ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1182/18 от 14.06.2018 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-1182/18

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении административного иска без рассмотрения

г. Барнаул 14 июня 2018 г.

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Севостьяновой И.Б., при секретаре Романовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Русанову А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> обратился в суд с административным иском к Русанову А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 35727 руб. и пени в сумме 226, 27 руб., указав, в его обоснование на то, что Русанов А.В. является собственником транспортных средств: автомобиль легковой HYUNDAI GALLOPER, ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак , автомобиль грузовой МАН , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак , автомобиль легковой Мазда Фамилия, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак , является плательщиком транспортного налога на основании закона <адрес>-ЗС от 10.10.2002г «О транспортном налоге на территории <адрес>», который подлежит уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, которое ему было направлено налоговым органом в установленном ст. 363 НК РФ порядке. Налог Русановым А.В. в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ уплачен не был. В этой связи ему было выставлено налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ, однако налог им уплачен не был. Судебный приказ о взыскании вышеуказанной задолженности и пени от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № <адрес>, был отменен определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с подачей Русановым А.В. возражений.

В судебном заседании представитель административного истца представила заявление руководителя ИФНС об отказе от административных исковых требований в части взыскании недоимки в сумме 7241 руб. 43 коп. и пени в сумме 226, 27 коп., в указанной части производство по делу прекращено определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, на остальной части исковых требований представитель налогового органа настаивала, просила взыскать недоимку по транспортному налогу в сумме 28485 руб. 57 коп. за ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанным основаниям.

Административный ответчик Русанов А.В. с иском не согласился, пояснил, что налоговое уведомление и налоговое требование на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ он не получал, личный кабинет не регистрировал, логин и пароль не получал, в личный кабинет не входил.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Исходя из положений статей 356, 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории <адрес>" в ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога в связи с принадлежностью ему транспортных средств: автомобиль легковой HYUNDAI GALLOPER, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак , автомобиль грузовой МАН , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак , автомобиль легковой Мазда Фамилия, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог подлежал уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е в данном случае за ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ

Как усматривается из материалов дела, налоговым органом с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в адрес Русанова А.В. (по месту жительства) направлено налоговое уведомление , которым налогоплательщику начислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанные транспортные средства в общей сумме 35727 руб. Установлен срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ

Вопреки возражениям ответчика налоговое уведомление было направлено в его адрес заказной почтой, что подтверждается соответствующим почтовым реестром от ДД.ММ.ГГГГ и считается полученным по истечении шести дней с момента отправления в силу положений ч.4 ст. 52 НК РФ.

Транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ был уплачен Русановым А.В. частично в общей сумме 7241 руб. 43 коп., в связи с чем налоговый орган отказался от административных исковых требований в указанной части.

Вместе с тем на сумму 28485 руб. 57 коп. транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ Русановым А.В. в установленный срок уплачен не был, что им не оспаривалось в судебном заседании.

В соответствии с положениями статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Частью 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По смыслу части 1 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 КАС РФ для обращения налогового органа в суд о взыскании с физического лица обязательных платежей обязательно необходимо направление налогоплательщику требования об уплате налога.

Из материалов дела следует, что налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ на уплате транспортного налога на ДД.ММ.ГГГГ было направлено Русанову А.В. путем выгрузки ДД.ММ.ГГГГ в личный кабинет, зарегистрированный на имя Русанова А.В.

Русанов А.В. в судебном заседании оспаривал факт подачи им заявления о регистрации личного кабинета, получение логина и пароля, пояснил, что не пользуется личным кабинетом и не имеет к нему доступа.

В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно ч.1 ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом ( ч.1 ст.11.2 НК РФ)

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В рассматриваемый период действовал Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденный Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-17/260.

Согласно п. 6 названного Порядка в личном кабинете налогоплательщика размещаются следующие документы (информация), сведения: в том числе о подлежащих уплате налогоплательщиком суммах налога, обязанность по исчислению которого возложена на налоговые органы; об актах налоговых органов ненормативного характера и иных документах налогового контроля, о налоговых уведомлениях и требованиях об уплате налога, пеней, штрафов, процентов;

Пунктом 8 Порядка было установлено, что Доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:

1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;

2) усиленной квалифицированной электронной подписи (универсальной электронной карты) налогоплательщика;

3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 107 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный ) (далее - Положение о ЕСИА).

Для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (далее - Заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) ( п.9).

Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика (далее - Регистрационная карта) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль (далее - первичный пароль) ( п.10).

Пунктом 19 Порядка определено, что формирование личного кабинета налогоплательщика осуществляется в автоматическом режиме в течение трех рабочих дней с момента регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика независимо от способа его регистрации.

Таким образом, направление налогового требования через личный кабинет налогоплательщика будет являться надлежащим соблюдением досудебного порядка взыскания недоимки по налогу в случае если по делу будет установлено, что налогоплательщик получил доступ к личному кабинету (регистрационную карту с логином и паролем) в установленном порядке (путем подачи заявления лично, путем усиленной квалифицированной электронной подписи либо через системы ЕСИА ).

Административный ответчик факт получения им доступа к личному кабинету отрицал, административный истец доказательств в подтверждение данного обстоятельства не представил.

Сведения из информационной базы налогового органа о регистрации заявления налогоплательщика о получении такого доступа от ДД.ММ.ГГГГ без представления заявления налогоплательщика достаточным доказательством получения такого доступа в установленном порядке не являются.

В этой связи направление налогового требования через личный кабинет ответчика, который не получил к нему доступ в установленном порядке, не является доказательством соблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования спора.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ИФНС по <адрес> подлежит оставлению без рассмотрения в связи с тем, что налоговым органом не соблюден досудебный порядок урегулирования настоящего спора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196, 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Административное исковое заявление административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Русанову А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу оставить без рассмотрения.

Определение может быть обжаловано путем подачи частной жалобы в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в 15-ти дневный срок.

Судья : И.Б. Севостьянова