ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-2771/20 от 10.09.2020 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2771/2020

55RS0007-01-2020-004458-78

Определение

(о прекращении производства по делу)

10.09.2020 года г. Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А., при секретаре судебного заседания Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "ПиТ" к Администрации города Омска об оспаривании в части постановления от 28.12.2015 № 1716-п,

Установил:

ООО "ПиТ" обратилось в Арбитражный суд Омской области с административным иском к Администрации города Омска об оспаривании в части постановления от 28.12.2015 № 1716-п, которым были внесены изменения в постановление Администрации г. Омска № 1041-п от 04.08.2014 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска", в части исключения из схемы размещения НТО строки с адресным ориентиром на территории <адрес>, площадью 50 кв.м., розничный вид торговли со специализацией универсальная (продовольственные товары), период размещения круглогодично и обязать Администрацию КАО г. Омска в месячный срок после вступления решения в законную силу заключить с административным истцом договор на размещение НТО на территории г. Омска (л.д.6-7,28).

Определением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2020 по делу №А46-36/2020 заявление в части требований к Администрации города Омска об оспаривании в части постановления от 28.12.2015 № 1716-п были переданы по подсудности в Центральный районный суд г. Омска (л.д.113-114,119).

В судебном заседании представитель административного истца ООО "ПиТ" участия не принимал, извещены своевременно и надлежащим образом, сведения о рассмотрении дела, а также об объявлении перерыва в судебном заседании размещены на сайте суда, почтовая корреспонденция возвращена в адрес суда в связи с истечением срока хранения (л.д.123).

Представитель административного ответчика Администрации г. Омска Кирьянова О.О. (л.д.126,127) в судебном заседании представила письменные возражения, в которых заявила ходатайство о прекращении производства по делу (л.д.128-130). Также указала, что оспариваемое постановления в настоящее время является не действующим, в связи с принятием постановления Администрации г. Омска № 277-п от 03.04.2017 «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска № 1041-п от 04.08.2014».

Суд полагает возможным рассмотреть вопрос о прекращении производства по делу при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса и заключение помощника прокурора г. Омска Сумляниновой А.В., полагавшей ходатайство обоснованным, а производство по делу подлежащим прекращению (л.д.194), суд приходит к следующему.

Статьей 10 Конституции предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то есть Конституцией Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 09.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно части 1, 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на земельном участке общей площадью 50 кв.м., по адресу: с адресным ориентиром на территории <адрес>, располагается нестационарный торговый объект, изначально размещенный на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Администрацией г. Омска с ООО «ПиТ» (л.д.18-21).

Как следует из доводов иска, административный истец полагает, что поскольку эксплуатация объекта была начата до утверждения схемы размещения НТО, а схема расположения НТО была изложена в новой редакции только в рамках принятого постановления Администрации г. Омска № 1136-п от 27.08.2015, указанный заявителем за номером объект перестал существовать с даты публикации 03.09.2015. Однако, в таблице администрации КАО г. Омска с указанным выше адресным ориентиром возник уже нестационарный торговый объект в строке , соответственно, фактически объект с адресным ориентиром на территории <адрес>, общей площадью 50 кв.м. в схеме оставался и после ее реструктуризации, поскольку исключение мест не производилось. Строка в схеме НТО с адресным ориентиром на территории <адрес>, общей площадью 50 кв.м. находилась в схеме до вступления в силу Постановления Администрации города Омска от 28.12.2015 № 1716-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п". Таким образом, исключение из схемы спорного объекта осуществлено названным постановлением. В указанной связи названное постановление нарушает права ООО «ПиТ» в сфере предпринимательской деятельности.

Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска утвержден постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» (далее - постановление № 1812-п) и действует с 1 января 2015 года.

Согласно пункту 9 названного постановления № 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, являются администрации административных округов города Омска, которые: 1) участвует в разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего административного округа города Омска с учетом требований, предусмотренных главой III постановления № 1812-п. Готовит материалы по обоснованию мест размещения нестационарных торговых объектов, в том числе графическое отображение мест размещения нестационарных торговых объектов, выполненное с учетом топографической основы масштаба 1:500, проектов планировки и проектов межевания территории, кадастровых сведений, с отображением существующей градостроительной ситуации (капитальных объектов, транспортных и пешеходных связей, нестационарных торговых объектов, элементов благоустройства) без отображения инженерных коммуникаций; 2) направляют проект схемы размещения нестационарных торговых объектов для согласования; 3) оформляют паспорт нестационарных торговых объектов; 4) направляют в департамент городской экономической политики Администрации города Омска предложения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов; 5) проводят аукцион по продаже прав на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска утверждена постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» (далее - постановление № 1041-п).

