ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-229/20 от 04.08.2020 Инжавинского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-229/2020

Уникальный идентификатор дела 68RS0009-01-2020-000361-07

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 августа 2020 г. р.п. Инжавино

Инжавинский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Толмачевой Е.С.,

при секретаре Котовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области к Бичахчян А.А. о взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Тамбовской области обратилась в суд с административным иском к Бичахчян А.А. о взыскании задолженности:

- по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 25850 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1727 руб. 42 коп.;

- по пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 300894 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2467 руб. 32 коп.;

- по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 387405 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 25888 руб. 34 коп.;

- по пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 30750 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2054 руб. 87 коп.;

- по пени по транспортному налогу за 2015 год в сумме 32125 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2146 руб. 76 коп.;

- по пени по транспортному налогу за 2017 год в сумме 60539 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4045 руб. 51 коп.;

- по пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме 102969 руб. 00 коп. (недоимка для пени 7794 руб. 00 коп.) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 520 руб. 84 коп.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена финансовый управляющий Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» Прохоровская Е.Е.

В судебное заседание представитель административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание административный ответчик Бичахчян А.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

В судебное заседание заинтересованное лицо финансовый управляющий Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» Прохоровская Е.Е. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Исследовав представленные письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения перечислены в ст. 196 КАС РФ.

Из материалов дела следует, что Бичахчян А.А. обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании его банкротом в связи с наличием просроченной задолженности в размере 1437699 руб. 12 коп.

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А64-1409/2020 заявление Бичахчян А.А. о признании банкротом признано обоснованным. В отношении Бичахчян А.А. введена процедура реструктуризации долгов гражданина.

Положения о банкротстве граждан закреплены в главе X Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В силу статьи 213.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Пунктом 1 статьи 213.6 указанного Закона предусмотрено, что по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина; о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения; о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», положения Закона о банкротстве, регулирующие процедуры, применяемые в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ (часть 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ) (пункт 1).

Положения, предусмотренные параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве, применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, установленных параграфом 2 названной главы и пунктом 4 статьи 213.1 Закона, независимо от того, связаны ли обязательства, неисполнением которых обусловлено возбуждение дела о банкротстве, с осуществлением предпринимательской деятельности либо нет (статья 214.1 и пункт 3 статьи 213.1 Закона о банкротстве).

При наличии у должника статуса индивидуального предпринимателя возможно возбуждение и рассмотрение только одного дела о его банкротстве. Возбуждение и рассмотрение одновременно двух дел о банкротстве такого лица - как гражданина и как индивидуального предпринимателя - не допускается (пункт 2).

По смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве) (пункт 24).

После завершения реализации имущества должника суд, рассматривающий дело о банкротстве, выдает исполнительные листы только по тем требованиям, указанным в пунктах 5 и 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, которые были включены в реестр требований кредиторов должника арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, и не удовлетворены по завершении расчетов с кредиторами (пункт 44).

Согласно статье 126 Закона о банкротстве, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.

Исходя из положений ст.ст. 2,5 Закона о банкротстве налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Аналогичные положения содержатся и в п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В силу п.1 ст.38, п.1 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы; возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.

По смыслу приведенных выше норм права, применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.

Судом установлено, что административным истцом Межрайонной ИФНС России № 3 по Тамбовской области заявлены требования о взыскании задолженности: по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 25850 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1727 руб. 42 коп.; по пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 300894 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2467 руб. 32 коп.; по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 387405 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 25888 руб. 34 коп.; по пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 30750 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2054 руб. 87 коп.; по пени по транспортному налогу за 2015 год в сумме 32125 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2146 руб. 76 коп.; по пени по транспортному налогу за 2017 год в сумме 60539 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4045 руб. 51 коп.; по пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме 102969 руб. 00 коп. (недоимка для пени 7794 руб. 00 коп.) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 520 руб. 84 коп. Все суммы пени включены в требование от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, определение о реструктуризации долгов гражданина Бичахчян А.А. в рамках процедуры банкротства вынесено Арбитражным судом Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вышеуказанная сумма задолженности по налогам не является текущей и подлежит включению в реестр требований кредиторов.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», положения второго предложения абз. 3 п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве не применяются к исковым заявлениям, производство по которым возбуждено до ДД.ММ.ГГГГ и не окончено на эту дату. Рассмотрение указанных заявлений после ДД.ММ.ГГГГ продолжает осуществляться судами, принявшими их к своему производству с соблюдением правил подсудности.

Как следует из материалов дела, административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области к Бичахчян А.А. о взыскании задолженности подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, производство по административному исковому заявлению возбуждено ДД.ММ.ГГГГ (после устранения недостатков, указанных в определении об оставлении административного иска без движения от ДД.ММ.ГГГГ).

При таких обстоятельствах, поскольку производство по настоящему исковому заявлению возбуждено судом после ДД.ММ.ГГГГ, и не было рассмотрено до даты введения реструктуризации долгов административного ответчика Бичахчяна А.А., суд приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление в силу абз. 3 п. 2 ст. 213.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» подлежит оставлению без рассмотрения.

Административный истец вправе обратиться с настоящими требованиями к административному ответчику в рамках дела о банкротстве.

Руководствуясь ст. ст.196, 198-199 КАС РФ, суд

определил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области к Бичахчян А.А. о взыскании задолженности оставить без рассмотрения.

Разъяснить административному истцу право на обращение в Арбитражный суд Тамбовской области с требованиями о взыскании задолженности с административного ответчика Бичахчян А.А.

На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Инжавинский районный суд Тамбовской области в течение 15 дней.

Судья - Е.С. Толмачева