ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-249/20 от 21.10.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-19681/2021

№ 2а-249/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 21 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,

судей Рудых Г.М., Саулиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности по подготовке и направлению предложений об определении границ зон затопления, подтопления,

по кассационной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородского области,

на решение Пильнинского районного суда Нижегородского области от 27 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 апреля 2021 года,

заслушав доклад судьи Рудых Г.М., выслушав прокурора Дедова С.Б., изучив материалы дела,

установила:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории деревни Новоникольское Пильнинского муниципального района Нижегородской области.

Свой требования мотивировал тем, что прокуратурой по результатам анализа исполнения органами государственной власти Нижегородской области законодательства, регламентирующего предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в части определения границ зон затопления, подтопления, установлено, что 19 декабря 2019 года Минэкологии Нижегородской области и Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов РФ утверждён график установления границ зон затопления, подтопления, в котором установлены сроки подготовки предложений об определении границ зон затопления, их согласования со специально уполномоченными органами, направление согласованных предложений в Верхне-Волжское бассейновое водное управление. Указанным графиком предусмотрено исполнение границ 32 зон в 2019-2020 годах с завершением внесения данных о границах таких зон в Единый государственный реестр недвижимости в 2020-2021 годах. Однако до настоящего времени предложения об определении грани зон затопления, подтопления на территории деревни Новоникольское Пильнинского муниципального района Нижегородской области и сведения о границах таких зон ответчиком в Федеральное агентство водных ресурсов не направлены. Данный факт препятствует установлению соответствующих зон затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов и внесению сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, что в свою очередь, может привести к фактическому нарушению ограничений и последующему причинению вреда охраняемых законом прав и интересов.

Решением Пильнинского районного суда Нижегородской области от 27 ноября 2020 года административный иск удовлетворён. На Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории деревни Новоникольское Пильнинского муниципального района Нижегородской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 апреля 2021 года решение Пильнинского районного суда Нижегородской области от 27 ноября 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородского области – без удовлетворения.

В кассационной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородского области ставит вопрос об отмене решения Пильнинского районного суда Нижегородского области от 27 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 апреля 2021 года, как незаконных.

В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав прокурора Дедова С.Б., возражавшего против доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведения Нижегородским межрайонным природоохранным прокурором анализа исполнения органами государственной власти Нижегородской области законодательства, регламентирующего предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в части определения границ зон затопления и подтопления было установлено, что уполномоченным органом - Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области не направлены предложения об определении границ зон затопления, подтопления на территории деревни Новоникольское Пильнинского муниципального района Нижегородской области и сведения о границах таких зон в Федеральное агентство водных ресурсов.

Документы, необходимые для внесения сведений о зонах затопления, подтопления на территории деревни Новоникольское Пильнинского муниципального района Нижегородской области, в орган регистрации до настоящего времени не поступали.

В этой связи в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области выносились предписания от 24 января 2018 года, от 2 марта 2020 года об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В Перечне поручений, утверждённых Президентом РФ по итогам совещания по вопросу мер, направленных на ликвидацию последствий наводнения на территории Иркутской области 23 июля 2019 года, содержится указание органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить установление границ зон затопления и подтопления на территориях соответствующих субъектов в срок до 31декабря 2019 года.

Однако после возбуждения настоящего гражданского дела в суде указанный график установления границ зон затопления, подтопления был изменён, в результате чего срок подготовки предложений по деревне Новоникольское Пильнинского муниципального района Нижегородской области (п.26) удлинён по установлению зоны затопления до 4 квартала 2022 года, по установлению зоны подтопления до 1 квартала 2027 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что ответчиком в нарушение установленных требований в орган регистрации не представлены документы, необходимые для внесения сведений о зонах затопления, подтопления на территории деревни Новоникольское Пильнинского муниципального района Нижегородской области, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора.

Суд апелляционной инстанции, проверив установленные судом первой инстанции обстоятельства, признал указанные выводы обоснованными, оставив решение суда без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права.

Частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360 «О зонах затопления, подтопления» утверждено Положение о зонах затопления, подтопления.

Пунктом 3 названного Положения предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, изменёнными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости (п. 5 Положения).

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», поручением Президента РФ от 10 сентября 2014 года № Пр-2166, в целях предотвращения негативного воздействия вод, снижения потерь от чрезвычайных ситуаций, вызванных затоплением, подтоплением, Правительством Нижегородской области принято постановление от 17 августа 2017 года № 612 «О зонах затопления, подтопления на территории Нижегородской области», которым в целях предотвращения негативного воздействия вод, снижения потерь от чрезвычайных ситуаций, вызванных затоплением, подтоплением, создана рабочая группа по определению границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области.

Пунктом 3 Порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области, утверждённым постановлением Правительства Нижегородской области принято от 17 августа 2017 года № 612, установлено, что исполнителями работ по подготовке сведений о границах зон затопления, подтопления и обосновывающих материалов по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления могут быть: Минэкологии Нижегородской области (в том числе через подведомственные ему государственные бюджетные учреждения); органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Нижегородской области; организации, привлекаемые к выполнению работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Исполнители работ обеспечивают в соответствии с государственными и муниципальными контрактами, государственными заданиями выполнение работ и несут ответственность за качество и сроки исполнения обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопреки утверждениям Министерства экологии и природных ресурсов оно наравне с органом местного самоуправления является исполнителем по подготовке соответствующих предложений.

Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебной инстанцией и представленным доказательствам.

Доводам Минэкологии Нижегородской области о том, что системное толкование пункта 16 статьи 1 и пункта 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в качестве мер предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации последствий не включает в себя работы по определению границ зон затопления и подтопления, судами дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Императивная норма пункта 3 постановления Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360 «О зонах затопления, подтопления» предписывает определение зон затопления, подтопления исключительно на основании предложений органа исполнительной власти субъектов, в обязанность которого входит их соответствующая подготовка с соблюдением Требований к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360.

Пунктом 11 Положения о зонах затопления, подтопления, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, установлено, что согласованное заявление либо отказ в его согласовании передаётся органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, Минэкологии Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством (постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года № 965 «Об утверждении Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области»).

Вопреки мнению заявителя, судебные акты содержат достаточные, мотивированные выводы по доводам сторон, с которыми судебная коллегия не согласиться оснований не усматривает.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании закона и подлежат отклонению в силу вышеприведенных мотивов.

Несогласие с оценкой, данной судом представленным доказательствам и установленными судом обстоятельствам, не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пильнинского районного суда Нижегородского области от 27 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородского области - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи