ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-471 от 25.02.2016 Беловского городского суда (Кемеровская область)

Дело №2а-471

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Макаровой Е.В.

при секретаре Хавановой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Белово Кемеровской области

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Кемеровской области о признании недействительным налогового уведомления в части уплаты земельного налога, исчисленного по повышенной налоговой ставке, и начисления пени, обязании установления налоговой ставки,

установил:

ФИО1 обратились в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании недействительным налогового уведомления в части уплаты земельного налога, исчисленного по повышенной налоговой ставке, и начисления пени, обязании установления налоговой ставки.

Просит признать недействительным налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГг. и требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> в части уплаты ею земельного налога на принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 42:21:080:2004:51, площадью 2200 кв.м, с разрешённым использованием – под строительство гостиницы, расположенный по адресу: <адрес>, пгт.Краснобродский, <адрес>, исчисленного по налоговой ставке 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка и начисления пени.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> установить в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 42:21:080:2004:51, площадью 2200 кв.м, с разрешённым использованием – под строительство гостиницы, расположенного по адресу: <адрес>, пгт.Краснобродский, <адрес>, налоговую ставку в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка с даты государственной регистрации её права собственности на земельный участок Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГг.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> в её пользу судебные издержки в размере 3300 рублей, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей; оплаты услуг по составлению искового заявления в размере 3000 рублей.

В дальнейшем административный истец ФИО1 уточнила требования, указывая на то, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, за­ключённого между ней и Муниципальным образованием «Краснобродский городской округ», в лице председателя Муниципального казённого учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом Краснобродского городского округа», ей принадлежит земельный участок с кадастровым номером 42:21:080:2004:51, площадью 2200 кв.м, с разрешённым использованием – под строительство гостиницы, расположен­ный по адресу: <адрес>, пгт.Краснобродский, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от 12.12.2013г.

Данный земельный участок отнесён к категории «Земли населённых пунктов», что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

В соответствии с п.1 ст.83 ЗК РФ землями населённых пунктов признаются зем­ли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов.

Согласно п.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель населённых пунктов могут входить зе­мельные участки, отнесённые в соответствии с градостроительными регламентами к тер­риториальным зонам, в том числе жилым.

Согласно п.5 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями.

Согласно пункту 2 статьи 61 решения Краснобродского поселкового Совета на­родных депутатов от 23.12.2009г. (ред. от 21.05.2013г.) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Краснобродский городской округ» на территории Краснобродского городского округа выделены виды территори­альных зон, определённых Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе жилые (предназначены для проживания населения) (п.1). На территории Краснобродского городского округа, в зависимости от характера застройки, выделены виды жилых зон, в том числе Ж1 – зона застройки индивидуальны­ми жилыми домами (п.2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 решения Краснобродского поселкового Со­вета народных депутатов от 23.12.2009г. (Градостроительные регламенты. Жи­лые зоны. Жилая зона Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами) к ос­новным видам разрешённого использования жилой зоны Ж1 отнесены небольшие гос­тиницы.

Согласно карте градостроительного зонирования территории пгт.Красноброд­ский Краснобродского городского округа (рис. ) и условных обозначений для карты градостроительного зонирования территории Краснобродского городского округа Гене­рального плана муниципального образования «Краснобродский городской округ», ут­верждённого решением Краснобродского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 42:21:080:2004:51 расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами «Ж1» жилой зоны пгт.Краснобродский с разрешённым использованием под строительство гостиницы.

Строительство объекта на указанном земельном участке не начиналось.

Пунктом 5 решения Совета народных депутатов Краснобродского городского ок­руга от 26.11.2010г. (ред. от 25.11.2011г.) «Об установлении земельного налога на территории Краснобродского городского округа» в отношении земельных участков, за­нятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретённых (предоставленных) для жилищного строи­тельства установлена налоговая ставка в размере 0,3 процента (пп.5.1); в раз­мере 1,5 процента – в отношении прочих земельных участков (пп.5.2).

ДД.ММ.ГГГГ ею было получено от Межрайонной ИФНС по Кемеров­ской области требование об уплате до 27.11.2015г. налога на земельный участок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 87787 рублей, исчисленного из кадастровой стоимости земельного участка в 5402298 рублей по налоговой ставке 1,5 процента.

В соответствии с ч.1 ст.394 НК РФ и подпунктом 5.1 решения Совета народных депутатов Краснобродского городского округа от 26.11.2010г. размер подлежащей уплате суммы земельного налога составляет 16206 руб. 89 коп., исходя из следующего расчёта: кадастровая стоимость земельного участка – 5402298 рублей; налоговая ставка – 0,3 процента; 5402298 руб. х 0,3 процента = 16206 руб. 89 коп.

ДД.ММ.ГГГГ она направила ответчику заявление с просьбой произвести пере­расчёт подлежащей уплате суммы земельного налога в соответствии с пунктом 5 реше­ния Совета народных депутатов Краснобродского городского округа от 26.11.2010г. по налоговой ставке 0,3 процента.

Письмом от 04.12.2015г. ответчик отказал ей в перерасчете под­лежащей уплате суммы земельного налога, сославшись на отсутствие в законодательстве Российской Федерации определения «объект инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса». По мнению ответчика, жилищный фонд, это ни что иное как «инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса», на которую начис­ляется налог исходя из ставки 1,5 процента.

Таким образом, совершив действия по применению земельного налога на принад­лежащий ей земельный участок в размере 1,5 процента, установленного пп.5.2 решения Совета народных депутатов Краснобродского городского округа от 26.11.2010г. , ответчик уклоняется от совершения действий по применению земельного налога на при­надлежащий ей земельный участок в размере 0,3 процента, установленного пп.5.1 ука­занного решения.

Действия Межрайонной ИФНС по <адрес> по установлению зе­мельного налога на принадлежащий ей земельный участок в соответствии с пп.5.2 ре­шения Совета народных депутатов Краснобродского городского округа от 26.11.2010г. в размере 1,5 процента, как для «прочих земельных участков», а не в соответствии с пп.5.1 данного решения в размере 0,3 процента, как для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретённых (предоставленных) для жилищного строительства, а также требование Межрайонной ИФНС по <адрес> об уплате зе­мельного налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в повышенном размере, не соответст­вующем подпункту 5.1 решения Совета народных депутатов Краснобродского городско­го округа от 26.11.2010г. , считает незаконными, нарушающими её права и закон­ные интересы.

Размер указанного в требовании земельного налога исчислен в наруше­ние норм Налогового кодекса Российской Федерации и нормативного правового акта представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается на­стоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов му­ниципальных образований и обязателен к уплате на территориях муниципальных образо­ваний (п.1); устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой (п.2).

Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности.

Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как ка­дастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса (ч.1).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать подробные данные об основаниях взи­мания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, кото­рые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В направленном ей требовании об уплате земельного налога не указаны данные об основаниях взимания земельного налога, а именно: не указаны законы Россий­ской Федерации и нормативные правовые акты Краснобродского городского округа, ус­танавливающие размер налоговой ставки земельного налога на принадлежащий ей зе­мельный участок.

В части обоснования отнесения принадлежащего ей земельного участка, предос­тавленного для строительства гостиницы и объекта строительства – гостиницы, к жи­лищному фонду, и применения в отношении земельного участка ставки земельного нало­га в размере 0,3%от кадастровой стоимости земельного участка, считает необходимым указать следующее.

Абзацем 3 статьи 275.1 НК РФ к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих.

В силу пп.1 п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, или предоставленных для жилищного строительства или приобретённых (предоставленных) для жилищного строительства.

Согласно пункту 5 решения Совета народных депутатов Краснобродского город­ского округа от 26.11.2010г. «Об установлении земельного налога на территории Краснобродского городского округа», в отношении земельных участков, занятых жи­лищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объ­ект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретённых (предоставленных) для жилищно­го строительства установлена налоговая ставка в размере 0,3 процента (пп.5.1); в разме­ре 1,5 процента – в отношении прочих земельных участков (пп.5.2).

По мнению налогового органа, к земельным участкам, приходящимся на объек­ты, не относящиеся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, при исчислении земельного налога применяется ставка, предусмотренная для прочих земельных участков, что означает: для земельного участка с кадастровым номером 42:21:080:2004:51, предназначен­ного под строительство гостиницы, не относящейся к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса, применяется ставка, предусмотренная для прочих зе­мельных участков – 1,5 процента. При этом налоговый орган не приводит никаких све­дений о принадлежности либо непринадлежности гостиницы к жилищному фонду.

Понятие жилищного фонда содержится в статье 19 ЖК РФ. Под жилищным фон­дом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Пунктом 4 части 3 статьи 19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей ис­пользования жилищный фонд подразделяется, в числе прочего, на жилищный фонд ком­мерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственни­ками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

В силу ч.4, 5 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд в Российской Федерации подлежит государственному учёту, что связано с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям.

В соответствии с ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В силу ч.1 ст.16 ЖК РФ к жилым помещениям относится, в том числе, жилой дом. Жилым домом признаётся индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2 ст.16 ЖК РФ). Комнатой признаётся часть жилого дома или квартиры, пред­назначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч.4 ст.16 ЖК РФ).

Согласно п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и под­лежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. , жилое помещение должно быть обеспечено инженерными система­ми (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция).

Она является собственником данного земельного участка на основании договора ку­пли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между ней и Муни­ципальным образованием «Краснобродский городской округ», по итогам открытого аук­циона от 20.11.2013г. По продаже земельного участка, что подтверждается уведомлени­ем МКУ «КУМИ Краснобродского городского округа» от 20.11.2013г. о признании её победителем указанного аукциона.

В извещении о проведении торгов 3-10/13 ОА указано, что параметры разрешён­ного строительства определяются действующими строительными нормами и прави­лами. При этом прилагаемые к аукционной документации технические условия под­ключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения определены на основа­нии «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» и «Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Все необходимые и согласованные КУМИ технические условия строи­тельства объекта и на его присоединение к сетям холодного водоснабжения и водоотве­дения, теплоснабжения, энергоснабжения приложены к договору купли-продажи зе­мельного участка.

Из технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения следует, что подлежащая предназначенная для строительства гостиница подлежит подключению через присоединённую сеть к объектам инженерной инфра­структуры жилищно-коммунального комплекса: отоплению, водопроводу, канализации, водоснабжению, электроосвещение и др.

Как указано выше, в соответствии с п.1 ст.83 ЗК РФ землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населён­ных пунктов.

Согласно п.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель населённых пунктов могут вхо­дить земельные участки, отнесённые в соответствии с градостроительными регламента­ми к территориальным зонам, в том числе жилым. Согласно п.5 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями.

Для того, чтобы к данным категориям земель применять ставку, не превышающую 0,3%, данные категории земель должны использоваться по назначению – для строитель­ства жилищного фонда.

Из изложенного следует, что здание гостиницы, по определению, отвечает всем признакам жилого дома: является индивидуально-определённым зданием, состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в дан­ном здании, а, следовательно, является объектом, относящимся к жилищному фонду. Также для размещения на территории спорного земельного участка предусмотрены и со­гласованы КУМИ сооружения инженерной инфраструктуры коммунального комплекса, необходимые для обслуживания здания гостиницы предназначение для использования для нужд потребителей.

Аналогичные выводы сделаны ФАС <адрес> в Постановлении от 29.11.2011г. по делу №А62-784/2011, согласно которому ставка земельного налога 0,3% применяется для земельных участков, занятых жилищным фондом и гостиницами (Обзор судебной практики по налоговым спорам – журнал «Налоговый вестник» 2012 года ).

