ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1389/2016 от 17.11.2016 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а- 1389/2016

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Сыроватской М.А.,

при секретаре Черной Л.В.,

с участием помощника прокурора Мостовского района Куценко А.А.,

представителя заинтересованного лица администрации Мостовского городского поселения Верещагина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц и МО Мостовское городское поселение о признании действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае незаконными и обязании устранить нарушения законодательства о муниципальной собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мостовского района обратился в суд с заявлением, в котором в окончательной редакции от 06.08.2015 просил признать незаконными действия Территориального управления в части передачи имущества в одностороннем порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность Мостовского городского поселения и обязать Территориальной управление установить точный перечень, находящихся в собственности Российской Федерации и подлежащих передаче в муниципальную собственность квартир, расположенных в <...> в жилых домах <...>, мотивируя их тем, что прокуратурой Мостовского района проведена проверка соблюдения администрацией Мостовского городского поселения законодательства о муниципальной собственности.

Проверкой установлено, что на территории Мостовского городского поселения по адресу: <...> расположены жилые дома <...>.

Распоряжением ТУ Росимущества от 06.03.2008 № 185-р вышеуказанные жилые дома исключены из специализированного жилищного фонда и включены в жилищный фонд социального использования.

Частью 11 ст. 154 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( Далее –Закон № 122-ФЗ) предписано безвозмездно передавать в муниципальную собственность, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, а его нахождение в федеральной собственности не допускается.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 «О перечне документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации (далее Перечень).

Распоряжением Территориального управления от 14.12.2011 № 758-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в муниципальную собственность Мостовского городского поселения Мостовского района», жилищный фонд мкр Энергетиков в количестве 20 жилых домов передан в муниципальную собственность Мостовского городского поселения в одностороннем порядке.

Администрацией Мостовского городского поселения в адрес Территориального управления было направлено письмо о том, что для принятия решения о приеме указанных домов из федеральной собственности в муниципальную собственность необходимо представить полный пакет документов, установленный вышеприведенным Перечнем.

В связи с отказом администрации Мостовского городского поселения в принятии федерального имущества в собственность Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Мостовского городского поселения о признании незаконными бездействия и об обязании принять в муниципальную собственность 20 жилых домов (<...>), расположенных по адресу: <...>.

Решением Арбитражного суда от 19.07.2012 в удовлетворении указанных требованиях Территориальному управлению было отказано.

До этого постановлением ФАС СКО от 07.02.2012 ТУ Росимущества было указано на необходимость установления точного перечня находящегося в собственности Российской Федерации и подлежащего передаче в муниципальную собственность имущества и его индивидуализирующих признаков.

Арбитражным судом было установлено, что часть квартир, расположенных в вышеуказанных домах, имеют собственников, и право собственности на них зарегистрировано в установленном законом порядке.

Таким образом, передаче в муниципальную собственность подлежат не жилые дома в целом, а квартиры, не имеющие собственников.

После обращения прокурора в суд с иском, в ходе рассмотрения данного дела распоряжением от 28.10.2014 686-р «О внесении изменений в распоряжение Территориального управления от 14.12.2011 № 758-р «О безвозмездной передачи имущества, составляющего государственную казану Российской Федерации, в муниципальную собственность Мостовского городского поселения Мостовского района» ТУ Росимущества был определен список квартир, не имеющих собственников, и подлежащий передачи администрации Мостовского городского поселения.

Однако ТУ Росимущества вновь не учтено, что часть квартир, указанных в реестре федеральной собственности, на момент передачи приватизированы гражданами.

Кроме того, 29.07.2015 сотрудниками ТУ Росимущества совместно с представителем администрации Мостовского городского поселения были обследованы вышеуказанные дома. В ходе обследования установлено, что часть квартир, указанных в распоряжении ТУ Росимущества, фактически не существует.

Таким образом, Территориальное управление попыталось передать в муниципальную собственность квартиры, которые в настоящее время принадлежат гражданам либо фактически не существуют.

Для принятия решения о передачи имущества в муниципальную собственность необходимо индивидуализировать каждую квартиру, путём оформления на неё соответствующей технической документации. Следовательно, действия ответчика по несоблюдению требований Федерального законодательства в части передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность являются незаконными и нарушают права Мостовского городского поселения и неопределенного круга лиц.

Решением Мостовского районного суда от 14.08.2015, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08.12.2015, заявление прокурора было удовлетворено.

Однако постановлением суда кассационной инстанции – Президиума Краснодарского краевого суда от 14.09.2016 решение Мостовского районного суда от 14.08.2015, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08.12.2015 отменено с направлением дела на новое рассмотрение, с указанием, что заявление прокурора подано фактически в интересах муниципального образования Мостовское городское поселение Мостовского района, при этом прокурор не указал какие же права и законные интересы МО Мостовское городское поселение, неопределенного круга лиц нарушают действия Территориального управления, и в чем заключается нарушение.

