судья Ольмезов М.И. дело №33а-664/2021
дело № 2а-3709/202007RS0001-02-2020-000506-16
АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 апреля 2021 года город Нальчик
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Канунникова М.А.
судей Думаева А.Б. и Вологирова А.Ж.
при секретаре Жабалиевой С.О.
с участием: представителя административного истца Темиркановой Р.К. – Шхагапсоева А.Б., представителя административного ответчика Афаунова Р.Н. – Озермегова В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Думаева А.Б. административное дело по административному исковому заявлению Темиркановой Р.К. к Афаунову Р.Н., ООО «Коин-С» о признании незаконным заключения экспертизы, по апелляционной жалобе административного истца Темиркановой Р.К. на решение Нальчикского городского суда КБР от 27 августа 2020 года,
у с т а н о в и л:
3 февраля 2020 года Темирканова Р.К. обратилась в Нальчикский городской суд КБР с административным исковым заявлением к Афаунову Р.Н. и ООО «Коин С» в котором просила признать незаконным заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий № от 7 июня 2019 года которой Афаунову Р.Н. дано положительное заключение на строительство многотопливной автомобильной заправочной станции (МАЗС).
В обоснование заявленных требований указывается, что заявитель является собственником смежного с принадлежащим Афаунову Р.Н. земельного участка, на котором еще до выдачи оспариваемой экспертизы было начато строительство высоковольтной трансформаторной станции, что в свою очередь, в силу установленных действующим законодательством требований по безопасности таких объектов, препятствовало выдаче положительного заключения на строительство МАЗС. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Темиркановой Р.К., поскольку создает угрозу для ее жизни и здоровья.
Решением Нальчикского городско суда КБР от 27 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Темирканова Р.К. с решением не согласилась, подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить состоявшееся п делу судебное постановление и принять новое – об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывается, что суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии у Темиркановой Р.К. уважительных причин пропуска трехмесячного срока для оспаривания заключения эксперта. Копию оспариваемого заключения Темирканова Р.К. получила 15 ноября 2019 года. Принятым по данному делу решением Нальчикского городского суда КБР от 18 июля 2019 года были удовлетворены требования Афаунова Р.Н. о возложении на Местную администрацию городского округа Нальчик о выдаче ему раз решения на строительство МАЗС. В рамках названного административного дела, в числе прочих доказательств исследовалось и оспариваемое заключение экспертизы. В рассмотрении дела Темирканова Р.К. не принимала. О существовании решения узнала 10 сентября 2019 года из письма Местной администрации городского округа Нальчик, а право подачи апелляционной жалобы на указанное решение у нее возникло только лишь после принятия Пятым кассационным судом общей юрисдикции кассационного определения от 24 декабря 2019 года.
В возражении на апелляционную жалобу административный ответчик Афаунов Р.Н., указывая на законность и обоснованность принятого судом решения, просит оставить его без изменения.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы апелляционной жалобы, поддержанной Шхагапсоевым А.Б., выслушав Озермегова В.Н., признав возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных, но неявившихся представителей административного ответчика – ООО «КОИН С» и представителя заинтересованного лица – Местной администрации городского округа Нальчик, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопросы экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов регулируются статьей 49 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Частью 3.4 указанной статьи предусмотрены случаи обязательной государственной экспертизы проектной документации.
Названной нормой права предписано, что проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
В соответствии с ч. 3.3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего Кодекса (ч. 4.3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 1 ст. 50 Градостроительного кодекса РФ установлено, что негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
Частью 12 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, застройщика, технического заказчика.
Согласно ч. 13 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ решение экспертной комиссии, указанной в части 12 настоящей статьи, о подтверждении или не подтверждении заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий может быть обжаловано в судебном порядке.
Положением об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (утв. постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 г. N 272) установлен Порядок организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - проектная документация) и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации (далее соответственно - инженерные изыскания, негосударственная экспертиза).
Негосударственная экспертиза осуществляется на основании договора между заявителем и экспертной организацией, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее - договор) (п. 4 названного Порядка).
Процедура проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение, выдача заявителю и обжалование, а также открытие и ведение дел негосударственной экспертизы, ведение реестра выданных экспертных заключений и предоставление сведений из указанного реестра, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением (п. 6 Порядка).
Таким образом, на спорные правоотношения дополнительно распространяется Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145), п. 38 которого установлено, что в случае несогласия с заключением государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение 3 лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в порядке, установленном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в экспертной комиссии, созданной указанным Министерством. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, застройщика и технического заказчика.
Порядок обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий утвержден в Приложении к приказу Министерства регионального развития РФ от 23.03.2012 г. N 126.
Таким образом, из содержания приведенных законоположений следует, что экспертиза, по поводу которой возник спор, является услугой, оказываемой коммерческой организацией, имеющей соответствующую аккредитацию, застройщику.
Такая экспертиза предоставляется в целях последующего получения разрешения на строительство, а последнее, в свою очередь, подтверждает проведение проверки проектной документации на предмет соответствия требованиям, установленным градостроительным регламентом, проекту планировки территории и проекту межевания территории. Указанная коммерческая организация, в данном случае - ООО "КОЭН С" - несет ответственность за свое экспертное заключение в установленном законом порядке, включая гражданско-правовую ответственность. Правом обжаловать заключение негосударственной экспертизы проектной документации обладает закрытый перечень лиц - застройщик, технический заказчик или уполномоченные ими лица. Компетентным органом, уполномоченным рассматривать жалобу указанных лиц, к числу которых административный истец не относятся, является специально созданная экспертная комиссия, решение которой, оформленное протоколом, может быть обжаловано в судебном порядке.
При таком положении положительное заключение негосударственной экспертизы не является правовым актом органа государственной власти или решением саморегулируемой организации, не возлагает на лиц, не являющихся сторонами гражданско-правового договора, на основании которого она была проведена, каких-либо обязанностей и не влечет для них иных правовых последствий до того момента, как на основании него не будет выдано уполномоченным органом государственной власти разрешение на строительство, которое может быть обжаловано любыми заинтересованными лицами в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о принятии административного иска Темиркановой Р.К. к производству суда у судьи имелись основания для отказа в принятии административного иска, поскольку в соответствии с п.1 ч.1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В этой связи решение Нальчикского городского суда КБР от 27 августа 2020 года подлежит отмене, а производство по административному делу - прекращению.
Руководствуясь статьей 308 - 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 27 августа 2020 года отменить, производство по настоящему административному делу прекратить.
Председательствующий М.А. Канунников
судьи А.Б. Думаев
А.Ж. Вологиров