ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-414/18 от 10.01.2019 Одесского районного суда (Омская область)

дело № 2а-9/2019 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тарновского А.В.

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Одесское Одесского района Омской области 10 января 2019 года дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании неверным определения вида разрешенного использования земельного участка и обязывании определить вид разрешенного использования земельного участка «для производственных нужд»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Одесский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании неверным определения вида разрешенного использования земельного участка и обязывании определить вид разрешенного использования земельного участка «для производственных нужд», указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером находящемся по адресу: <адрес>. Данный земельный участок он приобрёл по договору купли-продажи земельного участка №18-9/2010 года от 26.04.2010 года. Земельный участок на момент покупки относился к категории земель населённых пунктов - для производственных нужд. В 2017 году он узнал, что ещё в 2010 году Главой Одесского муниципального района Омской области, постановлением от 26 октября 2010 года №1086, вид условно разрешённого использования земельного участка, был изменён администрацией сельского поселения без его участия, с «для производственных нужд», на «под гостиничное хозяйство». Соответственно была изменена кадастровая оценка земельного участка, что повлекло для него увеличение сумм уплаты налогов. Кадастровая оценка земельного участка с 2010 года не изменялась. Он не согласен с кадастровой оценкой земельного участка, во-первых, потому, что государственная кадастровая оценка в соответствии с содержанием абз.1 ст.24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который говорит о том, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Во-вторых он как собственник земельного участка должен был знать об очередной проводимой кадастровой оценке. Как и когда проводилась кадастровая оценка ему не известно. В-третьих с 2015 года земельный участок используется для размещения БУ Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» в соответствии с государственным контрактом №3 аренды недвижимого имущества от 08 июня 2015 года, то есть вид его разрешённого использования, который ложиться в основу кадастровой оценки никак не может быть «для размещения гостиниц». Полагает, что нарушены его права как налогоплательщика в связи с тем, что очередная кадастровая оценка принадлежащего ему земельного участка должна была быть проведена не позднее чем в 2015 году. При этом должен был принят во внимание факт использования земельного участка - сдачи в аренду предприятию, то есть, что должно было повлиять на вид условно разрешённого использования «для производственных нужд».

Просит признать неверным определение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес> «для размещения гостиниц» с 2015 года по настоящее время.

Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области определить вид разрешённого использования земельного участка «для производственных нужд» с 2015 года.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования по основаниям изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что с 2011 года по настоящее время он является индивидуальным предпринимателем. 26 апреля 2010 года на основании договора купли-продажи земельного участка №18-9/2010 заключенного между Одесским муниципальным районом Омской области и ним он приобрел в собственность земельный участок общей площадью 2454 кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположено бывшее здание конторы ЖКХ, которое в 2015 году он реконструировал. 08 июня 2015 года был заключен государственный контракт №3 аренды недвижимого имущества между Бюджетным учреждением Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» и ним, согласно которого он передал Бюджетному учреждению Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» нежилое здание конторы ЖКХ общей площадью 524,6 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>. За аренду указанного недвижимого имущества он получает от арендатора арендную плату. За земельный участок он ежегодно уплачивает налог как физическое лицо. Он не согласен с тем, что на основании постановления №1086 от 26 октября 2010 года Главы Одесского муниципального района Омской области уточнен вид разрешенного использования для земельного участка земель населенных пунктов площадью 2454 кв.м. кадастровый местоположение: относительно ориентира здания расположенного по адресу: <адрес> «для производственных нужд» на «для размещения гостиниц». Когда вид разрешенного использования земельного участка значился для производственных нужд он уплачивал налог в размере 6000 рублей, в настоящее время он уплачивает налог за земельный участок в размере более 60 000 рублей, поскольку указан вид разрешенного использования земельного участка « для размещения гостиниц». Согласно постановления Главы Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области №33 от 06 апреля 2017 года разрешенный вид использования земельного участка по адресу: <адрес> указан «бытовое обслуживание».

Просит признать неверным определение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес> «для размещения гостиниц» с 2015 года по настоящее время.

Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области определить вид разрешённого использования земельного участка «для бытового обслуживания» с 2016 года.

Представитель административного ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Предоставлены возражения на административное исковое заявление в которых указано, что согласно распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области №1424-р от 12.10.2010 года «О проведении государственной оценки земель населенных пунктов Омской области» в 2011 года запланировано провести государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов и утвержден план мероприятий по проведению работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области.

Вследствии указанного распоряжения в 2010 году Администрация Одесского

муниципального района Омской области начала проводить мероприятия по привидению в соответствие объектов недвижимости находящиеся на территории района на предмет их целевого использования для дальнейшей государственной кадастровой оценки в 2011 году. В ходе проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером находящийся по адресу: <адрес>, имеет вид условно разрешенного использования «для производственных нужд». В то же время собственником данного земельного участка ФИО1 указанный земельный участок использовался для размещения гостиницы.

