ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-2720/2022 от 14.06.2022 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-2720/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Конушкиной А.А.,

при секретаре Захарченко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИП Хорольцева Юрия Ивановича к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании незаконным решения от 24.11.2021 года №43-06/П/4923,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит признать незаконным решение Управления от 24.11.2021 года №43-06/П/4923, которым административный истец обязан провести мероприятия, предусмотренные постановлением Правительства от 19.10.2017 года №1273 «Об утверждении требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)».

В судебном заседании представителем административного истца заявлено ходатайство о передаче дела по подведомственности в Арбитражный суд Алтайского края, поскольку спор носит экономический характер и торговый центр, соответствие критериям которого Управление по развитию предпринимательства обязывает произвести административного истца, используется исключительно в экономических целях. Постановление Правительства, которым руководствуется административный ответчик, также определяет перечень лишь торговых объектов.

Представитель административного ответчика не возражал против передачи дела.

Представитель заинтересованного лица УФСБ по АК возражала против передачи дела по подведомственности. Пояснив, что экономического спора в данном случае не усматривается.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 47 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон N 35-ФЗ) правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, названный Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Закона N 35-ФЗ).

Пунктом 2 Требований N 1273 определено, что под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии с пунктом 5 Требований N 1273 Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 3 Требований N 1273 определено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

Как следует из материалов дела, торговый центр «Рамакс», расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Хорольцеву Ю.И.

Представитель административного истца пояснила, что данный торговый центр используется исключительно в экономических целях.

Факт наличия статуса ИП у Хорольцева подтверждается соответствующим свидетельством о регистрации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Действующее законодательство понятие ненормативного правового акта не содержит.

Ненормативным правовым актом, законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, вынесенный компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и адресованный конкретному лицу, в силу чего порождающий для последнего определенные юридические последствия.

Таким образом, для предъявления требований об оспаривании ненормативных актов необходимым условием является экономический характер спора. Акт государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа должен затрагивать права юридического лица или гражданина-предпринимателя, связанные с осуществлением последними предпринимательской и иной экономической деятельности; участниками названной категории споров являются: в качестве заявителей - организации и граждане-предприниматели; в качестве заинтересованных лиц - государственные органы и их структурные подразделения, органы местного самоуправления (их подразделения), а также иные органы и должностные лица; оспариваемый акт должен носить ненормативный характер - должен быть адресован конкретному лицу или группе лиц, содержать обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия, и нарушать права и законные интересы указанных в нем лиц.

Как следует из оспариваемого письма от 24.11.2021 года, Хорольцев обязан к выполнению мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства от 19.10.2017 года №1273 «Об утверждении требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», а именно: провести обследование торгового объекта, определить категорию торгового объекта и определить необходимые мероприятия по антитеррористической защищенности данного объекта. Установлен срок проведения мероприятий - 30 дней.

Из указанного следует, что оспариваемое письмо обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку исходит от органа государственной власти в уполномоченной сфере деятельности, и затрагивает права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, данный спор, по мнению суда, подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Материалами дела подтверждается, что на момент подачи иска Хорольцев Ю.И. являлся индивидуальным предпринимателем.

При этом, отсутствие у Управления сведений о статусе Хорольцева Ю.И. как индивидуального предпринимателя, не влияет на подведомственность спора. Правовое значение имеет статус индивидуального предпринимателя на момент подачи иска, так как возникший спор связан с осуществлением им предпринимательской деятельности, следовательно, рассмотрение данного дела относится компетенции арбитражного суда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Руководствуясь ст.ст. 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Дело по административному исковому заявлению ИП Хорольцева Юрия Ивановича к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании незаконным решения (письма-уведомления) от 24.11.2021 года №43-06/П/4923 передать по подведомственности для рассмотрения в Арбитражный суд Алтайского края.

На определение может быть подана частная жалоба в Алтайский краевой суд в течение 15 дней через Индустриальный районный суд города Барнаула.

Судья: А.А. Конушкина