2а-3793/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2016 г. г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Милютиной С.И., при секретаре Романовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) к Потребительскому кредитному кооперативу «Новый Дом», Свинцову А.А., Демидовой А.С., Невмержицкому А.Г., Синюхину С.В., Катюшиной И.В., Максимову Е.Н., Климову В.А., Трещеву И.В., Иордановой С.Д., Климовой И.Е., Стародубцевой Е.В., Троенко Г.Г., Бибиковой Е.Н., Максимову Н.В., Лавошник Д.С. о ликвидации потребительского кредитного кооператива «Новый Дом»,
установил:
ЦБ РФ обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что ПКК «Новый Дом», являясь некоммерческой организацией, вопреки требованиям действующего законодательства, не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, что в силу ст. 35 Закона о кредитной кооперации, является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования Банком России процедуры ликвидации такого кооператива в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Гуляева С.Ф. заявленные требования поддержала.
Административный ответчик - ПКК «Новый Дом» своего представителя в суд не направил, о слушании дела извещался надлежащим образом: по адресу юридического лица.
Остальные административные ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом.
Заинтересованные лица МИФНС №12 по Воронежской области, ИФНС России по Советскому району г. Воронежа своих представителей в суд не направили, о слушании дела извещены надлежаще.
Суд, выслушав административного истца, изучив представленные материалы, считает необходимым производство по настоящему делу прекратить в связи со следующим.
Согласно ч.1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии с ч.1 ст. 35 ФЗ от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (в ред. от 03.07.2016) кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий, в том числе: создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.
Как следует из материалов дела, потребительский кредитный кооператив «Новый Дом» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно пп. «г» п.9 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях: нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. При этом, исходя из абзаца 3 пункта 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" такие учредители (участники) подлежат привлечению в качестве ответчиков.
Вместе с тем, в этом же Информационном письме ВАС РФ N 84 содержится указание на то, что если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения, поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.
Статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающая возможность исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) признает юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (пункт 1). Также данная статья устанавливает, что при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Реестра (пункт 2) и закрепляет обязанность публикации в органах печати указанного решения, а также сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Реестра (пункт 3).
Возможность применения в отношении юридических лиц, которые прекратили свою деятельность, упрощенного (внесудебного) порядка исключения из ЕГРЮЛ, предусмотрена ст. 64.2 ГК РФ, устанавливающей два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 (ред. от 15.02.2013) "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, при рассмотрении дел о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим (не представляет в течение двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету) и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (статья 21.1 Закона о регистрации).
Согласно сведениям, поступившим из ИФНС России по Советскому району г. Воронежа, задолженность по налогам у ПКК «Новый Дом» отсутствует, организация не предоставляет отчетность за последние 12 месяцев, документы, подтверждающие ведение хозяйственной деятельности, ведения операций по банковским счетам отсутствуют (л.д. 4 т. 2).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в указанных выше Постановлениях Пленума ВАС РФ, при поступлении заявления о принудительной ликвидации юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается заявителю, а если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного производства по делу, производство подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ (дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде).
В ч 3 ст. 194 КАС РФ указано, что суд прекращает производство по административному делу и в иных, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, случаях.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления если имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Административным истцом заявлены требования о ликвидации ПКК «Новый Дом» для последующей государственной регистрации ликвидации юридического лица, однако, как было выяснено в ходе судебного разбирательства, административный ответчик является недействующим юридическим лицом, а в этом случае действующим законодательством предусмотрен упрощенный внесудебный порядок исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ. Таким образом, для исключения ПКК «Новый Дом» из ЕГРЮЛ принятия судебного решения не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 128, 194-195, 198-199 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) к Потребительскому кредитному кооперативу «Новый Дом», Свинцову А.А., Демидовой А.С., Невмержицкому А.Г., Синюхину С.В., Катюшиной И.В., Максимову Е.Н., Климову В.А., Трещеву И.В., Иордановой С.Д., Климовой И.Е., Стародубцевой Е.В., Троенко Г.Г., Бибиковой Е.Н., Максимову Н.В., Лавошник Д.С. о ликвидации потребительского кредитного кооператива «Новый Дом» - прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Воронежский областной суд через Советский районный суд г. Воронежа в течение 15 дней.
Судья С.И. Милютина