ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-4809/2023 от 16.08.2023 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-4809/2023

Определение

16 августа 2023 года город Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Биккининой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Бакаевой К.Р.,

с участием административного истца Забирова Р.К., его представителя по доверенности Шапошникова И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Забирова Р.К. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании незаконными действий, возложении обязанности исключить объект недвижимого имущества из перечня, произвести перерасчет налога

УСТАНОВИЛ:

Забиров Р.К. предъявил в суд административное исковое заявление к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Межрайонной ИФНС России №3 по Республику Башкортостан, в котором просит признать незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выразившиеся во включении в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес> под порядковым номером в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена в размер 2 процента от его кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов Забирова Р.К. путем исключения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу РБ, <адрес> из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как 2 процента их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, разместив в установленном порядке на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения об исключении указанных объектов из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах налоговая база определяется как 2 процента от их кадастровой стоимости; обязать Межрайонную ИФНС №3 по Республике Башкортостан произвести перерасчет налога на объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> с учетом исключения из Перечня.

Исковые требования мотивированы тем, что Забиров Р.К. как физическое лицо является собственником нежилого здания АБК с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ Министерство издало приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в ДД.ММ.ГГГГ году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В пункты Перечня к приказу от ДД.ММ.ГГГГ в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2017 год включен объект недвижимого имущества, принадлежащий Забирову Р.К. нежилое здание АБК с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Истец не согласен со включением здания в Перечень к приказу от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку имеет место быть нарушение п. 2 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем Забиров Р.К. вынужден был обратиться в суд с заявленными требованиями. Объект недвижимости Забирова Р.К. расположенный на земельных участках имеющий вид разрешенного использования: для размещения производственной базы. Данный вид разрешенного использования подтверждает, что он не предусматривает размещение на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания и помещения (для размещения производственной базы), не свидетельствует о размещении на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных п. 3 ст. 378.2 НК РФ условий отнесения зданий и помещений к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости. Спорный объект недвижимости, принадлежащий Забирову Р.К. на праве собственности, является зданиями АКБ и по своим характеристикам не отвечает ни одному из критериев, установленных п. 4 ст. 378.2 НК РФ. Собственник здания АКБ Забиров Р.К. является физическим лицом. И если за ДД.ММ.ГГГГ ему был выставлен счет для уплаты налога в размере 27 000 руб., то с 2018 года налоги выросли сразу в 10 раз и составили более 270 000 руб. На основании ст. 373 НК РФ Забиров Р.К. является плательщиком налога на имущество организаций.. При этом, в соответствии с п. 2 ст. 375 и п. 2 ст. 378 НА КФ налоговая база в отношении спорных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства затрагивают права и обязанности Забирова Р.К. как плательщика налога на имущество организаций. В соответствии в абз. 11 ст. 24.18 Закона основанием пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте. Поскольку здание АКБ ветхое и требует капитального ремонта, и его износ не был учтен при расчете кадастровой стоимости Забиров Р.К. ранее обратился с административным исковым заявлением в Верховный Суд Республики Башкортостан об изменении кадастровой стоимости. До обращения с данным административным исковым заявлением в суд Забиров Р.К. в ДД.ММ.ГГГГ года обратился к административному ответчику с заявлением об исключение из Перечня здания АКБ. ДД.ММ.ГГГГ в своем ответе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан рекомендовало обратиться по вопросу изменения кадастровой стоимости. Поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году объект недвижимости не был включен в Перечень, то ДД.ММ.ГГГГ Забиров Р.К. обратился с письменных запросом в электронной форме в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан за разъяснение о ом, почему объект недвижимого имущества с кадастровым номером попал в Перечень и исключен данный объект из него в указанном периоде. Ответ на запрос не получен. В ДД.ММ.ГГГГ года обратился с письменным заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <адрес> и просил пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости здания АБК с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> также просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости. В конце апреля 2020 года Забиров Р.К. получил уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , после чего обратился с административным иском в суд. Решением Верховного Суда Республики Башкортостан по делу № 2а-715/2020 было удовлетворено административное исковое заявление Забирова Р.К. к Правительству Республики Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об установлении кадастровой стоимости нежилого здания. Между тем здание АКБ не эксплуатируется Забировым Р.К., так как земельный участок требует капитального ремонта подъездных путей и не может эксплуатироваться по назначению. В настоящее время Межведомственная комиссия в соответствии с протоколом заседания по рассмотрению заявления Забирова Р.К. об актуализации перечня объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость рекомендовано Минземимуществу РБ исключить объект недвижимого имущества с кадастровым номером из Перечня. Минземимущество рекомендацию Межведомственной комиссии приняли на исполнении. Несмотря на это ИФНС № 3 по РБ налог за ДД.ММ.ГГГГ год исчисляет по ставке 2 %.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Забиров Р.К. предъявил в суд письменное заявление об уточнении административных исковых требований, в котором просит признать незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выразившиеся во включении в ДД.ММ.ГГГГ году, ДД.ММ.ГГГГ году, ДД.ММ.ГГГГ году, и ДД.ММ.ГГГГ году объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> под порядковым номером в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в размере 2 процента от его кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан; признать незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выразившиеся во включении в ДД.ММ.ГГГГ году объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> под порядковым номером 2288 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в размере 1,5 процента от его кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов Забирова Р.К. путем исключения в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в размере 1,5-2 процента их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, разместив в установленном порядке на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационного-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения об исключении указанных объектов из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах налоговая база определяется как 2 процента от их кадастровой стоимости; обязать МИФНС России по РБ произвести перерасчет налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года на объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> учетом исключения из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в размере 2 процента от его кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан.

