ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1496/20 от 21.09.2020 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2а- 1496 /2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ершовой Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Воропаевой И.А., с участием помощника прокурора города Новотроицка Андреевой О.А.,

представителя административного истца МУ МВД России «Орское» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межмуниципального Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» к администрации муниципального образовании город Новотроицк о признании постановления Администрации МО город Новотроицк незаконным в части,

У С Т А Н О В И Л :

Межмуниципальное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» обратилось в суд с административным иском к администрации муниципального образовании город Новотроицк об оспаривании нормативно-правового акта Постановления администрации МО город Новотроицк от 20.11.2017 № 1950-п (в редакции внесенных изменений постановлением от 26.03.2020 № 430-п) в части.

В обоснование административного иска указано, что постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 20.11.2017 № 1950-п утверждено Положение об обеспечении мероприятий гражданской обороны на территории МО город Новотроицк, а также Перечень муниципальных спасательных служб гражданской обороны специального назначения по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. В преамбуле постановления указано, что оно издано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Пунктом 6 Перечня предусмотрена спасательная служба охраны общественного порядка- отдел полиции № 3 МУ МВД России «Орское». Постановлением администрации МО город Новотроицк от 26.03.2020 № №430-п внесены изменения в вышеуказанное постановление от 20.11.2017 № 1950-п. Приложение № 2 (Перечень служб) изложено в новой редакции: пунктом 5 Перечня в числе муниципальных спасательных служб ГО специального назначения по обеспечению выполнения мероприятий по ГО предусмотрена спасательная служба охраны общественного порядка – отдел полиции № 3 МУ МВД России «Орское».

Постановление администрации МО город Новотроицк от 20.11.2017 № 1950-п ( в редакции с учетом изменений внесенных постановлением от 26.03.2020 № 430-п) возлагает на МУ МВД России «Орское» излишние функции в части формирования муниципальным образованием город Новотроицк спасательной службы охраны общественного порядка, имеющей в своем составе команды и группы охраны общественного порядка для несения комендантской службы и поддержания порядка в населенных пунктах, на объектах, в районах размещения, также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза (вывода) населения в безопасный район и выдвижения сил ГО к очагам поражения, из числа сотрудников МУ МВД России «Орское» и противоречат нормативно –правовым актам.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02..2011 года № 3-ФЗ «О полиции», правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 4 Закона № 3-ФЗ полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Пунктом 7 части 1 статьи 12 Закона № 3-ФЗ на полицию возложена обязанность принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

В настоящее время положения статьи 14 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусматривающие создание органами местного самоуправления служб ГО, а также постановление Правительства РФ от 18.11.1999 № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны», предписывающее создание, в том числе федеральной службы гражданской обороны общественного порядка признаны утратившими силу. Действующими приказами МВД России от 24.03.2015 № 363дсп, от 06.10.2008 № 861 создание и участие органов внутренних дел в деятельности службы ГО охраны общественного порядка не предусмотрено.

Постановление Правительства Оренбургской области от 16.02.2010 № 83-п «Об обеспечении мероприятий гражданской обороны на территории Оренбургской области» в части создания службы гражданской обороны охраны общественного порядка признано утратившим силу. Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.04.2019 № 209-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 16.02.2020 № 83-п» Перечень служб гражданской обороны Оренбургской области изложен в новой редакции, исключающий службу гражданской обороны охраны общественного порядка.

Истец просит признать Постановление администрации МО город Новотроицк от 20.11.2017 № 1950-п (в редакции внесенных изменений постановлением от 26.03.2020 № 430-п) в части формирования МО город Новотроицк спасательной службы охраны общественного порядка (пункт 5 Перечня спасательных служб ГО МО город Новотроицк), имеющей в своем составе команды и группы охраны общественного порядка для несения комендантской службы и поддержания порядка в населенных пунктах, на объектах, в районах размещения, также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза (вывода) населения в безопасный район и выдвижения сил ГО к очагам поражения, из числа сотрудников отдела полиции № 3 МУ МВД России «Орское» незаконным и не действующим в соответствующей части со дня вступления в законную силу судебного постановления.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на иске настаивала, просила вынести решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку данное постановление противоречит нормам действующего законодательства, незаконно возлагает на административного истца дополнительные обязанности, последние изменения от 16.09.2020, внесенные в постановление Администрации от 20.11.2017 № 1950-п не вступили в законную силу, не опубликованы на официальном сайте и в газете «Гвардеец труда».

