ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-177/2021 от 29.11.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-177/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 29 ноября 2021 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда

Республики Крым ФИО1,

при секретаре Квита П.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Крым - Алескерова Д.А.,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 об оспаривании постановления Президиума Государственного Совета Республики Крым № п360-2/21 от 30 сентября 2021 года, постановления Государственного Совета Республики Крым «О некоторых вопросах, касающихся комитетов Государственного Совета Республики Крым, и внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 24 сентября 2019 года № 12-2/19 «Об образовании комитетов и комиссий Государственного Совета Республики Крым второго созыва» № 944-2/21 от 30 сентября 2021 года,

установил:

постановлением Президиума Государственного Совета Республики Крым № п360-2/21 от 30 сентября 2021 года «О проведении заочного голосования путём опроса депутатов Государственного Совета Республики Крым» постановлено провести 30 сентября 2021 года заочное голосование путём опроса депутатов Государственного Совета Республики Крым по проектам постановлений, указанным в пункте 2 постановления, в том числе, о принятии внесённого депутатом Государственного Совета Республики Крым ФИО5 проекта постановления Государственного Совета Республики Крым «О некоторых вопросах, касающихся комитетов Государственного Совета Республики Крым, и внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 24 сентября 2019 года № 12-2/19 «Об образовании комитетов и комиссий Государственного Совета Республики Крым второго созыва» (рег.№ 798/30-10) за основу и в целом.

Пунктами 3-5 данного постановления также постановлено:

структурному подразделению Аппарата Государственного Совета Республики Крым, обеспечивающему подготовку заседаний Государственного Совета, подготовить лист заочного голосования депутата Государственного Совета Республики Крым по вопросам, указанным в пункте 2 настоящего Постановления, а также пакет документов к ним и 30 сентября 2021 года направить вышеуказанные документы в электронном виде на адреса электронной почты депутатов Государственного Совета Республики Крым и иных заинтересованных органов (должностных лиц) (пункт 3);

депутатам Государственного Совета Республики Крым в целях выражения своего мнения по вышеуказанным вопросам заполнить соответствующие графы листа заочного голосования депутата Государственного Совета Республики Крым (проголосовать) и подписать каждую страницу в нём и 30 сентября 2021 года с 09.00 до 10.00 направить на адрес электронной почты perevod@crimea.gov.ru отсканированные копии заполненного и подписанного листа заочного голосования депутата Государственного Совета Республики Крым (пункт 4);

счётной комиссии Государственного Совета Республики Крым собраться на своё заседание 30 сентября 2021 года до 10.15 с целью подведения итогов заочного голосования путём опроса депутатов Государственного Совета Республики Крым по вопросам, указанным в пункте 2 настоящего Постановления, и довести свое решение до сведения депутатов Государственного Совета Республики Крым путём размещения на официальном сайте Государственного Совета Республики Крым 30 сентября 2021 года до 10.30 (пункт 5).

Постановлением Государственного Совета Республики Крым «О некоторых вопросах, касающихся комитетов Государственного Совета Республики Крым, и внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 24 сентября 2019 года № 12-2/19 «Об образовании комитетов и комиссий Государственного Совета Республики Крым второго созыва» № 944-2/21 от 30 сентября 2021 года принято решение: об упразднении Комитета Государственного Совета Республики Крым по вопросам здравоохранения (пункт 1); об упразднении Комитета Государственного Совета Республики Крым по социальной политике и делам ветеранов (пункт 2); об образовании Комитета Государственного Совета Республики Крым по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов (пункт 3); о внесении в пункт 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 24 сентября 2019 года № 12-2/19 «Об образовании комитетов и комиссий Государственного Совета Республики Крым второго созыва» (Ведомости Государственного Совета <...>, № 9, ст. 513, № 10, ст. 605) следующих изменений: 1) в абзаце первом слово «шестнадцать» заменить словом «пятнадцать»; 2) подпункт 11 признать утратившим силу; 3) подпункт 12 признать утратившим силу; 4) дополнить подпунктом 17 следующего содержания: «17) Комитет Государственного Совета Республики Крым по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов.» (пункт 4).

