О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 января 2018 года г. Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Михайловой Г.М.,
при секретаре Балашовой В.Н.,
с участием
представителя административного истца Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тульской области по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области по доверенности ФИО2,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы административное дело № 2а-123/18 по иску Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тульской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области о признании незаконным распоряжения о проведении плановой выездной проверки,
установил:
административный истец Территориальный органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тульской области обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области о признании незаконным распоряжения о проведении плановой выездной проверки от дата № *.
В обоснование административного иска указал, что распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области о проведении внеплановой выездной проверки от дата № * в Территориальном органе Росздравнадзора по Тульской области планируется проверка с дата по дата. Проверка проводится в рамках организации и проведения внеплановой проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Согласно Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата №* территориальный орган Росздравнадзора по Тульской области не занимается осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно выписки ЕГРЮЛ основным видом деятельности Территориального органа Росздравнадзора по Тульской области является деятельность федеральных органов государственной власти, кроме полномочных представителей Президента Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Другие виды деятельности, в том числе экономические не зарегистрированы. Из распоряжения следует, что проверка проводится с целью исполнения п. 1 предписания об устранении выявленных нарушений № * от дата. Территориальный орган Росздравнадзора по Тульской области не может являться субъектом проверки, проводимой Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, поскольку не обладает признаками юридического лица. Таким образом, проведение проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, издание распоряжения о её проведении от дата № * и все последующие действия и документы, изданные в связи с её проведением незаконны. Предписание * от дата Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области исполнение, которого является целью внеплановой проверки обжаловано Территориальным органом Росздравнадзора по Тульской области, как незаконное, вместе с другими ненормативными актами: распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области о проведении плановой выездной проверки от дата № * актом проверки №* от дата года Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, протоколом об административном правонарушений №* от дата Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы №* от дата ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области». Дело находится в стадии кассационного обжалования.
В предварительном судебном заседании представитель административного истца Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тульской области по доверенности ФИО1 заявила ходатайство о приостановлении производства по административному делу, до рассмотрения Арбитражным Судом Центрального округа кассационной жалобы Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от дата и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от дата по делу №*, рассмотрение, которой назначено на дата. В обоснование заявленного ходатайства указала, что в случае удовлетворения кассационной жалобы, основания для рассмотрения данного административного иска по существу отпадут, поскольку распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от дата № * издано во исполнение предписания от дата об устранении выявленных в ходе проверки нарушений. Полагает, что основания для прекращения производства по делу отсутствуют, поскольку административный иск подведомствен суду общей юрисдикции.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области по доверенности ФИО2 в предварительном судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного ходатайства о приостановлении производства по делу. Просила учесть, что в случае приостановления производства по делу провести проверку не будет представляться возможным, поскольку на основании распоряжения * от дата срок проведения внеплановой проверки определен до дата. Полагает, что данный административный иск не относится к подведомственности суда общей юрисдикции, так как Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тульской области является юридическим лицом, оспариваемое распоряжение №* от дата Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области содержит юридически властное волеизъявление, направлено на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей административного истца. Считает, что дело подлежит прекращению, в связи с не подведомственностью суду общей юрисдикции.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные административным истцом документы, в рамках заявленного ходатайства, суд приходит к следующему.
Статьей 193 КАС РФ установлен порядок приостановления и возобновления производства по административному делу, которым предусмотрено, что о приостановлении производства по административному делу или об отказе в приостановлении производства по административному делу, о возобновлении производства по административному делу или об отказе в возобновлении производства по административному делу суд выносит определение. Копии определения суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. На определение суда о приостановлении производства по административному делу или об отказе в возобновлении производства по административному делу может быть подана частная жалоба.
В силу положений статья 190 ч. 1 п. 4 КАС РФ суд обязан приостановить производство по административному делу в случае: невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта).
Предметом данного административного иска является проверка законности либо незаконности вынесения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от дата № * в Территориальном органе Росздравнадзора по Тульской области, которая запланирована с дата по дата.
В обоснование ходатайства, о приостановлении производства по делу, административный истец, ссылается на рассмотрение Арбитражным Судом Центрального округа кассационной жалобы Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от дата и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от дата по делу №*, рассмотрение, которой назначено на дата. Полагает, что в случае удовлетворения кассационной жалобы, основания для рассмотрения данного административного иска по существу отпадут, поскольку распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от дата № *, издано во исполнение предписания от дата об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
Из представленных документов следует, что рассмотрение кассационной жалобы в Арбитражном Суде Центрального округа назначено на дата.
Учитывая предмет и основания данного административного иска, суд считает, что правовые основания, предусмотренные ст. ст. 191-190 КАС РФ для приостановления производства по данному административному делу отсутствуют.
Подача кассационной жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, вынесенные Арбитражным судом Тульской области от дата и Двадцатым арбитражным апелляционным судом от дата, не является основанием для приостановления производства по данному делу.
В силу положений статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
Статьей 27 АПК РФ установлено, что Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 статья 29 АПК РФ в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Приказом от 16 июля 2012 г. N 764 утвержден административный Регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальный предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Согласно пункта 2 административного Регламента исполнение государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее - государственная функция) осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора в отношении следующих категорий лиц: юридические лица (далее также - проверяемые юридические лица); индивидуальные предприниматели (далее также - проверяемые индивидуальные предприниматели); граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (далее также - проверяемые граждане).
Предметом государственного контроля (надзора) согласно пункту 5 Регламента является деятельность или действия (бездействие) проверяемых юридических лиц, проверяемых индивидуальных предпринимателей, проверяемых граждан требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Закон № 294-ФЗ).
Статьей 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе : истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от дата № * издано Управления Роспотребнадзора по Тульской области с целью проверки исполнения п. 1 предписания устранения выявленных нарушений №* от дата. Предмет проверки указан в пункте 7 распоряжения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от дата, и Двадцатым Арбитражным апелляционным судом в постановлении от дата по делу №* установлено, что Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тульской области является юридическим лицом, поскольку согласно пунктам 1, 3, 4 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата № *, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Имущество территориального органа является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении. Территориальный орган является юридическим лицом, имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевой счет в органе федерального казначейства.
Оспариваемое распоряжение вынесено в области осуществления государственного надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, требование о признании распоряжения дата № * Управления Роспотребнадзора по Тульской области не подлежит оспариванию в суде общей юрисдикции, поскольку относится к подсудности Арбитражного суда Тульской области.
В силу положений статьи 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается ( ч. 1 ст. 195 КАС РФ).
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Учитывая вышеприведенные нормы закона, установленные по делу обстоятельства, данное административное дело подлежит прекращению, в связи с не подведомственностью суду общей юрисдикции.
дата по данному административному делу было вынесено определение о применении мер предварительной защиты.
В силу положений статьи 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле. В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 190, 198, 199 КАС РФ, суд
о п р е д е л и л:
отказать в удовлетворении ходатайства о приостановлении административного дела № 2а-123/18 по иску Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тульской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области о признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки.
Производство по административному делу № 2а-123/18 по иску Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тульской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области о признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки – прекратить, в связи с не подведомственностью дела Привокзальному районному суду г. Тулы.
Отменить меры предварительной защиты, в виде приостановления действия распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области от дата № *, запрете совершать любые проверочные действия, по исполнению распоряжения от дата №*, после вступления настоящего определения суда в законную силу.
Определение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течении 15 дней со дня его вынесения.
Определение суда изготовлено в совещательной комнате.
Председательствующий Г.М. Михайлова