ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-284/2018 от 21.05.2018 Кировского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-284/2018

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

пгт. Кировский 21 мая 2018 года

Кировский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Жаровой Т.И.,

при секретаре Гришиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Игнатьева Д.Е. к председателю Лесозаводского районного суда Приморского края Федотовой Н.П. о признании недействующим нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Игнатьев Д.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к председателю Лесозаводского районного суда Приморского края Федотовой Н.П., указав, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ судебные приставы по ОУПДС не пропускали истца в здание Лесозаводского районного суда Приморского края для ознакомления с материалами дела и участия в судебных разбирательствах, в которых он являлся стороной, требуя при этом обязательного прохождения личного осмотра и осмотра личных вещей без соблюдения установленной процедуры осмотра, и ссылаясь при этом в качестве основания для своих действий на Правила поведения и пребывания граждан в Лесозаводском районном суде от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец просит признать недействующими в полном объеме с даты его принятия указанный нормативный правовой акт - «Правила поведения и пребывания граждан в Лесозаводском районном суде» от ДД.ММ.ГГГГ, установленные председателем Лесозаводского районного суда, а также взыскать с административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины, поскольку указанный нормативный правовой акт официально не опубликован, вынесен неуполномоченным на это должностным лицом и противоречит нормативно-правовому акту вышестоящего органа, поэтому подлежит признанию недействующим в полном объеме с даты принятия.

Административный истец Игнатьев Д.Е. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит провести судебное разбирательство по делу без его участия.

Административный ответчик председатель Лесозаводского районного суда Приморского края Федотова Н.П. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела уведомлена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, полагает заявленные требования не обоснованными.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по административному делу, по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации (статьи 118, 120-122), Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 26.06.1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливают особые конституционно-правовой статус судей, призванный обеспечить защиту публичных интересов, интересов правосудия, целью которого является защита прав и свобод человека и гражданина, и предъявляют к судьям особые требования.

Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность коллегиально при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» следует, что председатели судов вправе устанавливать правила внутреннего распорядка в зданиях судов на основании правил, утверждаемых советом судей.

Постановлением Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 года N 101 утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов (далее - Типовые правила), председателям судов предложено утвердить Правила внутреннего распорядка суда, разработанные на основе утвержденных Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также применительно к особенностям и условиям работы конкретного суда. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации определено оказать председателям районных судов методическую помощь в реализации указанного предложения.

В соответствии с пунктом 2.1 Типовых правил председатель суда устанавливает и утверждает правила внутреннего распорядка суда на основе Типовых правил и контролирует их выполнение.

Председателем Лесозаводского районного суда Приморского края 24 декабря 2013 года, утверждены Правила поведения и пребывания граждан в Лесозаводском районном суде, предусматривающие организацию пропускного режима, то есть допуск посетителей в здание суда осуществляется в соответствии с правилами внутреннего распорядка суда, установленными председателем Лесозаводского районного суда на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка.

Правила осуществления пропускного режима граждан в здания (помещения) судов и судебных участков, осмотра и досмотра, находящихся при них вещей, с применением технических средств обеспечения безопасности, утвержденные Советом судей Приморского края 23 октября 2014 года, разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях, Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральным законом от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и примерными правилами пребывания посетителей в федеральных судах общей юрисдикции.

Сами Правила осуществления пропускного режима граждан в здания (помещения) судов и судебных участков, осмотра и досмотра, находящихся при них вещей, с применением технических средств обеспечения безопасности, направлены на создание надлежащих условий для эффективного отправления правосудия, возможность оспаривания в порядке административного судопроизводства не предусмотрена, что согласуется с принципом независимости судей.

С конституционным принципом независимости судей неразрывно связаны особенности организации работы суда, поскольку именно на создание надлежащих условий для реализации судьями своих профессиональных функций по отправлению правосудия направлена деятельность председателя суда.

В целях обеспечения безопасности судей, согласно Рекомендации № R(94)12 Комитета министров Совета Европы «О независимости, эффективности и роли судей», должны быть приняты все необходимые меры, например, обеспечение наличия охраны в помещениях судов или предоставление полицейской защиты судьям, которые могут стать или являются объектами серьезных угроз.

Оснащение зданий судов техническими средствами и системами обеспечения безопасности реализуется во исполнение Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 1406.

Осуществляет мероприятия по оснащению зданий федеральных судов современными техническими системами охраны для обеспечения безопасности судей Судебный департамент.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов с применение технических средств охраны (стационарных металлообнаружителей, портативных металлодетекторов, кнопок и брелоков тревожной сигнализации, камер наблюдения наружных и внутренних, а также турникетов, расположенных в здании суда, в соответствии Приказом ФССП России от 17 декабря 2015 года № 596 «Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов».

Проход лиц в судебные помещения через рамку металлоискателя осуществляется в целях обеспечения безопасности судей, участников судебного процесса и граждан, находящихся в судах. При этом в случаях, когда не происходит «срабатывания» технического устройства, личный досмотр граждан, явившихся в суд, не осуществляется. В случаях же фиксирования техническими средствами предметов, которые могут создать угрозу жизни и здоровью охраняемых лиц и сохранности судебных помещений, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов на основании статьи 11 Федерального закона «О судебных приставах» вправе осуществлять личный досмотр граждан и находящихся при них вещей.

Конституционное право на судебную защиту административным истцом реализовано, поскольку законность и обоснованность действий судебных приставов по ограничению доступа Игнатьева Д.Е. в здание суда, связанные с предъявлением ему требования личного досмотра и по проверке ручной клади на основании Правил осуществления пропускного режима граждан в здание судов помещения) судов и судебных участков, осмотра и досмотра, находящихся при них вещей, с применением технических средств обеспечения безопасности, может быть оспорена в порядке, установленном 22 главой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решением Лесозаводского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Игнатьеву Д.Е. отказано в удовлетворении административных исковых требований к судебным приставам-исполнителям Отдела судебных приставов по Лесозаводскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю и Управлению ФССП России по Приморскому краю.

Таким образом, исходя из особого конституционно-правового статуса судьи - председателя суда, обусловленных данным статусом его функций и с учетом того, что Правила утверждены председателем суда при реализации им полномочий по организации работы суда, предоставленных действующим законодательством и направленных на обеспечение надлежащих условий эффективного осуществления правосудия, они не могут быть предметом оспаривания в порядке, регламентированном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая, что заявленные Игнатьевым Д.Е. требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, производство по настоящему делу подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 КАС РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Прекратить производство по административному делу по административному иску Игнатьева Д.Е. к председателю Лесозаводского районного суда Приморского края о признании нормативного правового акта недействующим.

На определение может быть подана частная жалоба в Приморский краевой суд в течение 15 суток с момента его вынесения с подачей жалобы через Кировский районный суд.

Судья: Т.И. Жарова