ФИО4, являясь депутатом Государственного Совета Республики Крым, обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения от 27 ноября 2021 года, просит признать недействующими постановление Президиума Государственного Совета Республики Крым № п360-2/21 от 30 сентября 2021 года (далее – Постановление № п360-2/21 от 30 сентября 2021 года), а также постановление Государственного Совета Республики Крым «О некоторых вопросах, касающихся комитетов Государственного Совета Республики Крым и внесении изменений в постановление Государственного Совета Республики Крым от 24 сентября 2019 года № 12-2/19 «Об образовании комитетов и комиссий Государственного Совета Республики Крым второго созыва» №944-2/21 от 30 сентября 2021 года (далее – Постановление №944-2/21 от 30 сентября 2021 года), возместить понесённые административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что, по мнению административного истца, обжалуемое Постановление № п360-2/21 от 30 сентября 2021 года принято в нарушение Постановления Государственного совета Республики Крым «О Регламенте Государственного Совета Республики Крым» и Закона Республики Крым «О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым». В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24 сентября 2019 года № 39-2/19 «О формировании Президиума Государственного Совета Республики Крым» административный истец входил в состав Президиума Государственного Совета Республики Крым на срок полномочий Государственного Совета Республики Крым второго созыва. 30 сентября 2021 года, в нарушение части 3 статьи 18 Постановления Государственного Совета Республики Крым «О Регламенте Государственного Совета Республики Крым» не был извещён о заседании Президиума или начале опроса членов Президиума. Считает, что в части определения формы голосования «за основу и в целом» Президиум Государственного Совета Республики Крым вышел за рамки своих полномочий, предусмотренных пунктами 4-1, 4-2 статьи 19 Регламента. Приведённые нормы Регламента также не дают право Президиуму Государственного Совета Республики Крым принимать решение о принятии постановления Государственного Совета Республики Крым, к которому возможно внести поправки сразу «за основу и в целом», поскольку данный вопрос не входит в перечень, определённый статьёй 114 Постановления Государственного Совета Республики Крым «О Регламенте Государственного Совета Республики Крым». К перечню данных вопросов не относится вопрос об образовании комитетов и комиссий Государственного Совета Республики Крым. Полагает, что оспариваемое Постановление № п360-2/21 от 30 сентября 2021 года делает невозможным реализацию права законодательной инициативы депутата Государственного Совета Республики Крым, предусмотренного статьёй 11 Закона Республики Крым «О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым». 30 сентября 2021 года в соответствии с Постановлением № п360-2/21 от 30 сентября 2021 года было проведено заочное голосование. При этом, в нарушение требований статьи 78-2 Регламента, пакет документов к заочному голосованию был направлен депутатам менее, чем за час до начала голосования. Проект постановления появился на сайте Государственного Совета Республики Крым только утром 30 сентября 2021 года, что сделало невозможным предварительное рассмотрение внесённого проекта постановления, чем нарушены требования статьи 110 Регламента. Кроме этого, административным истцом на адрес электронной почты Государственного Совета Республики Крым в 9 часов 41 минуту была направлена поправка к проекту Постановления №944-2/21 от 30 сентября 2021 года, однако в нарушение его прав депутата Государственного Совета Республики Крым, она не рассматривалась перед принятием оспариваемого постановления в целом.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал в полном объёме.

Представитель административного ответчика Государственного Совета Республики Крым ФИО3 с доводами административного искового заявления не согласился, мотивируя отсутствием правовых оснований для удовлетворения требований административного искового заявления. Пояснил, что обжалуемые постановления № п360-2/21 и № 944-2/21 были приняты в пределах установленных полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства, при этом оспариваемые постановления не обладают существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, и касаются лишь внутреннего распорядка деятельности Государственного Совета Республики Крым, в связи с чем, рассмотрение данных требований не подсудно Верховному Суду Республики Крым. Также административным истцом не было представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов. Позиция административного ответчика относительно доводов административного искового заявления изложена в письменных возражениях (т. 1 л.д. 51-58).

В судебное заседание административный истец ФИО4 не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом и своевременно, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направлял.

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённого административного истца.

Изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Частью 1 статьи 4 упомянутого кодекса каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.

При этом, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 1727-О, любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из административного искового заявления, депутат Государственного Совета Республики Крым ФИО4 фактически оспаривает постановление Президиума Государственного Совета Республики Крым № п360-2/21 от 30 сентября 2021 года, которым разрешён вопрос о проведении 30 сентября 2021 года заочного голосования путём опроса депутатов Государственного Совета Республики Крым по проектам постановлений, указанным в пункте 2 обжалуемого акта. Кроме этого, административным истцом оспаривается постановление Государственного Совета Республики Крым «О некоторых вопросах, касающихся комитетов Государственного Совета Республики Крым, и внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 24 сентября 2019 года № 12-2/19 «Об образовании комитетов и комиссий Государственного Совета Республики Крым второго созыва» № 944-2/21 от 30 сентября 2021 года, которым разрешён вопрос об упразднении двух Комитетов - Комитета Государственного Совета Республики Крым по вопросам здравоохранения и Комитета Государственного Совета Республики Крым по социальной политике и делам ветеранов, а также об образовании Комитета Государственного Совета Республики Крым по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов, и его составе.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

