Дело № 2а-2-497/2018
64RS0007-02-2018-000304-11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 декабря 2018 года г. Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Пряхина Д.Л.,
при секретаре судебного заседания Куняевой Н.С.,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области о восстановлении срока исковой давности и возврате излишне уплаченных сумм налоговых платежей,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Саратовской области (далее – Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области) в котором просит восстановить срок исковой давности в отношении излишне уплаченных налогов, взыскать с административного ответчика в её пользу излишне уплаченный земельный налог физических лиц в границах городских поселений на сумму 250275 руб. 55 коп., излишне уплаченный налог на имущество физических лиц по ставкам городских поселений на сумму 11422 руб. 96 коп., взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что 10 мая 2018 года обратилась в Межрайонную ИФНС России № 1 по Саратовской области с заявлением о получении выписки из лицевого счета о состоянии расчетов по земельному налогу физических лиц в границах городских поселений, налогу на имущество физических лиц по ставкам городских поселений и узнала, что по состоянию на 10 мая 2018 года в лицевом счете числится переплата по земельному налогу физических лиц в границах городских поселений на сумму 250275 руб. 55 коп., по налогу на имущество физических лиц по ставкам городских поселений на сумму 11422 руб. 96 коп. 17 мая 2018 года обратилась в Межрайонную ИФНС России № 1 по Саратовской области с заявлениями о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа). В возвращении переплаты по вышеуказанным налогам было отказано, мотивируя тем, что истек трехлетний срок исковой давности на подачу заявления о возврате данных переплат. В решениях об отказе в осуществлении возврата переплат не содержится информации относительно сроков и причин возникновения сумм переплат. Никаких уведомлений об имеющихся переплатах от Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области не направлялось, ранее обращалась на сайт ФНС России, сервис «Узнай свою задолженность», где не смогла почерпнуть информацию о суммах переплат, сайт информирует только о недоимках или об отсутствии задолженности. Считает, что срок исковой давности в возврате сумм переплат пропущен вследствие непредставления Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области в её адрес достоверной информации о состоянии расчетов по уплачиваемым налоговым платежам. Фактически узнала о сумме переплат 10 мая 2018 года.
В возражениях на административное исковое заявление представитель ответчика просил оставить административное исковое заявление ФИО3 без рассмотрения мотивировав тем, что 28 марта 2018 г. в Межрайонную ИФНС России №1 по Саратовской области с заявлением обратилась ФИО3, с просьбой о возврате суммы излишне уплаченного ею земельного налога. Рассмотрев заявление, Межрайонной ИФНС России №1 по Саратовской области 02 апреля 2018 г. было принято решение № о возврате ФИО3 части излишне уплаченного земельного налога в размере 171 423,80 руб., сложившегося в результате перерасчета в сентябре-октябре 2015 г., на основании определения Арбитражного суда Саратовской области № № от 15 октября 2012 г. (полный текст определения изготовлен 22 октября 2012 г., резолютивная часть определения оглашена 15 октября 2012 г.) в результате признания недействительной сделки в отношении земельного участка и объектов нежилого назначения, расположенных по адресу : <адрес>. 17 мая 2018г. ФИО3, повторно обратилась с заявлением, в котором она просит вернуть сумму излишне уплаченного налога на имущество физических лиц в размере 11 422,96 руб. (переплата) и земельного налога в размере 250 275,55 руб. (переплата). Рассмотрев заявление, Межрайонная ИФНС России № по Саратовской области 24 мая 2018 г. были приняты Решения № и № об отказе в возврате ФИО3, налога, в виду пропуска трехлетнего срока на подачу заявления, установленного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Не согласившись с решениями Межрайонной ИФНС России №1 по Саратовской области № и №, 18 июня 2018 г. ФИО3, обратилась с исковым заявлением в Балашовский районный суд с просьбой о восстановлении пропущенного срока исковой давности и взыскания с Межрайонной—ИФНС России №1 по Саратовской области излишне уплаченный земельный налог на физических лиц в границах городских поселений на сумму 250 275, 55 руб., излишне уплаченный налог на имущество физических лиц по ставкам городских поселений на сумму 11 422, 96 коп. Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 12 июля 2018 г. по делу № в удовлетворении исковых требований ФИО3, о восстановлении срока исковой давности и возврате излишне уплаченных сумм налоговых платежей отказано. 10 августа 2018 г. не согласившись с решением Балашовского районного суда ФИО3, с апелляционной жалобой обратилась в Саратовской областной суд с просьбой отменить решение Балашовского районного суда по делу № от 12 июля 2018 г. о восстановлении пропущенного срока исковой давности и возврате излишне уплаченных сумм, налоговых платежей. Принять новое решение, удовлетворить исковые требования, восстановить срок исковой давности в отношении излишне уплаченных налогов, взыскать с Межрайонной ИФНС России №1 по Саратовской области в пользу ФИО3, излишне уплаченный земельный налог на физических лиц в границах городских поселений на сумму 250 275, 55 руб., излишне уплаченный налог на имущество физических лиц по ставкам городских поселений на сумму 11 422, 96 руб. Апелляционным определением Саратовского областного суда от 25 октября 2018 г. дело направлено на новое рассмотрение. В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. Пунктом 7 ст. 78 НК РФ определено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В письме Минфина РФ от 17 ноября 2017 г. N № разъяснено, что в случае пропуска срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ, налогоплательщик может обратиться в суд для защиты своего права в пределах общего срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Частью 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Арбитражный суд Саратовской области своим определением от 22 октября 2012 г. по делу № № удовлетворил требование конкурсного управляющего ОАО «<данные изъяты>» г. Балашова и признал недействительным договор купли продажи недвижимого имущества от 25 сентября 2010 г., заключенного между ОАО «<данные изъяты>» и ФИО3, применив последствия недействительности сделки. Согласно ч.2 ст. 167 ГК РФ при признании недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Из вышеизложенного следует, что признание судом сделки от 25 сентября 2010 г. заключенной между ОАО «<данные изъяты>» и ФИО3 недействительной, стало основанием для обращения налогоплательщика ФИО3, в Межрайонную ИФНС России №1 по Саратовской области для возврата земельного и имущественного налога, уплаченного ей за принадлежащие ей земельный участок в границах городских поселений и имущество физических лиц по ставкам городских поселений, до признания сделки недействительной. Течение срока, когда налогоплательщику ФИО3, стало известно о излишне уплаченном налоге, следует исчислять с момента вынесения Арбитражным судом Саратовской области решения по делу № №, т.