Дело №2а-144/2019
Судья: Аргунова М.Н. Дело № 33а-1269/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 20 апреля 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Протодьяконова В.С., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Слепцовой Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании заявление Администрации муниципального образования «Оймяконский улус (район)» о разъяснении решения суда по делу по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Оймяконский улус (район)» о признании незаконными действия об отказе в предоставлении жилищного сертификата, возложении обязанности предоставления социальной выплаты для обеспечения молодых семей, ыдаче сертификата на приобретение жилья и погашения ипотечного кредита многодетной семье.
Изучив материалы дела, обсудив заявление, судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Решением Оймяконского районного суда от 20 июня 2019 года было отказано в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации МО «Оймяконский улус (район)» об оспаривании решения комиссии от 22 апреля 2019 года об отказе во включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2020 годы» и список получателей социальной выплаты в 2019 году.
Апелляционным определением от 09 сентября 2019 года вышеуказанное решение суда отменено с вынесением нового, которым обжалуемое решение признано незаконным и на административного ответчика возложена обязанность принять решение о включении семьи административного истца в список участников подпрограммы на получение социальной выплаты в 2019г.
В соответствии со статьей 185 КАС РФ в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания (часть 1). Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено (часть 2).
Администрация МО «Оймяконский улус (район)» обратилась в судебную коллегию с заявлением о разъяснении решения по делу, указав о том, что включение истца и членов его семьи в список участников подпрограммы на получение социальной выплаты в 2019 году невозможно ввиду освоения бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на 2019 год, в полном объеме.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
Учитывая положения части 3 статьи 185 и статьи 355 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Согласно статье 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обстоятельств, при которых вступивший в законную силу судебный акт можно не исполнять, действующее законодательство не предусматривает.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, исполнение судебного решения по смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (Постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 26 февраля 2010 года N 4-П, от 14 мая 2012 года N 11-П и др.).
Как видно из материалов настоящего дела, по вступлении в законную силу судебного решения ФИО1 был выдан исполнительный лист, но до настоящего времени его требования не исполнены, административный истец и члены его семьи не восстановлены в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2020 годы» - получателей социальной выплаты в 2019 году.
Администрация муниципального образования «Оймяконский улус (район)», обращаясь в порядке ст.185 КАС РФ, ссылается на невозможность исполнения судебного решения в виду того, что список участников подпрограммы на получение социальной выплаты в 2019 году был сформирован и утвержден до принятия судебного акта, что с учетом данного списка в местный бюджет из государственного бюджета республики на 2019 год была предоставлена субсидия, которая полностью освоена. При этом в заявлении отсутствует указание на наличие в судебном решении каких-либо неясностей, требующих разъяснения.
Согласно статьи 355 КАС РФ в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", указывающей, что в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.
С учетом изложенных в заявлении о разъяснении решения суда обстоятельств судебная коллегия считает возможным разъяснить порядок исполнения требования исполнительного документа, исходя из следующего.
Так, финансовое обеспечение государственных программ Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» и «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», утвержденных Указами Главы Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2017 года № 2165 и от 13 декабря 2019 года № 897, осуществляется за счет средств федерального бюджета, государственного бюджета РС (Я), местного бюджета и внебюджетных средств.
В соответствии с Порядком отбора муниципальных образований и распределения субсидий местным бюджетам муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, утвержденным постановлением Правительства РС (Я) от 11 апреля 2018 года № 100, действовавшим до 01 января 2020 года, одним из условий предоставления бюджетам муниципальных образований из федерального бюджета и государственного бюджета республики субсидии на реализацию мер по обеспечению жильем молодых семей является наличие в бюджете муниципального образования в соответствующем году и плановом периоде расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей с учетом установленного уровня софинансирования.
Согласно Порядку предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы», утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 11 апреля 2018 года № 100 (действовавшего до 01 января 2020 года), право молодой семьи - участника мероприятия на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, которое выдается органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с утвержденным списком молодых семей – претендентов на получение выплат в соответствующем году (пункт 4). При этом формирование и утверждение списка молодых семей – участников мероприятия по муниципальному образованию на получение социальной выплаты в планируемом году осуществляется также органом местного самоуправления и его руководителем (пункты 18 и 29). Данный список направляется государственному заказчику, который с учетом объема субсидий на софинансирование мероприятия формирует сводный список и производит распределение средств между муниципальными образованиями в соответствии с Порядком отбора муниципальных образований и распределения субсидий местным бюджетам муниципальных образований (пункт 32). Молодая семья, включенная в список получателей социальной выплаты в текущем году, но не воспользовавшаяся данным правом, сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в мероприятии (пункт 62).
На основании изложенного, руководствуясь ст.355 КАС РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Разъяснить порядок исполнения требования исполнительного листа серии ********№ ..., выданного на основании судебного решения по делу по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Оймяконский улус (район)» о признании незаконными действия об отказе в предоставлении жилищного сертификата, возложении обязанности предоставления социальной выплаты для обеспечения молодых семей, выдаче сертификата на приобретение жилья и погашения ипотечного кредита многодетной семье.
Комиссия муниципального образования «Оймяконский улус (район)» обязана принять решение о включении ФИО1 и членов его семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы» - получателей социальной выплаты в 2019 году, который подлежит утверждению органом местного самоуправления и направлению государственному заказчику в целях включения молодой семьи в сводный список получателей на соответствующий (2020) год.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Протодьяконов В.С.
Оконешникова М.М.