ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-281/20 от 19.10.2020 Змеиногорского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-281/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 октября 2020 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кунанбаевой А.С.,

при секретаре Зиновьевой А.С.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Алтайскому краю № 12 (далее - Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу, указывая, что в соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком земельного налога на принадлежащие ей земельные участки. Налоговым органом исчислен земельный налог за 2014, 2015 год за земельный участок с кадастровым номером в общей сумме 1466 руб. ФИО1 указанную задолженность не оплатила. Административному ответчику направлено почтой налоговое уведомление № 57968601 № 1233658 на уплату указанного налога, в связи с его неуплатой, направлено требование № 39910, 23533, которое вручено ей надлежащим образом. В указанном требовании установлен срок для добровольной уплаты задолженности до 07.02.2017. В соответствии со ст. 75 НК РФ должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога за период с 01.10.2015 по 04.11.2015 и с 02.12.2016 по 20.12.2016 начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога в общей сумме 11,49 руб. Инспекцией подано заявление о вынесении судебного приказа, 01.03.2019 мировым судьёй судебного участка Змеиногорского района вынесено определение об отказе в принятии заявления и вынесении судебного приказа. Ссылаясь на ст. ст. 31, 45 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) административный истец просит взыскать с ФИО2 земельный налог в сумме 1466 руб. и пени в сумме 11,49 руб. в пользу местного бюджета.

Представитель административного истца - межрайонной ИФНС России №12 по Алтайскому краю о дате, времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась в связи со смертью.

Из материалов дела следует, что ФИО1 умерла 26.04.2015, что подтверждается свидетельством о смерти.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ, задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.

Статьей 15 НК РФ, содержит перечень местных налогов и сборов, к которым относится земельный налог.

Установленная налоговым законодательством возможность погашения наследниками умершего лица его налоговой задолженности не влечет за собой безусловного перехода данной обязанности к наследникам и требует соблюдения порядка, установленного гражданским законодательством.

Как предусмотрено ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Таким образом, установленная налоговым законодательством возможность погашения наследниками умершего лица его налоговой задолженности не влечет за собой безусловного перехода данной обязанности к наследникам и требует соблюдения порядка, установленного гражданским законодательством.

Согласно п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Из приведенных выше норм права следует, что для возложения на наследника умершего лица обязанности исполнить его налоговые обязательства в порядке универсального правопреемства необходимо установить наличие обстоятельств, связанных с наследованием имущества. К таким обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора, в частности, относятся: факт открытия наследства, состав наследства, круг наследников, принятие наследниками наследственного имущества, его стоимость. Данный спор, возникший из гражданских правоотношений, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно части 3 статьи 44 КАС РФ, в случае смерти гражданина, являвшегося субъектом спорного либо установленного судом административного или иного публичного правоотношения и стороной в административном деле, суд производит замену этой стороны ее правопреемником, если в данном административном или ином публичном правоотношении допускается правопреемство.

Вместе с тем, в данном случае административный ответчик умерла задолго до подачи искового заявления в суд. То есть административным истцом исковое заявление предъявлено к умершей.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.

Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 128 КАС РФ имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Административное законодательство не допускает обращение с иском к умершему гражданину, а в силу ст. 17 ГК РФ правоспособность ФИО1 прекратилась в связи со смертью еще до предъявления административным истцом иска, в связи с чем производство подлежит прекращению.

Административному истцу разъясняется право истца на обращение с иском к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований (п. 3 ст. 1175 ГК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194, 198-199, 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени прекратить.

Определение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение 15 дней со дня его вынесения.

Судья Е.С. Кунанбаева