ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-482/2021УИД от 15.12.2021 Нелидовского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а- 482/2021 УИД № 69RS0021-01-2021-001654-42

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Нелидово 15 декабря 2021 года

Нелидовский межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Ю.,

при секретаре Бредихиной Ю.А.,

с участием помощника Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области Кондратьевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 641, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 636, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 593, Территориальной избирательной комиссии Оленинского района Тверской области, Территориальной избирательной комиссии Нелидовского округа Тверской области, Избирательной комиссии Тверской области об отмене итогов голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области,

У С Т А Н О В И Л:

Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений административного искового заявления) к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 641, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 636, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 593 об отмене решения участковых избирательных комиссий №№ 641,636,593 о подведении итогов голосования, оформленных протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу по избирательному участку № 641, протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу по избирательному участку № 636, протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу по избирательному участку № 593; обязании соответствующих избирательных комиссий №№ 641,636,593 провести повторный подсчет голосов избирателей, по итогам подсчета принять решение об утверждении результатов выборов, соответствующих волеизъявлению избирателей.

Свои исковые требования истец мотивировал тем, что 19 сентября 2021 года на территории Тверской области состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва.

Постановлением № 40/4547-7 от 21 сентября 2021 года Избирательная комиссия Тверской области постановила подписать протокол избирательной комиссии Тверской области о результатах выборов по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного собрания Тверской области седьмого созыва 19 сентября 2021 года.

Постановлением Избирательной комиссии Тверской области № 21/286-7 от 6 августа 2021 года зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области» на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва. Соответственно, Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области, применительно к выборам депутатов Законодательного собрания Тверской области, обладает статусом избирательного объединения.

Административный истец считает, что итоги голосования выборов по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного собрания Тверской области седьмого созыва по избирательному участку № 641, избирательному участку № 636, избирательному участку № 593 подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ст.5 Избирательного кодекса Тверской области от 7 апреля 2003 года № 20-ЗО установлено, что активным избирательным правом на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

Таким образом, совершать действия по внесению в список избирателей и выдаче бюллетеня для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области по одномандатному округу возможно было только в отношении лиц, которые имеют постоянную регистрацию на территории данного одномандатного округа.

На выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области применялся электронный сервис «Мобильный избиратель», который позволял голосовать по месту своего нахождения, а не по месту постоянной регистрации.

В ходе голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области 17-19 сентября 2021 года представителями избирательных объединений, кандидатами, наблюдателями были выявлены факты выдачи бюллетеней избирателям, не обладавшим активным избирательным правом на соответствующих выборах, и факты голосования таких избирателей.

В соответствии с п.17 ст.64 Избирательного кодекса Тверской области, недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям «за» и «против», или в которых число отметок в указанных квадратах превышает количество голосов, которым наделяется избиратель. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его действительности или недействительности. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

В строке 10 протокола об итогах голосования по единому избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области по избирательному участку № 641 указано число недействительных бюллетеней 3, по избирательному участку № 636 указано число недействительных бюллетеней 46, по избирательному участку № 593 указано число недействительных бюллетеней 24.

По мнению административного истца, участковыми избирательными комиссиями №№ 641, 636, 593 требуемые законом действия для признания бюллетеней недействительными не проводились. Причины признания бюллетеней в количестве 73 штук недействительными, неизвестны, что влияет на правильность и достоверность подсчета бюллетеней и на определение итогов голосования.

В соответствии с п.14 ст.64 Избирательного кодекса Тверской области члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по позиции «за» и «против», содержащимся в избирательном бюллетене, одновременно отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержащихся двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

Административный истец считает, что участковыми избирательными комиссиями №№ 641, 636, 593 требуемые законом действия при сортировке и подсчете бюллетеней не производились, в том числе бюллетени не представлялись для визуального контроля. Удостовериться в правильности подсчета бюллетеней лица, присутствующие при подсчете, возможности не имели, что влияет на правильность и достоверность подсчета бюллетеней и на определение итогов голосования.

В соответствии с п.1 ст.64 Избирательного кодекса Тверской области в первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносимых ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных избирательных бюллетеней, все избирательные бюллетени, находящиеся в данном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указывается фамилия и инициалы членов участковой избирательной комиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке избирательных бюллетеней.

