ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-198/202030 от 30.01.2020 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-198/2020 30 января 2020 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Сараевой Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Пугачевой Я.А.,

с участием помощников Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Канаева А.И., Бакиной Е.С.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Поповой А.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – Министерство) обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Поповой Анне Александровне об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование указано, что 31.12.2019 судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по ОВИП УФССП России по Архангельской области и НАО вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству . Решением Приморского районного суда Архангельской области по делу от 25.07.2019 Министерство обязано организовать проведение мер по очистке лесного фонда от загрязнений путем ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в кварталах 28 и 35, квартале 30, квартале 95 Архангельского участкового лесничества Архангельского лесничества, квартале 36 выдел 11 Исакогорского участкового лесничества Архангельского лесничества, квартале 6 выдел 10, квартале 7 выдел 17 Новодвинского участкового лесничества Архангельского лесничества, квартале 138 выдел 29 Усть-Двинского участкового лесничества Архангельского лесничества. В рамках исполнения решений судов о ликвидации несанкционированных свалок министерством были сделаны запросы на предоставление финансирования на ликвидацию несанкционированных мест складирования отходов и проведение рекультивации земель с целью исполнения решений судов в адрес Федерального агентства лесного хозяйства, министерства финансов Архангельской области и министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. По всем указанным запросам министерством получен отказ в предоставлении финансирования. Министерством был направлен повторный запрос в адрес министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В ответ на указанный запрос также поступил отказ. Подана заявка на участие в национальном проекте «Экология», в рамках реализации которого 12.12.2018 создан региональный проект «Экология Архангельской области». Одной из целей данного регионального проекта является ликвидация несанкционированных свалок на землях населенных пунктов и на территории лесного фонда в период с 2019 по 2024 годы. Таким образом, решение суда не исполнено по независящим от министерства причинам. В дальнейшем решение суда о ликвидации несанкционированных свалок будет исполняться по мере поступления денежных средств из соответствующих бюджетов. Весной 2019 года до министерства были доведены денежные средства из областного бюджета в размере 21 500 000 рублей на уборку свалок на территории лесного фонда, находящегося в федеральной собственности. Действуя через свой территориальный орган - ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды», министерство подало заявление на проведение торгов в Контрактное агентство Архангельской области. Цель заявления - закупка услуг на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Архангельской области, объем работ - согласно приложению №1 к контракту, начальная цена - 21 500 000,00 рублей, закупка (www.zakupki.gov.ru). Согласно протоколу комиссии от 28.06.2019 указанный аукцион был признан несостоявшимся ввиду фактического отсутствия заявок (единственная поданная заявка не соответствовала требованиям о наличии лицензии на перевозку древесных отходов из изделий, утративших свои свойства). При этом в перечне свалок в документации указаны только свалки, в отношении которых уже имеются решения районных судов о их ликвидации, вынесенные в период с 2015 по 2017 годы, ответчиком по данным делам выступало министерство. Далее действуя через свое подведомственное учреждение - ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды», министерство повторно подало заявление на проведение торгов в Контрактное агентство Архангельской области. Согласно протоколу комиссии от 16 августа 2019 года указанный аукцион был признан несостоявшимся ввиду наличия всего одной заявки. На основании пункта 4 части 1 статьи 71 Закона № 44-ФЗ в соответствии с протоколом предписано заключить контракт с ООО <А.> (далее - ООО <А.>, ИНН ), в связи с признанием заявки соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о закупке. По результатам проведения аукциона между министерством и ООО <Э.> 03.09.2019 заключен контракт на оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов (захламлений) на землях лесного фонда по судебным решениям (номер закупки , www.zakupki.gov.ru) на сумму 184 400 000 рублей. Денежные средства были выделены из областного бюджета. Однако, ввиду недостаточного финансирования ликвидировать все свалки, указанные в решении Приморского районного суда Архангельской области по делу , в рамках контрактов от 27.08.2019 и от 03.09.2019 не представилось возможным. Были ликвидированы свалки в кварталах 28 и 35, квартале 30, квартале 95 Архангельского участкового лесничества Архангельского лесничества, что подтверждается актами ликвидации свалок (копии прилагаются). Оставшиеся свалки в квартале 36 выдел 11 Исакогорского участкового лесничества Архангельского лесничества, квартале 6 выдела 10, квартале 7 выдела 17 Новодвинского участкового лесничества Архангельского лесничества, квартале 138 выдела 29 Усть-Двинского участкового лесничества Архангельского лесничества будут ликвидированы по мере поступления денежных средств. Таким образом, исполнить требование суда в установленный срок не представляется возможным по независящим от министерства обстоятельствам. Министерством предпринимаются все возможные действия для исполнения решения суда. Просит суд освободить Министерство от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Поповой А.А. от 31.1.22019 по исполнительному производству .

Представитель административного истца Макаров А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте предварительного судебного заседания, не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без своего участия, рассмотреть требование об освобождении административного истца от уплаты исполнительского сбора в порядке ч. 3 ст. 363, ч. 2 ст. 358 КАС РФ ввиду того, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в данном случае не оспаривается. Решение суда вынесено в порядке административного судопроизводства.

В судебном заседании помощники Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Канаев А.И., Бакина Е.С. не возражали против рассмотрения требования об освобождении административного истца от уплаты исполнительского сбора в порядке ч. 3 ст. 363, ч. 2 ст. 358 КАС РФ.

Административные ответчики УФФС России по Архангельской области и НАО, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по ОВИП УФССП России по Архангельской области и НАО Попова А.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте предварительного судебного заседания, в предварительное судебное заседание не явились. Судебный пристав-исполнитель Попова А.А. представила ходатайство, в связи с загруженностью просит заявление рассмотреть дело без участия, решение вопроса оставляет на усмотрение суда.

По определению суда предварительное судебное заседание проведено при данной явке.

Заслушав помощников Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Канаева А.И., Бакину Е.С, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36, к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

Поскольку заявителем ставится вопрос об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Поповой А.А. от 31.12.2019 по исполнительному производству , возбужденного на основании решения Приморского районного суда Архангельской области по делу от 25.07.2019, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не оспаривается, то данное требование подлежит рассмотрению в порядке ч. 3 ст. 363 и ч. 2 ст. 358 КАС РФ, то есть в рамках административного дела , по которому было принято решение суда о возложении обязанности на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 358, 363 КАС РФ, суд

определил:

перейти к рассмотрению административного иска Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Поповой А.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора в порядке исполнения судебного акта по административному делу .

Срок рассмотрения заявления исчислять с 30.01.2020.

Назначить по материалу открытое судебное заседание на 05.02.2020 в 15 часов 00 минут в помещении Приморского районного суда Архангельской области (каб. 516), о чем известить лиц, участвующих в деле.

Определение обжалованию не подлежит.

Председательствующий Н.Е. Сараева