е. с 22 октября 2012 г. Налоговым органом, исходя из анализа имеющихся данных в налоговом органе установлено, что переплата по имущественному налогу сложилась 24 сентября 2015 года по налоговым периодам 2010 г., 2011 г., 2012 г., 2013 г.Таким образом, на момент обращения в инспекцию 17 мая 2018 г. с заявлением о понуждении налогового органа произвести возврат излишне уплаченного налога в размере 11422,96 руб. по имущественному налогу и 250275,55 руб. по земельному налогу, налогоплательщик ФИО3, пропустила 3-летний срок на возврат, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, для подачи в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога. Доказательств подтверждающих уважительной причину пропуска срока, ей не представлено. В административном исковом заявлении ФИО3 указала на неуведомление налоговым
органом об имеющейся у нее переплаты по налогам, как на причину пропуска срока
исковой давности. Данная позиция не соответствует требованием действующего
законодательства и сложившейся судебной практике, в Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N43" О некоторых вопросах,
связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об
исковой давности" в пункт 15 сказано: - «Истечение срока исковой давности
является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2
статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок
исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого
срока, для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица
об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении
требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств
конкретного дел. Позиция Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области согласовывается с позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01 июня 2018 г. № № «... п.3 ст. 78 НК РФ - ИФНС обязана сообщать налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога в течении 10 дней со дня обнаружения такого факта. Однако неисполнение ИФНС обязанности по сообщению налогоплательщику об излишне уплаченном налоге не влечет изменение порядка исчисление срока исковой давности в целях возврата налога.» Таким образом, возврат налога осуществляется, но не более чем за три года. Кроме того в соответствии с пунктом 2 статьи 138 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02 июля 2013 N 153-ФЗ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ. В случае, если решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Таким образом, согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ в редакции Федерального закона от 02 июля 2013 N 153-ФЗ, решение налогового органа может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий налоговый орган. В соответствии с ч. 1 п.2 ст. 148 АПК РФ одним из оснований для оставления арбитражным судом искового заявления без рассмотрения является не соблюдение истцом претензионного или досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно, надлежащим образом, ее представитель, по доверенности ФИО1, возражала против оставления административного искового заявления без рассмотрения, полагая, что досудебный порядок урегулирования спора соблюден, поскольку ФИО3 обращалась в Межрайонную ИФНС России № 1 по Саратовской области с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области ФИО2 поддержала доводы об оставлении административного искового заявления без рассмотрения.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан производить зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Из материалов административного дела усматривается, что согласно справки № о состоянии расчетов по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями по состоянию на 10 мая 2018 года в лицевом счете на имя ФИО3 в графе налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов – указано 5 900 руб. (л.д.22-23)
Согласно справке № о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по состоянию на 10 мая 2018 г., отражена сумма уплаченного налога на имущество физических лиц в размере 11422,96 руб., уплаченного земельного налога в размере 250275,55 руб. (л.д. 24-25)
В пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
17 мая 2018 года истец обратилась в Межрайонную ИФНС России № 1 по Саратовской области с заявлениями о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (л.д.26-28, 29-31).
Решениями № и № от 24 мая 2018 г. налоговым органом отказано ФИО3 в возврате налога (сбора) налогоплательщику (плательщику сбора), в связи с нарушением срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы заявление представлено по истечении 3 лет со дня её уплаты (л.д. 32,33)
Как усматривается из материалов административного дела, административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, поскольку ФИО3 не обжаловала в вышестоящий налоговый орган Решения № и № от 24 мая 2018 г. которыми отказано ФИО3 в возврате налога (сбора) налогоплательщику (плательщику сбора).
Статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Так как необходимость обязательного досудебного обжалования акта налогового органа ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган до обращения в суд прямо установлена п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации, то несоблюдение указанных требований влечет правовые последствия, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ - оставление административного искового заявления без рассмотрения.
Согласно подп.1 п.1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если: административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, на основании чего данное административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст. 196 КАС РФ, суд
определил:
Административное исковое заявление ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Саратовской области о восстановлении срока исковой давности и возврате излишне уплаченных сумм налоговых платежей оставить без рассмотрения.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалобы в Саратовский областной суд в течение 15 дней со дня вынесения, через Балашовский районный суд.
Судья Д.Л.Пряхин