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, представлен отзыв и дополнительные документы, из которого следует, что постановлением администрации МО город Новотроицк от 16.09.2020 № 1322-п внесены изменения в постановление администрации МО город Новотроицк от 20.11.2017 № 1950-п, из Перечня спасательных служб указанного выше постановления исключена спасательная служба ГО охраны общественного порядка. Пункт 5 Перечня спасательных служб МО город Новотроицк изложен в новой редакции «Спасательная служба ГО торговли и питания» - отдел торговли и сельского хозяйства администрации МО город Новотроицк. Постановление администрации МО город Новотроицк от 16.09.2020 № 1322-п официально опубликовано в газете «Гвардеец труда» и размещено на официальном сайте администрации МО город Новотроицк.

Суд, выслушав пояснения участников судебного заседания, заключение помощника прокурора Андреевой О.А., полагавшей, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку нормативно-правовой акт пересмотрен, изменен ответчиком с учетом последней редакции от 16.09.2020 и не затрагивает права и законные интересы административного истца, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом в силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5 Перечня спасательных служб ГО МО город Новотроицк, который был утвержден постановлением администрации МО город Новотроицк от 20.11.2017 № 1950-п (в редакции внесенных изменений постановлением от 26.03.2020 № 430-п).

Из представленных в суд дополнительных документов следует, что постановлением администрации МО город Новотроицк от 16.09.2020 № 1322-п внесены изменения в постановление администрации МО город Новотроицк от 20.11.2017 № 1950-п, из Перечня спасательных служб указанного выше постановления исключена спасательная служба ГО охраны общественного порядка. Пункт 5 Перечня спасательных служб МО город Новотроицк изложен в новой редакции «Спасательная служба ГО торговли и питания» - отдел торговли и сельского хозяйства администрации МО город Новотроицк.

При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными доводы прокурора, о том, что оспариваемый пункт 5 приложения N 2 постановления администрации МО город Новотроицк от 20.11.2017 № 1950-п в редакции постановления от 26.03.2020 № 430-п в настоящее время фактически не действует, хотя формально административным ответчиком и не отменен, но пересмотрен, в связи с чем не влечет правовых последствий для административного истца.

Иных доказательств того, что в отношении административного истца оспариваемый нормативный правовой акт применялся в указанной части, или состояния истца в настоящее время в правовых отношениях, регулируемых спорным нормативным правовым актом, суду не представлено.

Доводы административного истца о том, что его права нарушены самим фактом действия оспариваемого нормативного правового акта судом отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм права и противоречат положениям ст. 62, 208, 213, 215 КАС РФ, согласно которым условием для рассмотрения по существу вопроса о законности оспариваемого нормативного правового акта является реальное нарушение данным актом прав административного истца или реальная угроза их нарушения. Между тем, в отношении МУ МВД России «Орское» оспариваемый нормативный правовой акт не применялся, участником правоотношений, регулируемых данным актом, истец не являлся.

Таким образом, отсутствуют условия, с которыми статьи 208, 213, 215 КАС РФ связывают возможность рассмотрения по существу административного искового заявления юридического лица об оспаривании нормативного правового акта.

Поскольку данные обстоятельства стали известны суду после возбуждения административного дела, суд считает возможным в данном случае прекратить производство по делу на основании п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 213, 214 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по административному исковому заявлению Межмуниципального Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» к администрации муниципального образовании город Новотроицк о признании постановления Администрации МО город Новотроицк незаконным в части прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 15 дней со дня его вынесения.

Судья: Н.Г. Ершова

Мотивированное определение составлено 23 сентября 2020 года

Судья: Н.Г. Ершова