ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-4106/20 от 21.09.2020 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-4106/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 21 сентября 2020 года

Центральный районный суд города Волгограда

в составе: председательствующего судьи Галаховой И.В.,

при секретаре Чусове О.И.,

с участием: административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителей административного ответчика Волгоградской областной Думы ФИО4, ФИО5, представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Волгоградской области ФИО6, действующих на основании доверенностей

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде административное дело по коллективному административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 к Волгоградской областной Думе о признании постановления незаконным; по коллективному иску ФИО3, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, СаМ. М. А., ФИО33, ФИО34, ФИО35 Б.ча, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47 к Волгоградской областной Думе о признании постановления незаконным, возложении обязанности отозвать проект федерального закона

УСТАНОВИЛ:

административные истцы обратились в суд с названными требованиями, мотивировав тем, что они являются жителями Волгоградской области, постановление Волгоградской областной Думы от 20 августа 2020 года №14/762 затрагивает их права на комфортную среду и проживание в избранной часовой зоне, возможная смена часового пояса приведет к нарушению их прав и законных интересов. Переход Волгоградской области из 2-ой в 3-ю часовую зону времяисчисления осуществлен по итогам проведенного 18 марта 2018 года референдума Волгоградской области. Представительный орган государственной власти региона не вправе совершать действия и принимать решения, прямо противоречащие результатам проведенного регионального референдума и высказанного на нем волеизъявления большинства граждан, за исключением того случая, когда последующим референдумом результата предыдущего референдума отменен либо изменен. Оспариваемое решение противоречит решению, принятому на последнем по времени региональном референдуме; нарушает гарантии права граждан на участие референдуме.

Просят суд признать незаконным Постановление Волгоградской областной Думы от 20 августа 2020 года №14/762 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени»; в качестве способа восстановления нарушенного права определить отзыв указанного проекта федерального закона из Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и обязать Волгоградскую областную Думу на основании ст. 92 Регламента Волгоградской областной Думы отозвать указанный проект федерального закона.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против прекращения производства по делу.

Представители административного ответчика Волгоградской областной Думы ФИО4, ФИО5, представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Волгоградской области ФИО6 в судебном заседании не возражали против прекращения производства по делу.

Остальные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления, в случае если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами.

По сути коллективных исков административные истцы заявляют о возможности нарушения их прав в случае последующего изменения порядка исчисления времени на территории Волгоградской области, основанием к чему может явиться постановление Волгоградской областной Думы от 20 августа 2020 года №14/762.

Однако, постановление Волгоградской областной Думы № 14/762 от 20 августа 2020 года о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в ст. 5 ФЗ «Об исчислении времени» фактически является актом законодательной инициативы, не разрешает вопрос о правах и обязанностях граждан Волгоградской области, в том числе административных истцов, сам по себе не порождает правовых последствий для последних, не возлагает на них каких-либо обязанностей. В этой связи оспариваемое постановление очевидно не затрагивает права, свободы и законные интересы административных истцов, и не может нарушать их права.

Оспаривание акта законодательной инициативы отдельно от оспаривания нормативного правового акта как результата законотворческой деятельности не предусмотрено законом, поскольку такой акт направлен на инициирование законотворческого процесса, создает правовые последствия только для субъектов законотворческой деятельности и сам по себе не затрагивает права лиц, на которых будет распространяться действие закона, проект которого вносится в порядке законодательной инициативы.

В отношении позиции ряда административных истцов о нарушении их права на участие в референдуме, гарантированного ч. 2 ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законом Волгоградской области от 31 мая 2007 г. № 1475-ОД «Об областном референдуме», следует отметить, что данное право реализовано административными истцами 18 марта 2018 года при проведении референдума Волгоградской области, по результатам которого принято решения о необходимости внесения в Государственную Думу РФ изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени». Оспариваемый в рамках поступившего административного иска ненормативный акт не разрешает вопросы организации, проведения референдума и не является итогом прямого волеизъявления граждан, соответственно указанные в коллективном иске права также не затрагивает.

Таким образом, поскольку оспариваемым актом Волгоградской областной Думы непосредственно не нарушаются либо иным образом не затрагиваются права административных истцов, производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. 194 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по административному делу по коллективному административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 к Волгоградской областной Думе о признании постановления незаконным; по коллективному иску ФИО3, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, СаМ. М. А., ФИО33, ФИО34, ФИО35 Б.ча, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47 к Волгоградской областной Думе о признании постановления незаконным, возложении обязанности отозвать проект федерального закона – прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 15 дней со дня вынесения определения судом через Центральный районный суд города Волгограда.

Судья: Галахова И.В.