Таким образом, действиями ответчика по направлению ей требования об уплате земельного налога на неё незаконно возложена обязанность уплачивать зе­мельный налог на принадлежащий ей земельный участок в повышенном размере, чем нарушены её права и законные интересы на уплату земельного налога в соответствии с пп.5.1 решения Совета народных депутатов Краснобродского городского округа от 26.11.2010г. (ред. от 25.11.2011г.) «Об установлении земельного налога на террито­рии Краснобродского городского округа», созданы препятствия к осуществлению её прав и реализации законных интересов.

Просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС по Кемеровской об­ласти по установлению земельного налога на принадлежащий ей, ФИО1­не, на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 42:21:080:2004:51, площадью 2200 кв.м, с разрешённым использованием – под строительство гостиницы, расположенный по адресу: <адрес>, пгт.Краснобродский, <адрес>, в соответствии с пп.5.2 решения Совета народных депутатов Краснобродского городского округа от 26.11.2010г. (ред. от 25.11.2011г.) «Об установлении земельного налога на территории Краснобродского городского округа», в размере налоговой ставки 1,5 про­цента, как для «прочих земельных участков».

Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Фе­деральной налоговой службы по <адрес> в части уплаты ею земельного налога на принадлежащий ей на праве собственности зе­мельный участок с кадастровым номером 42:21:080:2004:51, площадью 2200 кв.м, с разрешённым использованием – под строительство гостиницы, расположенный по адресу: <адрес>, пгт.Краснобродский, <адрес>, в размере 87787 рублей, исчис­ленного по налоговой ставке 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Обязать Межрайонную ИФНС по <адрес> установить земель­ный налог на принадлежащий ей на праве собственности зе­мельный участок с кадастровым номером 42:21:080:2004:51, площадью 2200 кв.м, с разрёшенным использованием – под строительство гостиницы, расположенный по адресу: <адрес>, пгт.Краснобродский, <адрес>, в соответствии с пп.5.1 реше­ния Совета народных депутатов Краснобродского городского округа от 26.11.2010г. (ред. от 25.11.2011г.) «Об установлении земельного налога на территории Красно­бродского городского округа» в размере налоговой ставки 0,3 процента, как для земель­ных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жи­лищно-коммунального комплекса или приобретённых (предоставленных) для жилищно­го строительства, с даты государственной регистрации её права собственности на земельный участок Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГг.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> в её пользу судебные издержки в размере 3300 рублей, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей, оплаты услуг по составлению искового заявления в размере 3000 рублей.

Административный истец ФИО1в судебное заседание не явилась, о времени и месте, которого извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в её отсутствие.

Представитель административного истца ФИО1ФИО3, действующий по доверенности от 05.11.2015г., в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме.

Представитель административного ответчика Межрайонной Инспекции ФНС России по <адрес>ФИО4, действующая по доверенности от 16.02.2016г., в судебном заседании административный иск не признала, просит оставить его без рассмотрения, поскольку административным истцом не соблюдён установленный законом досудебный порядок урегулирования административного спора.

Представитель заинтересованного лица Администрации Краснобродского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещён надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя административного истца, полагающегося на усмотрение суда, не отрицающего, что оспариваемые акты налогового органа ненормативного характера, а также его действия не были обжалованы административным истцом в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, представителя административного ответчика, просившего административный иск оставить без рассмотрения, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании недействительным налогового уведомления в части уплаты земельного налога, исчисленного по повышенной налоговой ставке, и начисления пени, обязании установления налоговой ставки оставить без рассмотрения на основании п.1 ч.1 ст.196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которым суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюдён досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Согласно ч.2 ст.138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании недействительным налогового уведомления в части уплаты земельного налога, исчисленного по повышенной налоговой ставке, и начисления пени, обязании установления налоговой ставки оставить без рассмотрения.

На определение может быть подана частная жалоба в Кемеровский областной суд в течение пятнадцати дней.

Судья Е.В. Макарова