ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1741/18 от 01.11.2018 Ужурского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-1741/2018

24RS0054-01-2018-001819-39

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по административному делу

г. Ужур 01 ноября 2018 года.

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,

при секретаре Анистратовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к следователю СО отдела министерства внутренних дел России по Ужурскому району Красноярского края о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с административным иском к следователю СО отдела министерства внутренних дел России по Ужурскому району Красноярского края о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Заявленные требования мотивированы тем, что представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений от 14.09.2018 (далее - Представление), вынесенным следователем СО МО МВД России по Ужурскому району Я.В., министерству лесного хозяйства Красноярского края предложено: провести инструктаж среди работников КГБУ «Ужурское лесничество», указав им на допущенные ошибки; усилить работу по указанному направлению в виде проведения внеплановых проверок лесов, входящих в КГБУ «Ужурское лесничество».

Согласно Представлению, на территории Ужурского района Красноярского края неустановленное лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений, чем причинило государственному лесному фонду ущерб в размере 68 552 руб.

Основанием для выдачи Представления послужил вывод следователя об «отсутствии должного контроля со стороны руководства КГБУ «Ужурское лесничество» за предотвращением преступлений, связанных с незаконной рубкой деревьев на закрепленной территории, а именно должным образом не проводятся проверки в лесах КГБУ «Ужурское лесничество». Также работниками КГБУ «Ужурское лесничество» должным образом не исполняются обязанности по выезду в лесной массив вместе с лицами, заключившими договор купли-продажи лесных насаждений с указанием места рубки.

Считают, что данное Представление является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Следователем неверно выбран субъект, в отношении которого вынесено представление, поскольку представление вынесено министерству, однако в нем речь идет о нарушениях КГБУ «Ужурское лесничество».

Из Представления не ясно, в чем выразился ненадлежащий «контроль со стороны руководства КГБУ «Ужурское лесничество» за предотвращением преступлений, связанных с незаконной рубкой деревьев».

КГБУ - лесничества (далее - лесничества) осуществляют свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно уставу лесничества образованы в целях обеспечения исполнения полномочий министерства, в связи с чем, они осуществляют прием лесных участков от лесопользователей после завершения срока действия соответствующих договоров (аренды, безвозмездного срочного пользования, купли-продажи лесных насаждений), подготовку соответствующих актов приема-передачи лесных участков, подписание актов осмотра лесного участка к договору купли-продажи лесных насаждений (мест заготовки древесины) и хранение их в лесничестве.

В соответствии с Порядком осмотра лесосеки, утвержденным Приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367, осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.

По смыслу указанного положения осмотр лесосеки осуществляется в рамках исполнения условий договора от имени арендодателя (министерства).

Учитывая предмет и цели создания лесничества, лесничество подготавливает материалы о выявленных нарушениях по результатам осмотра лесосек в рамках договорных обязательств.

КГБУ - лесничества не наделены полномочиями по предотвращению незаконных рубок лесных насаждений, по проведению проверок на территории лесного фонда (государственного лесного надзора).

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положением о министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п, министерство осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Предметом федерального государственного лесного надзора является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами или их уполномоченными представителями требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) установлен Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», а также Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Приказом Минприроды России от 12.04.2016 № 233 (далее - Административный регламент).

В соответствии с указанными НПА, министерство может осуществлять следующие контрольно-надзорные мероприятия: плановые проверки лесопользователей; внеплановые проверки лесопользователей; плановые (рейдовые) осмотры лесных участков; патрулирование лесов.

Проведение плановых и внеплановых проверок.

В соответствии с Административным регламентом, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также мероприятий по контролю в лесах в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушение требований к маркировке товаров;

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Таким образом, министерство проводит плановые и внеплановые проверки только в определенных законом случаях (и в отношении лесопользователей, в отношении неустановленного лица законодательная возможность проведения таких проверок отсутствует).

Следовательно, министерство, при осуществлении федерального государственного лесного надзора на территории Ужурского района не могло нарушить указанные нормы.

Проведение плановых (рейдовых) осмотров лесных участков.

В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ министерство уполномочено осуществлять плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков на основании плановых (рейдовых) заданий.

Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований установлен Приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком при составлении заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков учитывается информация, содержащая сведения о нарушениях (возможных нарушениях) требований лесного законодательства, поступающая от: граждан и организаций; средств массовой информации; федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; правоохранительных органов; органов прокуратуры.

Таким образом, министерство проводит плановые (рейдовые) осмотры лесных участков при наличии соответствующих обращений о совершении правонарушений.

Таким образом, из Представления не следует, что министерство при осуществлении лесного надзора на территории Ужурского района ненадлежащим образом проводило плановые (рейдовые) осмотры.

Патрулирование лесов.

В соответствии со статьей 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Нормативы патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) утверждены Приказом Минприроды России от 21.01.2014 № 21.

В Представлении отсутствует указание на нарушение министерством указанных нормативов патрулирования.

Вышеуказанные доводы были заявлены Министерством в обоснование факта незаконности вынесенного Представления (в представлении отсутствует какая-либо мотивировка), а также для описания суду исчерпывающего перечня полномочий министерства, в рамках которых возможно ЗАКОННОЕ проведение контрольных мероприятий, поскольку в Представлении нет обоснования, в чем заключился ненадлежащий контроль, и на основании чего министерство обязано проводить внеплановые мероприятия.

Довод о том, что работниками КГБУ «Ужурское лесничество» должным образом не исполняются обязанности по выезду в лесной массив вместе с лицами, заключившими договор купли-продажи лесных насаждений с указанием места рубки.

В соответствии с нормами Лесного кодекса РФ, Закона Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», Порядком заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 № 60-уг, КГБУ - лесничества должны передавать гражданам лесные насаждения по актам приема-передачи: часть 1 и 4 статьи 30 Лесного кодекса РФ (граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений); пункт 11 Указа Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 № 60-уг «Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (передача лесных насаждений гражданину производится по форме акта приема-передачи лесных насаждений, согласно приложению, после перечисления им платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и предоставления документов, подтверждающих оплату); пункты 13 договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (продавец обязан передать покупателю лесные насаждения по акту приема передачи лесных насаждений согласно приложению...).

Однако следователем в Обжалуемом представлении не обосновывается причинно- следственная связь между «обязанностью лесничего выезжать в лесной массив, чтобы передать лесной участок» и совершенным преступлением.

В силу ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановления следователя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Вопреки данным требованиям в обжалуемом Представлении не приведены требования закона, которые нарушены Министерством, как и не указаны какие обстоятельства способствовали совершению преступления.

Между тем, из содержания статьи 158 УПК РФ следует, что в представлении следователь обязан привести обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и которые необходимо устранить, а также указать какие требования закона и в какой части нарушены.

Данные требования закона не выполнены, Представление является неисполнимым, поскольку вытекающие из него требования являются неопределенными и не устанавливают нарушений требований закона, которые подлежат устранению, а также не содержат указаний на обстоятельства, которые способствовали совершению преступления.

Считает, что Представлением на министерство незаконно возложены обязанности, в связи с чем, учитывая вышеизложенное, просит суд признать незаконным полностью и отменить представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений от 14.09.2018 , вынесенное следователем СО МО МВД России по Ужурскому району Я.В..

Представитель административного истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела, извещен надлежащим образом. В письменном заявлении представитель административного истца министерства Б.А. просил о прекращении производства по административному делу, в связи с отказом от административного иска к следователю СО отдела министерства внутренних дел России по Ужурскому району Красноярского края о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений Я.В., последствия отказа от административного иска ему известны и понятны.

Административный ответчик следователь СО отдела министерства внутренних дел России по Ужурскому району Красноярского края Я.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, извещена надлежащим образом, возражений против прекращения производства по делу не заявила.

Представитель заинтересованного лица КГБУ «Ужурское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом, возражений против прекращения производства по делу не заявил.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Отказ административного истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края от административного иска к следователю СО отдела министерства внутренних дел России по Ужурскому району Красноярского края о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В связи с этим отказ от административного иска принимается судом. Представителю административного истца министерства Б.А. последствия отказа от административного иска, предусмотренные ст. 195 КАС РФ, разъяснены и понятны.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-195, 199 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от административного иска к следователю СО отдела министерства внутренних дел России по Ужурскому району Красноярского края о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений, производство по административному делу прекратить.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Красноярский краевой суд в течение пятнадцати дней через Ужурский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Л.В. Жулидова