Из материалов дела видно, что интересы неопределённого круга лиц не затрагиваются., Следовательно, заявление прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ ( ст. 39 КАС РФ) неправомерно принято судом общей юрисдикции к рассмотрению по существу.

Кроме того, в момент рассмотрения заявления прокурора в арбитражном суде Краснодарского края рассматривалось заявление Теруправления об оспаривании бездействия МО Мостовское городское поселение по вопросу передачи указанного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, по которому 10.08.2015 было принято решение. Заявление прокурора и Теруправления по своей сути являлись встречными требованиями и подлежали рассмотрению в одном производстве в арбитражном суде.

Кроме того, спор по поводу смены собственника указанного недвижимого имущества длится с 2010 года, а заявление прокурор предъявил только в августе 2014 года, т.е. с пропуском установленного законом процессуального срока.

В судебном заседании участвующий прокурор поддержал требования в последней редакции от 06.08.2015 и просил их удовлетворить, приведя в обоснование вышеуказанные доводы.

Представитель администрации Мостовского городского поселения по доверенности Верещагин В.В. заявление прокурора поддержал.

Представитель Территориального управления по доверенности И.М. Каменщиков в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив отзыв, из которого следует, что Территориальное управление с заявленными требованиями прокурора Мостовского района не согласно и просит в иске отказать, поскольку в распоряжение Территориального управления № 758-р от 14.12.2011 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации в муниципальную собственность Мостовского городского поселения Мостовского района», распоряжением № 686-р от 28.10.2014 « О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае №758-р от 14.12.2011, внесены изменения с перечислением в приложении жилых помещений, подлежащих принятию в муниципальную собственность. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2015 признано незаконным бездействие администрации Мостовского городского поселения, выразившееся в нерассмотрении вопроса о согласовании принятия в муниципальную собственность жилых помещений, перечисленных в приложении к распоряжению № 686-р от 28.10.2014.

Частью 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374,Приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 № 270 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по управлению госимуществом по исполнению государственной функции «Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность» на Теруправление не возложена обязанность предоставлять муниципальному образованию документы на имущество, передаваемое в муниципальную собственность. Напротив, указанные документы должен предоставлять орган местного самоуправления. Акт осмотра от 29.07.2015 не свидетельствует о фактическое отсутствие помещений, в нем лишь отражено, что невозможно установить порядковый номер и иные индивидуализирующие признаки. Территориальное управление принимало и принимает все необходимые меры для передачи имущества, которое в силу прямого указания закона не может находиться в собственности Российской Федерации и принадлежит безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования.

Кроме того, в соответствии со ст. 215 ГПК РФ суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном порядке. Обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу, не были устранены, поскольку решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2015 по делу А32-4906/2015 до настоящего времени не вступило в законную силу.

Судья, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к убеждению, что производство по данному делу подлежит прекращению на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ ( п.1 ч.1 ст. 128 КАС РФ), ввиду того, что данное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку данное заявление рассматривается в ином судебном порядке, т.е. спор подведомственен иному юрисдикционному органу, а именно арбитражному суду.

В соответствии с ч.3 ст. 390 ГПК РФ ( ч.4 ст. 329 КАС РФ) указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Учитывая указания вышестоящего суда по толкованию процессуального закона, связанного с нарушением при принятии заявления прокурора ст. 45 ГПК РФ (ст. 39 КАС РФ), заявление прокурора, предъявлено только в интересах МО Мостовское городское поселение без указания основания для этого, что свидетельствует о том, что заявление не подлежало принятию к производству Мостовского районного суда, а в своих интересах МО Мостовское городское поселение с тем требованиями, которые заявил прокурор, вправе было обратиться в арбитражный суд, так как согласно п. 2 ч.1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Следовательно, при приеме заявления прокурора Мостовского района о признании незаконными действий Территориального управления в части передачи имущества в одностороннем порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность Мостовского городского поселения и обязанности Территориального управления установить точный перечень, находящихся в собственности Российской Федерации и подлежащих передаче в муниципальную собственность квартир, расположенных в <...> в жилых домах <...>, к производству Мостовского районного суда- суда общей юрисдикции допущено нарушение правил подведомственности, поэтому производство по делу подлежит прекращению, поскольку иск не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, а разрешается в ином судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 128 КАС РФ, п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу по заявлению прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц и МО Мостовское городское поселение о признании незаконными действий Территориального управления в части передачи имущества в одностороннем порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность Мостовского городского поселения и обязанности Территориального управления установить точный перечень, находящихся в собственности Российской Федерации и подлежащих передаче в муниципальную собственность квартир, расположенных в <...> в жилых домах <...>, прекратить в связи с его неподведомственностью Мостовскому районному суду- суду общей юрисдикции.

Определение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в

течение 15 дней.

Председательствующий: