О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 апреля 2018 года Самарский районный суд г. Самара в составе судьи Кривицкой О.Г.. при секретаре Рафиковой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-333\2018 года по административному иску заместителя прокурора Самарского района г. Самара в интересах Российской Федерации о признании недействующим в части локального правового акта муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназия № 3,
У с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Самарского района г. Самара обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что Приказом исполняющего обязанности директора МБОУ Гимназии № 3 о. Самара от 05.06.2015 № 682-г утвержден «Порядок индивидуального отбора при приеме либо переводе обучающихся в МБОУ Гимназии № 3 г.о. Самара» (далее - Порядок индивидуального отбора).
Пунктами 17, 18, 19 Порядка индивидуального отбора установлено проведение тестирования обучающихся, поступающих в Гимназию из других образовательных учреждений на уровни начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в классы с углубленным изучением предметов, по основным предметам: математике, русскому языку и французскому языку, обучающиеся, поступающие в 9-й, 11-й классы дополнительно проходят тестирование по предметам, предполагаемым к сдаче на Государственной итоговой аттестации.
Законодательством Российской Федерации и Самарской области установлен индивидуальный отбор при поступлении в образовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации. В связи с изложенным Министерством образования и науки Самарской издан приказ от 14.04.2015 № 122-од «Об утверждении Порядка индивидуального отбора при приеме либо переводе обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в государственные и муниципальные образовательные организации в Самарской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов».
Как следует из п. 9 Порядка № 122-од для проведения индивидуального отбора в организации создается комиссия по комплектованию классов.
Согласно п. 10 Порядка № 122-од решением комиссии устанавливается рейтинг участников индивидуального отбора в порядке убывания с указанием суммарного балла, набранного каждым участником отбора.
Пункт 11 Порядка № 122-од закрепляет положение о том, что формирование рейтинга осуществляется в соответствии с прилагаемой методикой определения баллов для формирования рейтинга участников индивидуального отбора. Согласно прилагаемой к Порядку № 122-од методике баллы для формирования рейтинга определяются исходя из учебных достижений учащихся; внеучебному предмету (предметам), соответствующему углубленному изучению лесах с углубленным изучением отдельных предметов; среднего балла аттестата об основном общем образовании. Иных критериев и методик законодательством не установлено.
В нарушение указанных норм в пунктах 17, 18, 19 Порядка индивидуального отбора предусмотрено тестирование обучающихся и вступающих в Учреждение на уровни образования: начальное общее, основное общее и среднее общее образования, по предметам математика, русский язык, французский язык, а также для обучающихся и поступающих в 9-й и 11-й классы дополнительно по предметам, предполагаемым к сдаче на Государственной итоговой аттестации.
Таким образом, п.п. 7, 18, 19 Порядка индивидуального отбора противоречат ч. 5 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации» и Порядку № 122-од.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-1) предметами надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 28, п.п. 1 и 2 ст. 29 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов (пп. 1 п. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).
К локальным нормативным актам, предусмотренным п. 2 ст. 30 Закона 273-Ф3, относятся локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся.
Следовательно, Порядок индивидуального отбора обладает всеми признаками нормативного правового акта.
Действие оспариваемого нормативного правового акта в настоящей акции приводит к нарушению прав неопределенного крута лиц, может повлечь незаконный отказ в приеме в МБОУ Гимназию № 3 г.о. Самара несовершеннолетних граждан и, как следствие, нарушение их прав на образование.
Заместителем прокурора Самарского района г. Самары на противоречащие требованиям закона положения Порядка индивидуального отбора принесен протест от 16.10.2017 № 21-90-2017/194. Исполняющим обязанности директора МБОУ Гимназии № 3 г.о. Самара акт прокурорского реагирования оставлен без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или витражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а
также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Просил суд признать противоречащими федеральному законодательству, законодательству Самарской области и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения пунктов 17, 18, 19 Порядка индивидуального отбора при приеме либо переводе обучающихся в МБОУ Гимназию № 3 т.о. Самара, утвержденного приказом исполняющего обязанности директора МБОУ Гимназию № 3 г.о. Самара.
Представитель административного истца Долинина О.Г. требования административного иска поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности Григорьева Е.М. просила в удовлетворении требований прокурора отказать как не основанных на законе. Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Самарской области в суд не явился, представил отзыв на административный иск.
Представитель заинтересованного лица Департамента образования администрации городского округа Самара Иванова В.В. просила административное дело рассмотреть на усмотрение суда.