Согласно Постановления №1086 от 26 октября 2010 года Главы Одесского муниципального района Омской области «Об уточнении вида разрешенного использования для земельного участка» уточнен вид разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером находящегося по адресу: <адрес> «для производственных нужд» на «для размещения гостиниц» в соответствии с видом его функционального использования «для размещения гостиниц».

После смены вида деятельности на указанном выше земельном участке собственник ФИО1 обязан был привести в соответствии с действующим законодательством вид разрешенного использования данного земельного участка, а именно подать заявление по замене вида использования земельного участка в Администрацию Одесского муниципального района Омской области.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием влечет административную ответственность.

Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Выслушав в судебном заседании административного истца и исследовав материалы административного дела суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Согласно ч.1 ст.27 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, по общему правилу подведомственности критериями разграничения дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами являются субъектный состав и характер споров.

Согласно ст.28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с ч.3 ст.26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 09.01.2019 года ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя 27.04.2011 года (л.д.72-74).

Согласно свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Омской области ФИО1 27 апреля 2011 года внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.36).

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 09.01.2019 года Администрация Одесского муниципального района Омской области зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица 27.11.2002 года (л.д.67-71).

В судебном заседании установлено, что согласно договора купли-продажи здания конторы ЖКХ заключенного 24 августа 2009 года между Д.В.В.» «продавец» и ФИО1 «покупатель» следует, что «продавец» продал, а «покупатель» купил в собственность здание конторы ЖКХ расположенное по адресу: <адрес> (л.д.60).

Согласно акта приема-передачи здания конторы ЖКХ составленного 24 августа 2009 года между Д.В.В.» «продавец» и ФИО1 «покупатель» следует, что «продавец» передал, а «покупатель» принял в собственность здание конторы ЖКХ расположенное по адресу: <адрес> (л.д.61).

Судом установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права выданного 11.09.2014 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области ФИО1 на праве собственности принадлежит здание конторы, площадью 277,6 кв.м., кадастровый номер (или условный) расположенное по адресу: <адрес> (л.д.29).

Согласно Постановления Главы Одесского муниципального района Омской области № 360 от 23 апреля 2010 года «О предоставлении в собственность за плату земельного участка», ФИО1 предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов, кадастровый площадью 2454 кв.м.. Местоположение: <адрес> собственность за плату для производственных нужд в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Комитету по экономическим вопросам и имущественным отношениям Одесского муниципального района заключить договор купли- продажи данного земельного участка (л.д.51).

Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 05 апреля 2010 года (выписка из государственного кадастра недвижимости) №5518/201/10-0490 земельный участок площадью 2454 кв.м., кадастровый расположен по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, разрешенное использование для производственных нужд (л.д.52).

В судебном заседании установлено, что согласно договора купли-продажи земельного участка №18-9/2010 заключенного 24 апреля 2010 года между Одесским муниципальным районом Омской области в лице Главы Одесского муниципального района Омской области К.В.Н. «продавец» и ФИО1 «покупатель» следует, что «продавец» обязуется передать в собственность, а «покупатель» принять в собственность земельный участок общей площадью 2454 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером местоположение: <адрес>. На участке располагаются следующие объекты недвижимости: здание конторы ЖКХ, назначение нежилое, общая площадь 277,6 кв.м. Адрес (местоположение): <адрес> (л.д.48-49).

Согласно акта приема-передачи земельного участка составленного 24 февраля 2010 года между Одесским муниципальным районом Омской области в лице Главы Одесского муниципального района Омской области К.В.Н. «продавец» и ФИО1 «покупатель» следует, что «продавец» передал, а «покупатель» принял земельный участок общей площадью 2454 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером местоположение: <адрес>, для производственных нужд в пригодном для использования по назначению состоянии (л.д.50).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права выданного 03.06.2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 2454 кв.м., кадастровый расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов- для производственных нужд (л.д.5).

Согласно распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 12.10.2010 года № 1424-р « О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области» провести в 2011 году за счет средств областного бюджета государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов Омской области (л.д.25).

Согласно Постановления №1086 от 26 октября 2010 года Главы Одесского муниципального района Омской области «Об уточнении вида разрешенного использования для земельного участка» уточнен вид разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером местоположение: относительно ориентира здания расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> «для производственных нужд» в соответствии с видом его функционального использования «для размещения гостиниц» (л.д.9).

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на обьект недвижимости от 05 декабря 2018 года № КУВИ-001/2018-15028806 земельный участок площадью 2454 кв.м., кадастровый расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование :для производственных нужд, для размещения гостиниц. Правообладатель ФИО1 (л.д.6-8).

Судом установлено, что согласно разрешения №6 от 19.02.2015 года выданного Администрацией Одесского муниципального района Омской области, ФИО1 следует, что он реконструировал обьект капитального строительства нежилое здание конторы ЖКХ расположенное по адресу: <адрес>, общая площадь нежилого здания составляет 524,6 кв.м. (л.д.30-31).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права выданного 09.04.2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание конторы, площадью 524,6 кв.м., кадастровый номер (или условный) расположенное по адресу: <адрес> (л.д.38).

