ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1959/2015 от 27.10.2015 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 октября 2015 года

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Мисюра Е.В.,

при секретаре Авериной Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области административное дело по административному иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области о понуждении размещать проекты нормативно-правовых актов на официальном сайте в сети «Интернет» для проведения независимой антикоррупционной экспертизы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кузнецкого района Пензенской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области о понуждении размещать проекты нормативно-правовых актов на официальном сайте в сети «Интернет» для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

В обоснование заявленных требований прокурор Кузнецкого района Пензенской области Козочкина Т.М. указала, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрациями муниципальных образований Кузнецкого района Пензенской области законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее – организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Требования к содержанию информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет», установлены ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, а также п. 2 ст. 1.1 Постановления администрации Яснополянского сельсовета от 15.02.2010 № 7 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации Яснополянского сельсовета» информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет» содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: а) нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.

Также в соответствии с решением КМС Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области поручено обеспечить обязательное проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов комитета местного самоуправления Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.

Постановлением администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области». В соответствии с ч. 5 постановления «контроль за исполнением настоящего постановления возложить на главу администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области».

В соответствии с п. 1.5 Порядка антикоррупционная экспертиза МПА проводится МБУ Кузнецкого района Пензенской области «Центр правового обеспечения».

В соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус органов местного самоуправления или имеющих межведомственный характер, администрация Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на антикоррупционную экспертизу в учреждение (МБУ Кузнецкого района Пензенской области «Центр правового обеспечения»), размещает эти проекты на официальном сайте администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 2.1 порядка).

При размещении вышеназванных проектов муниципальных нормативных правовых актов на официальном сайте администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области должны быть указаны сведения об органе местного самоуправления, разработавшем проект муниципального нормативного правового акта, его почтовый адрес, номер телефона факсимильной связи и адрес электронной почты, на которые следует направлять экспертные заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, служебные телефоны должностных лиц органа местного самоуправления, даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Администрация Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области имеет официальный сайт http://yasnopolyansk.kuzneck.pnzreg.ru/.

На сайте имеется раздел «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов», который включает в себя подраздел, касающийся размещения проектов решений, и подраздел, касающийся проектов постановлений, где предусматривается размещение указанных проектов муниципальных правовых актов для проведения соответствующей экспертизы.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подраздел, касающийся проектов решений КМС Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, не содержит каких-либо документов, в то время как за 2015 год МО Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области было принято несколько нормативно-правовых актов, которые прошли антикоррупционную экспертизу в МБУ Кузнецкого района Пензенской области «Центр правового обеспечения».

Последний проект размещен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области были выявлены аналогичные нарушения и внесено представление об их устранении, однако, в ходе проверки установлено, что нарушения не устранены и допускаются до настоящего времени.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено, что институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, п. 2.1 Постановления администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации Яснополянского сельсовета» контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности органов МСУ осуществляет глава администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.

Отсутствие указанных сведений препятствует доступу к информации о нормотворческой деятельности органов МСУ Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, реализации независимой экспертизы и нарушает права граждан в указанной сфере. Неисполнение администрацией Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области требований действующего законодательства о противодействии коррупции в части размещения на официальном сайте в сети «Интернет» вышеуказанных сведений нарушает права неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации, в связи с чем, прокурор района обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просил признать незаконным бездействие администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проекты нормативно-правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Обязать администрацию Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области размещать проекты нормативно-правовых актов на официальном сайте в сети «Интернет» для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Желыбаева М.Ю. отказалась от административного иска в связи с добровольным исполнением требований прокурора административным ответчиком, просила производство по делу прекратить, о чем суду представлено соответствующее ходатайство прокурора Кузнецкого района Пензенской области.

Административный ответчик – МО Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в лице зам. главы администрации ФИО1, действующей в силу доверенности, не возражала против принятия судом отказа прокурора Кузнецкого района Пензенской области от административного иска и прекращения производства по делу, поскольку на момент рассмотрения настоящего спора проекты нормативно-правовых актов за период с февраля по сентябрь 2015 года размещены на официальном сайте администрации МО Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в сети «Интернет» («Проекты решений. Антикоррупционная экспертиза»).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В соответствии с ч. 5 ст. 39 КАС РФ в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Поскольку заявленные прокурором требования удовлетворены административным ответчиком в добровольном порядке, суд приходит к выводу, что принятие отказа прокурора от заявленного им административного иска не нарушает прав и законных интересов сторон и других лиц, не противоречит действующему законодательству.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным принять отказ прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем производство по административному делу подлежит прекращению.

Согласно ч. 1 ст. 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статья 111 КАС РФ не предусматривает возможности возложения на административных ответчиков обязанности возмещения государственной пошлины, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае прекращения производства по делу.

Руководствуясь ст. ст. 39, 194, 195, 198, 199 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц от административного иска к администрации МО Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области о понуждении размещать проекты нормативно-правовых актов на официальном сайте в сети «Интернет» для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Производство по административному делу по административному иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области о понуждении размещать проекты нормативно-правовых актов на официальном сайте в сети «Интернет» для проведения независимой антикоррупционной экспертизы прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области.

Судья: подпись.