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 № 28 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов» (далее - Порядок).

Пунктом 9-5 статьи 22 Устава города Омска к полномочиям Администрации города Омска отнесено разрабатывать и утверждать схему размещения НТО в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.

Размещение НТО на территории города Омска осуществляется в соответствии с Порядком размещения НТО на территории города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» (далее - Порядок размещения НТО), который определяет процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения НТО на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.

Органами, уполномоченными на размещение НТО на территории города Омска, Решением Омского городского Совета от 20.05.2015 № 342 «О внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета» определены администрации административных округов города Омска.

Порядок рассмотрения обращений о внесении изменений в постановление № 1041-п установлен главой V постановления № 1812-п и представляет собой заявительную форму заинтересованного лица, обращение которого рассматривается соответствующей комиссией.

Как установлено судом, на основании предложений администраций административных округов г. Омска - уполномоченных органов и структурных подразделений Администрации города Омска в соответствии с Порядком размещения НТО постановлением Администрации города Омска от 28.12.2015 № 1716-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года № 1041-п» исключена из схемы размещения НТО строка с адресным ориентиром <адрес>, 50 кв.м. розничный вид торговли со специализацией - универсальная (продовольственные товары). Всеми структурными подразделениями проект постановления согласован, что подтверждается листами согласования, полученными в порядке, установленном Распоряжением Администрации города Омска от 15.05.2009 № 151-р «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектов правовых актов в Администрации города Омска» (прилагаются). Постановление опубликовано в газете «Третья столица». № 59. 30.12.2015 (л.д.54-88).

Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 29.01.2015 № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.

Положения Федерального закона № 381-ФЗ в части сохранения мест размещения нестационарных торговых объектов, установленных до утверждения схемы, не должны расцениваться как абсолютная обязанность органов местного самоуправления по сохранению фактически размещенных объектов в утверждаемой схеме размещения нестационарных объектов. Правоотношения между хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков по договорам аренды и предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта имеют разные правовые основания и процедуру предоставления.

Признавая положения части 6 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ соответствующими требованиям Конституции Российской Федерации согласованного осуществления конституционных ценностей, включая как ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, так и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Конституционный Суд РФ отметил, что в соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Как указано судом выше, согласно пункту 9-5 части 1 статьи 22 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, к полномочиям Администрации города Омска отнесены разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.

По смыслу названных норм органы ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт. Суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией последнего.

В случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ).

Данная норма применяется при рассмотрении судами дел в порядке главы 21 КАС РФ и носит компенсаторно-восстановительную функцию по замещению применявшегося ранее нормативного акта или его части, утративших законную силу на основании судебного решения. При этом положения главы 21 КА РФ не предполагают возможности оспаривания бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в области принятия нормативных актов, внесения в них изменений уполномоченными органами в пределах их компетенции.

Порядок, определенный главой 22 КАС РФ, не распространяется на правоотношения, связанные с нормотворческой деятельностью органов местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов и внесению в них изменений.

Правоотношения административного истца с Администрацией по вопросу размещения НТО на участке, который исключен из схемы оспариваемым постановлением прекратились до вступления в силу изменений от 03.04.2017, законность принятого Администрацией решения о расторжении договора аренды земельного участка и об отказе в заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 06.08.2019 по делу № А46-7671/2018, от 10.04.2019 по делу № А46-4754/2016 и от 10.10.2019 по делу № А46-9816/2016.

При этом, в апреле 2017 года схема НТО полностью была изложена в новой редакции - постановления Администрации города Омска от 03.04.2017 № 277-п «О внесении изменения в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года № 1041-п» (л.д.134-173).

Таким образом, постановление Администрации города Омска от 28.12.2015 № 1716-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года № 1041-п» является недействующим. При этом, на момент внесения изменений оспариваемым постановлением у заявителя отсутствовали основания для заключения договора на размещение НТО. Соответственно, из рассматриваемого административного иска об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, следовательно, предмет иска отсутствует, поскольку оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы административного истца.

В силу пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 КАС РФ.

По правилам пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

Исходя из пункта 3 части 1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198-199 КАС РФ, суд

определил:

Производство по настоящему административному делу по административному иску ООО "ПиТ" к Администрации города Омска об оспаривании в части постановления от 28.12.2015 № 1716-п - прекратить.

Разъяснить последствия прекращения производства по делу, о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.

Судья Т.А.Васильева