ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1679/20 от 01.03.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Уникальный идентификатор дела

18RS0005-01-2020-001708-47

1 инстанция № 2а-1679/2020

Апелляционная инстанция

№ 33а-556/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Верховного суда Удмуртской Республики Багаутдинова Г.Р., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению 1 марта 2021 года административного дела по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 3 ноября 2020 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике, жилищной комиссии Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике об оспаривании решения.

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике» (далее по тексту ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике»), жилищной комиссии Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике» (далее по тексту – жилищная комиссия ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике») с требованиями признать пункт 2 протокола № 4 заседания жилищной комиссии Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике» от 28 февраля 2020 года о снятии с учета на предоставление единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и возложении обязанности отменить его.

6 августа 2020 года протокольным определением суда на основании ходатайства представителя административного истца ФИО1ФИО2 произведена замена ненадлежащих ответчиков ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республики» и жилищной комиссии ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республики» на надлежащих - Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике и жилищную комиссию Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике.

3 ноября 2020 года Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики постановил вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, административный истец ФИО1 обратился с апелляционной жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой просит решение районного суда отменить, требования, заявленные административным истцом, удовлетворить.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 № 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на судебное обжалование решений органов государственной власти, в том числе судебной (части 1 и 2 статьи 46), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок судебной проверки решений судов по жалобам заинтересованных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания - они определяются законами на основе Конституции Российской Федерации, ее статей 46, 123 и 128 (определения от 15 января 2008 № 107-О-О, от 15 мая 2017 № 908-О и др.).

В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Частью 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в абзаце пятом пункта 1 разъяснено, что, по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из искового заявления, ФИО1 оспаривает пункт 2 протокола № 4 заседания жилищной комиссии Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике» от 28 февраля 2020 года о снятии с учета на предоставление единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Принимая во внимание, что заявленные ФИО1 исковые требования направлены на установление права ФИО1 на получение единовременной социальной выплаты, то эти требования подлежат рассмотрению в суде по правилам гражданского судопроизводства.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции или коллегиальный состав судей данного суда выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Такой переход может служить основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей, входящих в состав суда при производстве по делу в суде апелляционной инстанции (часть 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь частью 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

перейти к рассмотрению дела по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике, жилищной комиссии Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании пункта 2 протокола № 4 заседания жилищной комиссии Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике» от 28 февраля 2020 года о снятии с учета на предоставление единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и возложении обязанности отменить его по правилам гражданского судопроизводства.

Переход является основанием для замены судей, входящих в состав суда при производстве по делу в суде апелляционной инстанции.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова