ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-5350/19 от 06.03.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Королев Р.В.

УИД 16RS0049-01-2019-007156-29

№2а-5350/2019

№33а-3225/2020

Учет 027а

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Верховный Суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухамедзяновой В.Р.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по частной жалобе ФИО1 на определение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 2 декабря 2019 года, которым постановлено:

оставить административное исковое заявление ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Ново-Савиновского РОСП г. Казани ФИО2, УФССП по РТ об оспаривании постановления, обязании совершить действия без рассмотрения,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании двух постановлений судебного пристава-исполнителя Ново-Савиновского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее – Ново-Савиновский РОСП г.Казани Управления ФССП России по Республике Татарстан) ФИО2 от 16 октября 2019 года об отказе в удовлетворении его ходатайств от 9 октября 2019 года о передаче исполнительного производства на исполнение в Кировский РОСП г.Казани Управления ФССП России по Республике Татарстан и возложении на административного ответчика обязанности снять временное ограничение на пользование должником правом на управление транспортными средствами.

Административное исковое заявление подписано представителем административного истца ФИО3, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности от 6 марта 2019 года.

Административное исковое заявление принято к производству Ново-Савиновского районного суда г.Казани и определением суда от 19 ноября 2019 года на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело слушанием отложено на 2 декабря 2019 года; стороне административного истца предложено предоставить документы, подтверждающие полномочия ФИО3

28 ноября 2019 года в суд представлена копию диплома представителя административного истца.

Определением суда от 2 декабря 2019 года административное исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании статьи 196 КАС РФ.

В частной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене указанного определения суда от 2 декабря 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель частной жалобы считает, что судом неправильно применены норм процессуального права, настаивает на наличии оснований для разрешения заявленных им требований. Указывается, что наличие у его представителя высшего юридического образования подтверждается дипломом ТИСБИ.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте настоящего судебного заседания.

Административный истец ФИО1 представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ново-Савиновского РОСП г.Казани Управления ФССП России по Республике Татарстан ФИО2 и заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явились.

Административный ответчик Управление ФССП России по Республике Татарстан своего представителя в суд не направило.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 КАС РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Суд считает, что определение подлежит оставлению без изменения.

На основании части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

Частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда (часть 2.1 статьи 315.КАС РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 29 КАС РФ в случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать административные дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

Если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению в частности прилагаются доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем (пункт 5 части 1 статьи 126 КАС РФ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у ФИО3 высшего юридического образования, с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о том, что административное исковое заявление подписано лицом, не имеющим на это полномочий, и оставил административное исковое заявление без рассмотрения.

Суд апелляционной инстанции считает такой правовой подход суда к разрешению данного дела правильным.

На основании части 1 статьи 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия (часть 3 статьи 55 КАС РФ).

Согласно пунктам 2 - 4 части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») высшим образованием в Российской Федерации являются бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.

Приказом Министерства образования и науки от 12 сентября 2013 г. N 1061 утверждены перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации.

Имеющими высшее юридическое образование признаются лица, прошедшие обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры либо подготовки кадров высшей квалификации по направлению подготовки (специальности) "юриспруденция" с присвоением квалификации "бакалавр", "магистр", "юрист", "судебный эксперт", "исследователь", "преподаватель-исследователь".

Пунктами 2 - 5 части 7 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что высшее образование - бакалавриат подтверждается дипломом бакалавра; высшее образование - специалитет подтверждается дипломом специалиста; высшее образование - магистратура подтверждается дипломом магистра; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры).

Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.

С учетом изложенного соблюдение требований части 1 статьи 55 КАС РФ о наличии высшего юридического образования у лиц, выступающих представителями в суде, может подтверждаться дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра, дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности, дипломом кандидата наук или дипломом доктора наук.

Сведения о наличии у представителя высшего юридического образования, полученного до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», могут также подтверждаться иными документами, выданными в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием.

Как следует из материалов дела, 1 сентября 1992 года ФИО3 зачислен на 1 курс агрономического факультета очного отделения Казанского сельскохозяйственного института и 31 февраля 1997 года отчислен в связи с окончанием академии.

С 7 декабря 1998 года по 20 сентября 1999 года ФИО3 проходил обучение в Республиканском учебно-методическом центре на базе Татарского института содействия бизнесу.

14 сентября 1999 года ему выдан диплом ПП №196300 Татарского института содействия бизнесу о профессиональной переподготовке по программе «Социально-правовая поддержка населения», удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение профессиональной деятельности в сфере юриспруденции и социальной работы.

В соответствии с утратившими силу Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» и Федеральным законом от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» послевузовское профессиональное образование относилось к установленному в Российской Федерации образовательному уровню (образовательному цензу). Подготовка кадров высшей квалификации в системе послевузовского профессионального образования осуществлялась в соответствии со следующими перечнями (далее - старые перечни):

в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 года №59;

в ординатуре в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 года №210н;

в ассистентуре-стажировке в соответствии с перечнем направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2012 года №127.

В соответствии с вступивши в силу с 1 сентября 2013 года Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное образование реализуется по уровням образования. Подготовка кадров высшей квалификации является третьим уровнем высшего образования.

Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательный уровень послевузовского профессионального образования приравнивается к уровню высшего образования в следующем порядке:

послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Частью 2 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено тождество в части наименований основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования следующим образовательным программам:

основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре - программам ординатуры;

основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки - программам ассистентуры-стажировки.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года №1061 утверждены новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования (далее - новые перечни):

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Соответствия специальностей и направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), содержащихся в новых и старых перечнях, установлены:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2014 года №4;

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2016 года №1288.

Установленные соответствия по специальностям и направлениям подготовки, указанным в старых и новых перечнях, подтверждают право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществлять образовательную деятельность по специальностям и направлениям подготовки, имеющимся в лицензии на осуществление образовательной деятельности и в свидетельстве о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Таким образом, свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, выданные организациям по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в соответствии со старыми перечнями, подтверждают государственную аккредитацию всех образовательных программ, указанных в лицензии организации и относящихся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, в соответствии с действующими на момент принятия решения о государственной аккредитации перечнями укрупненных групп специальностей, направлений подготовки.

Соответственно по смыслу вышеприведенных правовых положений представитель административного истца ФИО1, ФИО3, не представил суду документ о наличии у него полномочий на участие в административном деле, поскольку диплом о профессиональной переподготовке на право ФИО3 на ведение профессиональной деятельности в сфере юриспруденции и социальной работы документом, выданным в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием и подтверждающим наличие у него именно высшего юридического образования, не является.

При таких обстоятельствах в отсутствие подтвержденных у представителя административного истца полномочий на участие в деле у суда первой инстанции имелись основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения, а потому обжалуемое определение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Доводы частной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному процессуальному вопросу не опровергают, основаны на неправильном толковании ее заявителем норм процессуального права и отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут.

Руководствуясь статьями 177, 315, 316 КАС РФ, суд

определил:

определение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 2 декабря 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Сибгатуллина Л.И.