В случае, если при принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта судья придёт к выводу, что оспариваемый правовой акт не является нормативным и дело о его оспаривании неподсудно данному суду, он выносит определение о возвращении заявления с обоснованием своих выводов и указанием, в какой суд следует обратиться. Если вывод о ненормативном характере оспоренного акта сделан после принятия заявления к производству, суд вправе перейти к рассмотрению соответствующего дела в надлежащем порядке производства (например, по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ) и продолжить подготовку к судебному разбирательству и (или) судебное разбирательство по делу при условии, что не имеется иных препятствий для этого, например, таких как неподсудность дела суду, несоответствие поданного заявления и (или) приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным процессуальным законодательством (пункт 13 Постановления от 25 декабря 2018 года № 50).

Конституционный Суд Российской Федерации определил нормативный правовой акт как акт общего действия, адресованный неопределённому кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановление от 31 марта 2015 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть»).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

В соответствии с частью 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частью 6 статьи 39, частью 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 69 Конституции Республики Крым Государственный Совет Республики Крым - Парламент Республики Крым является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым.

Государственный Совет Республики Крым самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности (часть 5 статьи 69).

В силу части 3 статьи 73 Конституции Республики Крым Государственный Совет Республики Крым, среди прочего, наделён полномочиями образовывать комитеты и комиссии, проводить по вопросам своего ведения парламентские слушания; формировать Президиум Государственного Совета Республики Крым.

Государственный Совет Республики Крым принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (часть 4 статьи 73).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Регламента Государственного Совета Республики Крым, утверждённого постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 года № 376-1/14 (далее - Регламент), Президиум является постоянно действующим органом Государственного Совета, подотчетным ему в своей деятельности.

Статьёй 19 Регламента к полномочиям Президиума, среди прочего, отнесено: созыв сессии Государственного Совета; организация подготовки заседаний Государственного Совета; формирование проекта повестки дня заседания Государственного Совета, а также предварительное рассмотрение законопроектов и проектов нормативных правовых актов Государственного Совета, предлагаемых для включения в проект повестки дня; принятие решения о проведении заочного голосования путём опроса депутатов по вопросам, внесённым на рассмотрение Государственного Совета, с указанием сроков, отведённых для проведения заочного голосования; определение перечня вопросов, выносимых на заочное голосование путём опроса депутатов.

Согласно статье 30 Регламента Государственный Совет для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Совета, контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Крым и нормативных правовых актов Государственного Совета образует комитеты. Комитеты являются органами Государственного Совета, подотчётными и подконтрольными ему. Количество комитетов и их численный состав устанавливаются Государственным Советом. Порядок образования, организации деятельности и компетенция комитетов определяются в соответствии с Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, положением о комитетах, утверждаемым Государственным Советом (пункты 1-3, 5).

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 октября 2019 года № 88-2/19 утверждено Положение о комитетах Государственного Совета Республики Крым второго созыва и признании утратившими силу некоторых постановлений Государственного Совета Республики Крым.

Комитеты Государственного Совета Республики Крым - постоянно действующие органы Государственного Совета Республики Крым, образуемые и избираемые Государственным Советом из числа депутатов для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов по основным направлениям деятельности Государственного Совета, контроля за соблюдением и исполнением законов и нормативных правовых актов Государственного Совета, подотчётные и подконтрольные Государственному Совету.

Суд, анализируя содержание обжалуемых административным истцом постановлений (Постановления № п360-2/21 от 30 сентября 2021 года и Постановления №944-2/21 от 30 сентября 2021 года), приходит к выводу, что они не обладают существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, поскольку не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, и касаются лишь внутреннего распорядка деятельности Государственного Совета Республики Крым, в связи с чем, рассмотрение требований административного иска ФИО4 не подсудно Верховному Суду Республики Крым в качестве суда первой инстанции. При этом действующее законодательство также не содержит норм, предоставляющих возможность обжалования таких актов в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, в соответствии положениями пункта 1 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194, части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, производство по настоящему административному делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 128, 194, 198, 199, 214, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

определил:

производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО4 об оспаривании постановления Президиума Государственного Совета Республики Крым № п360-2/21 от 30 сентября 2021 года, постановления Государственного Совета Республики Крым «О некоторых вопросах, касающихся комитетов Государственного Совета Республики Крым, и внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 24 сентября 2019 года № 12-2/19 «Об образовании комитетов и комиссий Государственного Совета Республики Крым второго созыва» № 944-2/21 от 30 сентября 2021 года, - прекратить.

Определение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в срок, предусмотренный частью 1 статьи 314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и в порядке, установленном статьёй 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Республики Крым ФИО1

Определение изготовлено в окончательной форме – 13 декабря 2021 г.