В итоговом протоколе Участковой избирательной комиссией участка № 641 число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках (строка 8 в протоколе), оказалось больше числа бюллетеней, выданных вне помещения для голосования (строка 6 в протоколе), что в соответствии с вышеназванными нормами должно означать признание всех бюллетеней в переносных ящиках недействительными. Учитывая, что данная норма не была соблюдена комиссией, у административного истца есть основания полагать, что на названном избирательном участке был осуществлен «вброс» бюллетеней, поэтому реальное волеизъявление по данному УИК невозможно.

На основании всего вышеизложенного, административный истец считает, что участковыми избирательными комиссиями №№ 641, 636, 593 нарушены права и законные интересы избирательного объединения Региональное отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области о равенстве прав кандидатов, о проведении выборов на основании и в соответствии с законом. Эти нарушения повлияли на определение результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области по единому избирательному округу, в том числе на порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, предусмотренный ст.65.1 Избирательного кодекса Тверской области, что нарушило пассивное избирательное право кандидатов, включенных в список кандидатов избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области.

Указанные нарушения, по мнению административного истца, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, что в соответствии с п.«б» ч.1.2 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и п.«б» ч.1.2 ст.73 Избирательного кодекса Тверской области является основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования.

Определением Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 26 ноября 2021 года при подготовки административного дела к судебному разбирательству привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков – Территориальная избирательная комиссия Оленинского района Тверской области, Территориальная избирательная комиссия Нелидовского округа Тверской области, Избирательная комиссия Тверской области.

Представитель административного истца – Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области Гончарова Е.И., действующая на основании протокола общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области от 5 июля 2021 года, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменное заявление об отказе от административных исковых требований в полном объеме на основании ст.46 и ст.157 КАС РФ. Последствия отказа от административного иска, предусмотренные ст.ст.194 и 195 КАС РФ, административному истцу разъяснены и понятны.

Представитель административного ответчика – Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 641 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела или о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.

Представитель административного ответчика – Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 636 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела или о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.

Представитель административного ответчика – Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 593 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела или о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.

Представитель административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Оленинского района Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Нелидовского округа Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – Избирательной комиссии Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего необходимым прекратить производство по административному делу, в связи с отказом административного истца от иска, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно ч.1 ст.242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1-4 и 6 части 1 и частью 2 статьи 194 данного Кодекса, а по административным делам, связанным с отказом в регистрации кандидата или отмене регистрации кандидата, также по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 194 этого же Кодекса.

В силу п.3 ч.1 ст.194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Отказ административного истца от административного иска заявлен добровольно, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц.

Суд считает возможным принять отказ административного истца от административного иска и производство по делу прекратить, так как это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Последствия отказа от административного иска, предусмотренные ст.ст.194 и 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административному истцу понятны.

При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей 00 копеек, которую представитель административного истца просит вернуть.

В соответствии со ст.103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст.105 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность возврата уплаченной государственной пошлины.

Согласно абз.2 п.3 ч.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.

Поскольку производство по административному делу прекращено, в связи с отказом административного истца от административного иска до принятия решения судом, административному истцу подлежит возврату уплаченная государственная пошлина в размере 70% от уплаченной суммы, что составляет 1 400 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст.46,194,198,199,242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Принять отказ административного истца - Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области от административных исковых требований к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 641, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 636, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 593, Территориальной избирательной комиссии Оленинского района Тверской области, Территориальной избирательной комиссии Нелидовского округа Тверской области, Избирательной комиссии Тверской области об отмене итогов голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области.

Производство по административному делу № 2а-482/2021 по административному исковому заявлению Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 641, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 636, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 593, Территориальной избирательной комиссии Оленинского района Тверской области, Территориальной избирательной комиссии Нелидовского округа Тверской области, Избирательной комиссии Тверской области об отмене итогов голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области, прекратить.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Возвратить административному истцу - Региональному отделению Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области государственную пошлину в сумме 1 400 (одна тысяча четыреста) рублей 00 копеек.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 5 по Тверской областивозвратить Региональному отделению Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области государственную пошлину в сумме 1 400 (одна тысяча четыреста) рублей 00 копеек, уплаченную по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Тверское отделение № 8607/155 от 28 сентября 2021 года в сумме 2000 рублей 00 копеек, за рассмотрение административного искового заявления.

Определение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи частной жалобы через Нелидовский межрайонный суд Тверской области в течение пяти дней.

Председательствующий Н.Ю. Иванова

Дело № 2а- 482/2021 УИД № 69RS0021-01-2021-001654-42