Дело № 2а-1637/2021 ...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2021 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Мухиной Е.В.
при секретаре Корековой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Пермскому краю к Кочетовой А.Ю. о взыскании земельного налога в размере ... рублей, пени ... рублей, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган, административный истец) обратилась в суд с иском к Кочетовой А.Ю. о взыскании задолженности по земельному налогу. В обоснование заявленных требований административный истец не указал год, за который взыскивается налог, и имущество. До обращения в суд на основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) направлялись требования с предложением добровольно уплатить исчисленную сумму налога и пени, однако до настоящего времени задолженность в размере ... рублей не погашена. Определением мирового судьи от Дата отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Административный истец в суд не явился, о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направлено ходатайство о взыскании налогов с Кочетковой А.Ю. при предъявлении требований к Кочетовой А.Ю.
Административный ответчик Кочетова А.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом - с адреса регистрации вернулся конверт по истечении сроков хранения.
Исследовав материалы дела, определение №, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
К налогам, подлежащим уплате физическими лицами, в том числе относятся: транспортный налог; земельный налог; налог на имущество физических лиц, порядок и сроки уплаты которых, в зависимости от периода исчисления таких налогов, регулируется положениями: ст. 357, п.1 ст. 358 НК РФ; ст. 388, п.1 ст. 389, п.1 ст. 390, п.1 ст. 391, п.1 ст. 393, п.1 ст. 394 НК РФ, ст. 65 ЗК РФ; Законом РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», главой 23 НК РФ.
Налогоплательщики - физические лица в силу ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также основанием для начисления пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 2 ст. 69, п. 3 ст. 75 НК РФ).
В случае неисполнения налогоплательщиком-физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган (таможенный орган), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Также требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборов сроками.
В силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пунктом 6 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 46 - 48 НК РФ.
Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. Следовательно, уплата пеней рассматривается как дополнительная обязанность налогоплательщика, исполнение которой не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Судом установлено, что административный ответчик Кочетова А.Ю., ... года рождения, с Дата зарегистрирована по Адрес, с Дата является собственником земельного участка по Адрес
За Дата исчислен земельный налог в размере ... рублей исходя из кадастровой стоимости ... рублей по налоговой ставке 0,30, доля в праве 1.
Административному ответчику направлено налоговое уведомление № от Дата со сроком уплаты Дата
Адрес направления налогового уведомления – Адрес
Ранее на этот же адрес направлено требование № об уплате ... рублей земельного налога со сроком уплаты Дата и пени в размере ... рублей.
Срок, установленный в требовании - до Дата
Срок для предъявления заявления о вынесении судебного приказа с учетом указанного требования истекает Дата
Дата по адресу регистрации направлено требование № со сроком уплаты земельного налога в размере ... рублей и пени ... рублей – до Дата
Дата по адресу регистрации направлено требование № со сроком уплаты земельного налога в размере ... рублей и пени ... рублей – до Дата. Период оплаты – до Дата
Дата направлено требование № об уплате пени по земельному налогу в размере ... рублей.
Дата направлено требование № об уплате пени по земельному налогу в размере ... рублей.
Дата направлено требование № об уплате земельного налога в размере ... рублей и пени в размере ... рублей.
Общая сумма требований с учетом первого (№) достигла ... рублей (... рублей). Срок, установленный в требовании – до Дата. Шестимесячный срок для обращения с заявление о вынесении судебного приказа истекает Дата.
Дата налоговым органом на судебный участок № 7 Дзержинского судебного района г. Перми направлено заявление № о выдаче судебного приказа на ... рублей. Исходя из обоснования в заявлении – учтены требования №, №, №, №, №, №.
Судом проверен расчет задолженности в указанных требованиях, который составил ... рублей. Между тем, сумма в заявлении о выдаче судебного приказа менее ... рублей.
Земельный налог заявлен ко взысканию в размере ... рублей: ...
При этом первое требование направлено не по адресу регистрации налогоплательщика ...).
Установив, что налоговая инспекция обратилась в суд в отсутствие доказательств надлежащего направления уведомления о задолженности за Дата, следовательно, по месту жительства налоговым органом указанные документы не направлялись, суд приходит к выводу о том, что МИФНС России № 19 по Пермскому краю не соблюден досудебный порядок принудительного взыскания задолженности по налогам и пени.
Сумма взыскиваемых пени по требованиям – ... рублей. В заявлении о выдаче судебного приказа указано ... рублей. Разница ... рублей.
Определением от Дата№ отказано в выдаче судебного приказа в связи с истечением срока для его предъявления.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В суд административное исковое заявление поступило Дата
Срок для предъявления не пропущен.
Заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа.
Из ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями. Принцип формальной определенности закона, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний, будучи, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, неотъемлемым элементом верховенства права, выступает и в законотворческой деятельности, и в правоприменительной практике необходимой гарантией обеспечения эффективной защиты от произвольных преследования, осуждения и наказания (Постановление от 27 мая 2008 года № 8-П).
В силу ч. 4 ст. 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
На налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, поскольку НК РФ не допускает возложения последствий ошибки, допущенной налоговым органом, на налогоплательщика. Исходя из чего, суд полагает, что ненадлежащие действия самого налогового органа по осуществлению налогового контроля привели к пропуску им срока на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, причины которого в административном исковом заявлении не указаны.
В силу пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Учитывая, что налоговым органом не утрачено право на взыскание земельного налога за иные периоды, кроме Дата, однако при обращении на судебный участок требование за Дата входило в сумму взыскиваемой задолженности, при этом размер задолженности ... рублей не достиг, суд приходит к выводу о необходимости оставления заявления без рассмотрения.
Разъяснить представителю административного истца, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, указанные лица вправе вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Руководствуясь ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Пермскому краю к Кочетовой А.Ю., зарегистрированной по Адрес, о взыскании земельного налога в размере ... рублей, пени ... рублей – оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 15 дней.
Копия верна
Судья Е.В. Мухина