ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-506/20 от 18.01.2021 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-57/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

с. Красноборск 18 января 2021 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Беляковой Е.С.,

при секретаре Смеловой Н.В.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации МО «Алексеевское» к контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области об оспаривании предписания от 02.12.2020,

У С Т А Н О В И Л:

администрация МО «Алексеевское» обратилась в суд с административным иском к контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области об оспаривании предписания от 02.12.2020.

В обоснование требований указали, что по результатам внеплановой выездной проверки контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области администрации МО «Алексеевское» 02.12.2020 выдано предписание о возврате в областной бюджет суммы причиненного ущерба в размере 293 240,06 рублей. С данным предписанием не согласны, поскольку были выполнены иные виды работ, наиболее необходимые для модернизации сети в с. Красноборск.

В судебном заседании административный истец представитель администрации МО «Алексеевское», административный ответчик представитель контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области участия не приняли, о времени и месте его проведения извещены.

Административный ответчик в ходатайстве, направленном в суд, просил передать рассмотрение данного спора по подведомственности в арбитражный суд Архангельской области, поскольку требование об оспаривании предписания вытекает из бюджетно-финансовых отношений при использовании бюджетных средств и связано с экономической деятельностью органа местного самоуправления.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 46, частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ст. 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Так, частями 1 - 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных этим же кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Из смысла вышеприведенных правовых актов следует, что подведомственность дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами определяется исходя из характера спорных правоотношений и их субъектного состава.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административным истцом заявлены требования о признании незаконным предписания контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области от 02.12.2020.

Согласно Положению о контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 №216-пп, контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере внутреннего государственного финансового контроля (исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере).

Инспекция осуществляет следующие полномочия в сфере своего ведения: осуществление внутреннего государственного финансового контроля в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области в отношении, в том числе финансовых органов муниципальных образований Архангельской области, главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств муниципальных образований Архангельской области - при предоставлении соответствующим местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области межбюджетных трансфертов или бюджетных кредитов из областного бюджета (п. 8 Положения).

Инспекция относится к органам внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с положениями п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Из материалов административного дела следует, что заявленные администрацией МО «Алексеевское» требования связаны с экономической деятельностью органа местного самоуправления и вытекают из бюджетно-финансовых отношений при использовании бюджетных средств (субсидии из областного бюджета), в связи с чем, как по субъектному составу, так и по характеру спорных правоотношений не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

В соответствии с п. 2.1 ст. 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

На основании изложенного административное дело по административному исковому заявлению администрации МО «Алексеевское» к контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области об оспаривании предписания от 02.12.2020 подлежит передаче в арбитражный суд Архангельской области.

Руководствуясь ст. 27 КАС РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

административное дело по административному исковому заявлению администрации МО «Алексеевское» к контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области об оспаривании предписания от 02.12.2020 передать на рассмотрение в арбитражный суд Архангельской области.

На определение может быть подана частная жалоба в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области в течение 15 дней со дня вынесения.

Судья Е.С. Белякова