое в порядке реализации властных полномочий, считая, что нарушено его право на обеспечение жильем. Привел доводы о том, что с 5 июня 2007 года он состоял на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории «ветеран боевых действий» и претендовал на получение социальной выплаты. Основанием для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий было проживание в однокомнатной квартире, общей площадью 33,2 кв.м., расположенной: <адрес> совместно с матерью ФИО1
Согласно п.п. «з» п. 4 Постановления Правительства РМ от 25.08.2005 N 335 (ред. от 16.01.2008) "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья" граждане разного пола старше 9 лет (кроме супругов), проживающие в одной комнате (однокомнатной квартире) признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РМ от 01.02.2016 N 54 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Мордовия" указанное выше постановление от 25 августа 2005 г. N 335 признано утратившим силу.
В настоящее время учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и снятие с данного учёта осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 5-З7 «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия».
Постановлением администрации городского округа Саранск от 24 октября 2018 года №2457 ФИО2 снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), так как утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения (п.2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года № 165 учётная норма установлена в размере 12,5 кв.м на одного члена семьи. Несмотря на то, что его обеспеченность общей площадью жилых помещений составляет 16,6 кв.м (33,2/2), полагал оспариваемое решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы на получение государственной поддержки на улучшение жилищных условий.
ФИО2 о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представил; его неявка в соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Представитель ФИО2ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика ФИО4 требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, приведённым в письменных возражениях на иск,
Проанализировав представленные доказательства и мотивы, по которым административный истец пропустил установленный срок для обращения в суд, суд приходит к выводу об уважительности причин и возможности его восстановления.
Каждому заинтересованному лицу, согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
Как следует из административного искового заявления, административный иск подписан 18 февраля 2019 года представителем истца ФИО3, при этом доверенность на указанное лицо к административному иску не приложена, что явилось основанием для вынесения 22 февраля 2019 года определения об оставлении административного иска без движения. Представленная в дальнейшем суду нотариальная доверенность, выданная ФИО2 указанному лицу, датирована 1 марта 2019 года и именной с этой даты у его представителя ФИО3 появились процессуальные полномочия на подписание и подачу в суд иска.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей.
Согласно части 1 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя - совершать вместо представляемого лица все процессуальные
действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.
В соответствии с положениями статей 185, 187 ГК Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами; лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено; оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью, а также, если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность лица и доверенность не запрещает передоверие; доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена; правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами (своим сотрудникам).
При этом с учетом правил, установленных частью 2 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица. В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующими вопросы оформления и подтверждения полномочий представителя, полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также доверенностью; полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом.
Учитывая вышеизложенные предписания действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении требований законодательства при оформлении полномочий лица, подписавшего и подавшего 18 февраля 2019 года настоящий административный иск.
При таких данных, у суда имеются установленные законом основания для оставления административного искового заявления ФИО2 к администрации городского округа Саранск без рассмотрения (пункт 3 части 1 статьи 196 КАС Российской Федерации).
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, согласно части 3 статьи 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке. В силу части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
административное исковое заявление ФИО2 к администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на указанном учёте оставить без рассмотрения.
Возвратить ФИО2 государственную пошлину, уплаченную согласно чеку от 14 января 2019 года в размере 300 рублей.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска.
Мотивированное определение изготовлено 5 апреля 2019 года.
Судья А.К. Чибрикин