дело № 2а-1684/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 июля 2018 года г. Липецк
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Н.Е.
при секретаре Коротневой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Липецке дело по административному иску Агзамова М.Х, к начальнику отдела делопроизводства Красногорского городского суда Московской области, главному специалисту общего отдела Красногорского городского суда Московской области, Красногорскому городскому суду Московской области, Управлению Судебного департамента Московской области об оспаривании бездействий должностных лиц,
у с т а н о в и л:
Агзамов М.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела делопроизводства Красногорского городского суда Московской области Гладышевой О.М., главному специалисту общего отдела Красногорского городского суда Московской области Мартынович Н.М., Красногорскому городскому суду Московской области, Управлению Судебного департамента Московской области в котором просил суд признать неисполнение п. 12.5 Инструкции начальником отдела делопроизводства Красногорского городского суда Гладышевой О.М. бездействием, возложить на ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца и направить в его адрес запрашиваемых Агзамовым М.Х документов. В частности административный истец просил возложить на ответчиков обязанность направить в его адрес копию приговора Красногорского городского суда Московской области от 24.12.2014 года в количестве 3 экземпляров, оригинала чека-ордера об оплате госпошлины в сумме <данные изъяты>, судебное решение, принятое Красногорским городским судом по результатам рассмотрения жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ в количестве 3 экземпляров. В обоснование заявленных требований, Агзамов М.Х. объяснил, что 20.03.2018 года он обратился с ходатайством на имя председателя Красногорского городского суда о направлении ему документов: приговора Красногорского городского суда от 24.12.2011 года, чека-ордера на сумму <данные изъяты> рублей, судебного решения принятого по жалобе в порядке ст. 125 УПК РФ. Согласно уведомлению, ходатайство административного истца получено Красногорским городским судом 06.04.2018 года. Аналогичное обращение направлено было в Управление судебного департамента в Московской области, которое получено 13.04.2018 года, передано на рассмотрение в Красногорский суд. Ввиду того, что Красногорским городским судом длительное время не исполняется ходатайство о высылке административному истцу документов, он обратился с жалобой в Московский городской суд, которым его жалоба также была перенаправлена в Красногорский суд. Данные факты свидетельствуют о том, что просьбы Агзамова М.Х. о направлении документов по месту отбытия наказания игнорируются, а бездействием начальника отдела делопроизводства Красногорского городского суда Гладышевой О.М. не исполняются требования Инструкции по судебному делопроизводству. Данными действиями нарушаются конституционные права административного истца.
В судебное заседание административный истец Агзамов М.Х. не явился, отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о вручении.
В судебное заседание не явились административные ответчики Гладышева О.М., Мартынович Н.В., представители административных ответчиков Красногорского городского суда Московской области, Управления Судебного департамента Московской области, о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании против удовлетворения иска возражали.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса по представленным доказательствам.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации") устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Предметом регулирования указанного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий)(ст. 2 Закона).
Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. (статья 3 ФЗ № 79).
Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (статья 13 указанного закона).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Согласно ст. 57 Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что 20.03.2018 года осужденный Агзамов М.Х. направил ходатайство на имя председателя Красногорского городского суда о направлении в его адрес копий следующих документов: приговора Красногорского городского суда Московской области от 24.12.20014 года в 3-х экземплярах, который необходим для осуществления права согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ; чека-ордера на сумму <данные изъяты> рублей № №, который выслан в адрес суда 01.04.2016 исх. № № – оплата госпошлины – постановление о возврате от 06.06.2017г. судья Мордахов А.В. данный документ необходим для предоставления в УФНС по г. Красногорск для возврата; судебное решение, принятое Красногорским городским судом по результатам рассмотрения жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ на основании постановления Московского областного суда от 25.07.2017г. – 3 экземпляра. Данный документ необходим для осуществления прав согласно гл.45.1, 47.1 УПК РФ. Также в указанном ходатайстве административный истец обратил внимание на повторность обращения, первое от 17.11.2017 года до настоящего времени не исполнено.
Согласно уведомлению, Красногорским городским судом вышеназванное ходатайство получено 06.04.2018 года.
27.03.2018 года административный истец Агзамов М.Х. обратился с жалобой на имя руководителя Управления Судебного департамента в Московской области, где обратил внимание на то, что длительное время не исполняются его просьбы Красногорским городским судом о направлении ему документов. Просил разрешить данные заявления по существу и обратить внимание ответственных лиц суда на недопустимость бездействия.
13.04.2018 года Управлением судебного департамента в Московской области дан ответ на обращение Агзамова М.Х., где разъяснен порядок рассмотрения жалоб непроцессуального характера и сообщено о направлении обращения Агзамова М.Х. в Красногорский городской суд.
13.02.2018 года административный истец Агзамов М.Х. обратился с жалобой на имя председателя Московского областного суда, где указал, что отделом судопроизводства Красногорского городского суда до настоящего времени не удовлетворены его обращения по высылке документов, заверенных надлежащим образом, а именно: копии приговора от 24.12.2014г., возврате чека-ордера на сумму <данные изъяты> рублей, просил указать должностным лицам на бездействие и удовлетворение его просьбы.
Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда ( п.1.1.).
В пункте 12.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36 указано, что подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдаются уполномоченными работниками отдела делопроизводства (приемной) или архива суда на основании их письменного заявления. Порядок и сроки выдачи подлинных документов, их заверенных копий, письменных справок устанавливается председателем суда.
Копии решения (приговора, решения, определения, постановления) суда по делам выдаются (направляются) в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством. В иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, порядок выдачи (направления) копий судебных актов определяется председателем суда (12.5 Инструкции).
В соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I
"О статусе судей в Российской Федерации" председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет в том, числе следующие функции:
организует работу суда;
устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;
осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Пунктом 1.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36 установлено, что председатель районного суда в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", статьей 6.2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" осуществляет в том числе следующие функции:
организует работу суда;
устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе распределяет обязанности между работниками аппарата суда, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;
осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Предмет регулирования Кодекса административного судопроизводства РФ определен в статье 1, согласно части 1 которой кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Учитывая характер отношений, подлежащих защите, а именно, поскольку Агзамов М.Х. оспаривает действия (бездействия) начальника отдела делопроизводства Красногорского городского суда Московской области и главного специалиста общего отдела Красногорского городского суда по невыполнению ими Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36, суд приходит к выводу, что в данном случае, при установлении факта нарушения положения Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, к вышеназванным гражданским служащим может быть применено дисциплинарное взыскание. Исходя из оснований и порядка применения дисциплинарных взысканий, а также полномочий применения дисциплинарного взыскания, в административном исковом порядке действия (бездействия) начальника отдела делопроизводства и главного специалиста общего отдела районного суда обжалованию не подлежат. Для оспаривания действий (бездействий) указанных государственных гражданских служащих законодательством Российской Федерации установлен иной порядок.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: 1) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: - административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ст. 195 КАС РФ).
В связи с тем, что законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок рассмотрения заявления Агзамова М.Х., то суд полагает производство по данному делу необходимо прекратить.
Руководствуясь ст. ст. 194,195 КАС РФ, суд
определил:
Прекратить производство по делу по административному иску Агзамова М.Х, к начальнику отдела делопроизводства Красногорского городского суда Московской области, главному специалисту общего отдела Красногорского городского суда Московской области, Красногорскому городскому суду Московской области, Управлению Судебного департамента Московской области об оспаривании бездействий должностных лиц.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в течение 15 дней в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий Н.Е.Ситникова
Мотивированное определение изготовлено 09.07.2018 года.