В судебном заседании установлено, что 01 сентября 2014 года был заключен государственный контракт №3 аренды недвижимого имущества между Бюджетным учреждением Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» и индивидуальным предпринимателем ФИО1, согласно которого он обязался на условиях настоящего контракта оказать услуги по передаче Бюджетному учреждению Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» нежилого здания конторы ЖКХ общей площадью 277,6 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>. Срок действия государственного контракта аренды недвижимого имущества до 01 августа 2015 года. Арендная плата за владение и пользование арендатором объектом устанавливается из расчета 400 рублей 00 копеек в месяц за 1 кв.м. и составляет 111 040 рублей 00 копеек в месяц (л.д.39-45).

Согласно акта приема-передачи объекта составленного 01 сентября 2014 года между Бюджетным учреждением Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» «арендатор» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 «арендодатель» следует, что «арендодатель» передал, а «арендатор» принял во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 277,6 кв.м. расположенное по адресу: <адрес> (л.д.47).

В судебном заседании установлено, что 08 июня 2015 года был заключен государственный контракт №3 аренды недвижимого имущества между Бюджетным учреждением Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» «арендатор» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 «арендодатель», согласно которого ФИО1 обязался на условиях контракта оказать услуги по передаче Бюджетному учреждению Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» во временное владение и пользование сроком на 5 лет нежилого здания конторы ЖКХ общей площадью 524,6 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>. Срок действия государственного контракта аренды недвижимого имущества до 07 июня 2020 года. Арендная плата за владение и пользование арендатором объектом устанавливается из расчета 390 рублей 00 копеек в месяц за 1 кв.м. и составляет 204 594 рубля 00 копеек в месяц (л.д.10-20).

Согласно акта приема-передачи объекта составленного 08 июня 2015 года между Бюджетным учреждением Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» «арендатор» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 «арендодатель» следует, что «арендодатель» передал, а «арендатор» принял во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 524,6 кв.м., с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес> (л.д.21-22).

Судом установлено, что ФИО1 производит оплату земельного налога за земельный участок площадью 2454 кв.м., кадастровый расположен по адресу: <адрес>, данные обстоятельства подтверждаются налоговыми уведомлениями которые направлялись налоговой инспекцией ФИО1 в 2016-2017 годах (л.д.54-59).

Судом установлено, что ФИО1 обратился в Одесский районный суд Омской области с административным иском к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании неверным определения вида разрешенного использования земельного участка и обязывании определить вид разрешенного использования земельного участка «для производственных нужд» площадью 2454 кв.м., кадастровый расположенного по адресу: <адрес>. В дальнейшем уточнил административные исковые требования о признании неверным определения вида разрешенного использования земельного участка и обязывании определить вид разрешенного использования земельного участка «для бытового обслуживания» площадью 2454 кв.м., кадастровый расположенного по адресу: <адрес> 2016 года.

Суд, исследовав в судебном заседании фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о том, что в данном случае правоотношения носят экономический характер, а спор связан с осуществлением ФИО1 предпринимательской деятельности, поскольку на земельном участке который принадлежит ФИО1 находится нежилое помещение общей площадью 524,6 кв.м., с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>, указанное нежилое помещение передано индивидуальным предпринимателем ФИО1 во временное владение и пользование Бюджетному учреждению Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» и за него ФИО1 получает арендную плату, что подтверждается государственным контрактом №3 аренды недвижимости имущества заключенным 08.06.2015 года между Бюджетным учреждением Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» «арендатор» и индивидуальным предпринимателем ФИО1. В судебном заседании административный истец ФИО1 указал, что он не согласен с определением Главой Администрации Одесского муниципального района Омской области вида использования земельного участка, поскольку от этого зависит размер уплаты земельного налога. На день рассмотрения административного дела в судебном заседании ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, а Администрация Одесского муниципального района Омской области юридическим лицом.

В силу ч.1 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно п.1 ч.1 ст.194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.128 настоящего Кодекса.

В силу п.1 ч.1 ст.128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

По мнению суда критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина и организации, оспаривающих решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

Как следует из материалов административного дела, административным истцом ФИО1 оспариваются действия Администрации Одесского муниципального района Омской области по неверному определению вида разрешенного использования земельного участка площадью 2454 кв.м., кадастровый расположенного по адресу: <адрес>.

По смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

Суд считает, что возникший спор между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и Администрацией Одесского муниципального района Омской области не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.

На основании вышеизложенного суд считает необходимым производству по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании неверным определения вида разрешенного использования земельного участка и обязывании определить вид разрешенного использования земельного участка «для производственных нужд» прекратить.

Руководствуясь ст.ст.194-195 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании неверным определения вида разрешенного использования земельного участка и обязывании определить вид разрешенного использования земельного участка «для производственных нужд» прекратить.

Разъяснить ФИО1, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 15 дней со дня его вынесения, с подачей жалобы через Одесский районный суд Омской области.

Председательствующий: судья А.В. Тарновский