Суд полагает, что производство по административному делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса ( административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке (в данном случае в порядке гражданского судопроизводства).
В указанном административном заявлении заместитель прокурора просит признать противоречащими федеральному законодательству, законодательству Самарской области и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения пунктов 17, 18, 19 Порядка индивидуального отбора при приеме либо переводе обучающихся в муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназию № 3 г.о. Самара, утвержденного приказом исполняющего обязанности директора МБОУ Гимназии № 3 г.о. Самара от 05.06.2015 года № 682-г ( Порядок индивидуального отбора).
В административном исковом заявлении административный истец ссылается на то, что Порядок индивидуального отбора обладает всеми признаками нормативного правового акта, что является основанием для обращения прокуратуры в суд с заявлением в порядке статьи 208 КАС РФ, регламентирующей порядок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Суд, рассмотрев доводы сторон в судебном заседании, пришел к следующим выводам:
Законодательство Российской Федерации не содержит конкретного определения нормативного правового акта.
Сложившаяся правоприменительная практика позволяет сделать вывод о том, что нормативный правовой акт, помимо таких признаков, как распространение на действия на неопределенный круг лиц и неоднократность применения, должен соответствовать следующим обязательным признакам:
Орган, организация или должностное лицо должны иметь установленные законом полномочия на принятие нормативных правовых актов.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» законодателем определен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, правовые акты органов местного самоуправления (п.п. 1, 4 статьи 4). Данный перечень является исчерпывающим.
Образовательные организации наделены правом принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии в порядке, установленном ее уставом, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся и т.д.
Однако указанные локальные акты не отнесены законодателем к перечню нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, также как разработка таких нормативных правовых актов не отнесена к компетенции образовательной организации в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
.Обязательным признаком нормативных правовых актов является их официальное опубликование в источниках, определенных законодательством.
В соответствии с Законом Самарской области «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области» от 10.05.1995 года № 3-ГД официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста с пометкой «официальное опубликование» в газетах «Волжская коммуна», «Российская газета», «Самарские известия» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), официальном сайте Правительства Самарской области в подразделе «Официальное опубликование» раздела «Документы» (www.pravo.samregion.ru).
Согласно п. 5 Устава городского округа Самара Самарской области официальным опубликованием решения, принятого на местном референдуме, муниципальных правовых актов городского округа Самара считается первая публикация их полного текста с пометкой «Официальное опубликование» в газете «Самарская Газета» и (или) в газете «Самарские известия», периодическом печатном издании «Вестник Думы городского округа Самара» и (или) первое размещение (опубликование) их полного текста на официальном сайте Думы городского округа Самара, Администрации городского округа Самара в подразделе «Официальное опубликование».
Приказы директоров муниципальных образовательных организаций официальному опубликованию в указанных источниках не подлежат.
Таким образом, приказ исполняющего обязанности директора МБОУ Гимназии № 3 г.о. Самара от 05.06.2015 года № 682-г, которым утвержден «Порядок индивидуального отбора при приеме либо переводе обучающихся в МБОУ Гимназия № 3 г.о. Самара», не соответствует всем признакам нормативного правового акта.
Гимназия № 3 не обладает нормотворческими властными полномочиями, в силу закона локальный правовой акт Порядок индивидуального отбора не может быть отнесен по указанным выше признакам к нормативным.
Следовательно, административный иск прокурора не подлежит рассмотрению судом в порядке статьи 208 КАС РФ по правилам административного судопроизводства.
Учитывая изложенное, суд прекращает производство по административному делу № 2а-333/2018 в соответствии с частью 1 статьи 214, пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Доводы прокурора о нарушение прав учащихся указанным Порядком подлежат проверке по правилам искового производства в случае обращения прокурора в суд за защитой нарушенного права в интересах конкретного лица. В данном случае, прокурором проводилась проверка по обращению Чайки М.С. в связи с отказом в принятии в 11 класс гимназии несовершеннолетнего Чайки И.С., 22.01.2000 года рождения. Однако требований о праве несовершеннолетнего на обучение в указанном учебном заведении не заявлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 214, пунктом 1 части 1 статьи 194, суд
О П Р Е Д Е Л И Л
Производство по административному иску заместителя прокурора Самарского района г. Самара в интересах Российской Федерации о признании недействующим в части локального правового акта муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназия № 3 прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса).
Определение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г.Самара в течение 15 дней.
Судья Кривицкая О.Г.