ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-159/20 от 26.11.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 33а-7295/2020

№2а-159/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Оренбург 26 ноября 2020 года

Оренбургский областной суд в составе председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

при секретаре Татариновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Оренбургской области на определение Новоорского районного суда Оренбургской области от 01 июня 2020 года об оставлении без рассмотрения административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Оренбургской области к Еремину С.И. о взыскании недоимки,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №9 по Оренбургской области обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в котором просила взыскать с Еремина С.И. в свою пользу *** рублей – пени по страховым взносам, *** рублей – пени по транспортному налогу.

Определением Новоорского районного суда Оренбургской области от 01 июня 2020 года административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Оренбургской области оставлено без рассмотрения по основанию, предусмотренному статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), пунктом 2 статьи 213.11 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В частной жалобе Межрайонная ИФНС России №9 по Оренбургской области просит указанное определение Новоорского районного суда Оренбургской области отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Представитель административного истца МИФНС №9 по Оренбургской области, административный ответчик Еремин С.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Принимая во внимание надлежащее извещение указанных лиц о месте и времени судебного заседания, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 213.11 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.

Согласно статье 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:

производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств;

в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

Оставляя административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Оренбургской области без рассмотрения по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оно относится к специальной подсудности арбитражного суда, установленной статьей 213.11 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку в отношении административного ответчика была введена процедура банкротства.

Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово – хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

По смыслу вышеназванных разъяснений для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу. Применительно к транспортному налогу за 2015, 2017 годы таким днем являются даты 31 декабря 2015 года и 31 декабря 2017 года, соответственно. К страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года – 31 декабря 2016 года.

Из общедоступной информации, размещенной на сайте Арбитражного суда Оренбургской области, в частности, из решения Арбитражного суда Оренбургской области от 30 октября 2017 года, принятого по делу о признании несостоятельным (банкротом) ИП Главы КФХ Еремина С.И., следует, что 07 февраля 2017 года ИП обратился в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ИП Главу КФХ Еремина С.И. Определением суда от 15 марта 2017 года возбуждено дело о банкротстве. Определением суда от 13 апреля 2017 года в отношении должника введена процедура наблюдения. Решением арбитражного суда от 30 октября 2017 года ИП Глава КФХ Еремин С.И. признан банкротом с открытием в отношении него конкурсного производства сроком на шесть месяцев. В настоящее время производство по делу о банкротстве ИП Главы КФХ Еремина С.И. прекращено определением Арбитражного суда Оренбургской области от 23 июля 2020 года на основании пункта 9 статьи 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, заявление о признании ИП Главы КФХ Еремина С.И. банкротом принято арбитражным судом 07 февраля 2017 года.

В настоящем деле административный истец просит взыскать с Еремина С.И. пени за несвоевременное исполнение им обязанности по уплате транспортного налога за 2015 год и предшествующий 2013 год, а также за 2017 год, пени за несвоевременное исполнение им обязанности по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года.

Как указано выше, окончание налогового периода по транспортному налогу за 2015, 2017 годы приходится на 31 декабря 2015 года и 31 декабря 2017 года, соответственно.

Окончание налогового периода по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года приходится на 31 декабря 2016 года.

Следовательно, окончание налогового периода по транспортному налогу за 2015 год и предшествующие ему годы, по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, состоялось ранее даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя ИП Главы КФХ Еремина С.И. возбуждено арбитражным судом 15 марта 2017 года, постольку применительно к настоящему спору недоимка по пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год и предшествующие года, по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года не относится к текущей задолженности по обязательным платежам, в связи с чем, заявленные административные исковые требования в указанной части в силу вышеприведенных положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не могли быть рассмотрены судом общей юрисдикции, подлежали рассмотрению арбитражным судом в рамках дела о банкротстве, при том, что в суд общей юрисдикции административный истец обратился с настоящим административным иском (дата) – до даты прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

При таких обстоятельствах оставление судом первой инстанции без рассмотрения по существу требований налогового органа к Еремину С.И. о взыскании пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2015 год и предшествующий год, пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, является законным и обоснованным, права административного истца не нарушает.

В свою очередь, недоимка по пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год относится к текущей задолженности по обязательным платежам, поэтому в силу изложенных выше правовых норм оснований для оставления без рассмотрения этой части требований административного истца у суда не имелось.

Из материалов дела следует, что в требование от (дата) включена пеня, рассчитанная за период с 04 декабря 2018 года по 12 мая 2019 года в связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога за 2017 год.

Поскольку транспортный налог за 2017 год относится к текущим платежам, то и пеня, исчисленная в связи с неуплатой транспортного налога, является текущим платежом.

Данное обстоятельство суд первой инстанции оставил без внимания.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 316 КАС РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Новоорского районного суда Оренбургской области от 01 июня 2020 года отменить в части оставления без рассмотрения административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Оренбургской области к Еремину С.И. о взыскании пени по транспортному налогу за 2017 год.

В остальной части определение Новоорского районного суда Оренбургской области от 01 июня 2020 года оставить без изменения.

Председательствующий