Определением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено правительства Республики Башкортостан.

Административный истец Забиров Р.К. и его представитель по доверенности Шапошников И.М. в судебном заседании отказались от административных исковых требований к МИФНС России № 3 по Республике Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, пояснив, что после обращения в суд с административным иском административные ответчики исключили объект недвижимого имущества Забирова Р.К. из списков в заявленные периоды, а ИФНС по РБ пересчитала налоги в сторону уменьшения, в чем административный истец убедился лично ДД.ММ.ГГГГ, обратившись в налоговый орган. Последствия отказа от иска разъяснены и понятны. В части взыскания судебных расходов требования поддерживают, просят взыскать судебные расходы в размере 7000 руб. с Правительства Республики Башкортостан.

Административные ответчики Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, МИФНС России № 3 по Республике Башкортостан, Правительство Республике Башкортостан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно ч. 1, 3 ст. 157 КАС РФ изложенное в письменной форме заявление об отказе от административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. В случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу, в случае если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Частью 1 статьи 195 КАС РФ предусмотрено, что производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

При таких обстоятельствах, учитывая, что отказ административного истца от административного искового заявления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять указанный отказ, в связи с чем, производство по настоящему административному делу подлежит прекращению.

Разрешая требования административного истца в части взыскания судебных издержек по настоящему административному делу, суд приходит к следующему.

Порядок возмещения судебных расходов по административным делам урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".

В соответствии с частью 1 статьи 103 и пункта 4 статьи 106 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя.

Распределение судебных расходов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 111 КАС РФ.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (статья 112 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 113 КАС РФ при отказе административного истца от административного искового заявления понесенные им судебные расходы административным ответчиком не возмещаются. Административный истец возмещает административному ответчику расходы, понесенные им в связи с ведением административного дела. В случае, если административный истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их административным ответчиком после предъявления административного искового заявления, все понесенные административным истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе административного истца взыскиваются с административного ответчика.

Учитывая, что производство по административному делу № 2а-4809/2023 по настоящему административному исковому заявлению Забирова Р.К. прекращено в связи с отказом административного истца от исковых требований ввиду добровольного удовлетворения требований административным ответчиком, следовательно, имеются правовые основания для взыскания в его пользу судебных расходов, понесенных им при рассмотрении дела.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10).

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

В связи с рассмотрением административного дела административным истцом понесены судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 7000 руб.

Указанные расходы подтверждены договором поручения от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 7000 руб.

Определяя лицо, с которого подлежат взысканию судебные издержки, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 N 35 утверждено Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Согласно пункта 3.94 указанного Положения Минземимущество РБ в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет: формирование и уточнение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, направление указанного перечня и изменений в нем в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, а также размещение его на официальном сайте Минземимущества РБ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и (или) помещений; рассмотрение обращений заявителей по вопросам включения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, или исключения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений из указанного перечня; принятие решения об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и внесении в него изменений.

Принимая во внимание, что административный истец отказался от исковых требований в связи с добровольным исполнением требований административным ответчиком, а также категорию спора и продолжительность рассмотрения дела, объем оказанных юридических услуг, участие представителя в судебных заседаниях, требования разумности и справедливости, отсутствие возражений административных ответчиков о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек и не представлении доказательства чрезмерности взыскиваемых расходов, суд находит подлежащим удовлетворению ходатайства административного истца Забирова Р.К. о взыскании судебных издержек с административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в общем размере 7000 руб.

Доводы представителя административного истца о том, что судебные расходы следует взыскивать с административного ответчика Правительства Республики Башкортостан судом отклоняются, поскольку органом, осуществляющим формирование и уточнение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и направление указанного перечня и изменений в нем в электронной форме в Управление ФНС по Республике Башкортостан является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 46, 111, 113, 157, 194, 195 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять от административного истца Забирова Р.К. отказ от административных исковых требований к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, МИФНС России № 3 по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании незаконными действий, возложении обязанности исключить объект недвижимого имущества из перечня, произвести перерасчет налога.

Производство по административному делу № 2а-4809/2023 по административному исковому заявлению Забирова Р.К. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, МИФНС России № 3 по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выразившиеся во включении в ДД.ММ.ГГГГ году, ДД.ММ.ГГГГ году, ДД.ММ.ГГГГ году, и ДД.ММ.ГГГГ году объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> под порядковым номером в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в размере 2 процента от его кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан; признании незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выразившиеся во включении в ДД.ММ.ГГГГ году объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> под порядковым номером в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в размере 1,5 процента от его кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан; обязании Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов Забирова Р.К. путем исключения в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в размере 1,5-2 процента их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, разместив в установленном порядке на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационного-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения об исключении указанных объектов из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах налоговая база определяется как 2 процента от их кадастровой стоимости; обязании МИФНС России № 3 по РБ произвести перерасчет налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года на объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> учетом исключения из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в размере 2 процента от его кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан, - прекратить ввиду отказа административного истца от иска и принятия отказа судом.

Административному истцу разъяснить последствия прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 195 КАС РФ, согласно которым повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям не допускается.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Забирова Романа Кимовича судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 руб.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение пятнадцати дней со дня вынесения через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Судья: (подпись) Т.А. Биккинина

Копия верна. Судья: Т.А. Биккинина