Дело № 2а-714/2021 (№ 2а-5562/2020)
УИД 48RS0001-01-2020-004913-79
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 января 2021 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Малюженко Е.А.,
при секретаре Ивановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС № 6 по Липецкой области обратился в суд с иском к административному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени, указывая, что ответчик является плательщиком транспортного налога на принадлежащие ему транспортные средства и налога на имущество физических лиц. За 2018 год ответчик обязан был уплатить транспортный налог в размере 6 894 руб., налог на имущество физических лиц в размере 78 руб. Ссылается на то, что в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление и требование об уплате налогов в с предложением уплатить налоги в добровольном порядке. Однако, требование добровольно ответчиком не исполнено, в связи с чем административный истец просит взыскать с ответчика транспортный налог за 2018 год в размере 6894 руб. 00 коп., пени в размере 82 руб. 62 коп., налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 78 руб., пени в размере 0,94 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области, административный ответчик ФИО1, финансовый управляющий ФИО1 арбитражный управляющий ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94, абзаца седьмого пункта 1 статьи 126, абзаца третьего пункта 2 статьи 213.11, абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 213.19 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, принятия решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения реализации имущества гражданина, с даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина и утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина требования кредиторов по денежным обязательствам и требования об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 4 ст. 213.24, ст. 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в ходе процедуры реализации имущества гражданина, требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.
Из материалов дела следует, что истцом заявлены требования о взыскании с ответчика ФИО1 транспортного налога за 2018 год в размере 6894 руб., поскольку имел на праве собственности следующие ТС:
- автомобиль Лада 219010 (LADA GRANTA) государственный регистрационный <данные изъяты> л.с. (дата возникновения собственности – 02.11.2018 г.),
- автомобиль Лада 219010 государственный регистрационный знак <данные изъяты> 87 л.с. (в собственности с 16.05.2013г. по 07.03.2018 г.),
- автомобиль Альфа Ромео 156 государственный регистрационный знак <данные изъяты> 155 л.с. (в собственности с 09.11.2017 г. по 18.10.2018 г.)
В соответствии с разделом IX Налогового Кодекса Российской Федерации, транспортный налог относится к региональным налогам. Уплата налога производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств, исчисленная сумма транспортного налога подлежит зачислению в бюджет указанного субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п.п. 1, 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Липецкой области от 25.11.2002 года «О транспортном налоге в Липецкой области», установлен транспортный налог на территории Липецкой области.
В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п.3).
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, административный истец заявил о взыскании с ответчика налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 78 руб.
Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" признан утратившим силу с 1 января 2015 г.. С 1 января 2015 г. уплата налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Судом установлено, что в собственности ФИО1 в 2018 году имелось следующее имущество:
- квартира, расположенная в <адрес> (1/4 доля в праве собственности, 12 месяцев владения в 2018 году).
Указанные обстоятельства подтверждены документально.
Поскольку транспортный налог и налог на имущество физических лиц ответчиком не оплачены, истец обратился с требованием к административному ответчику о взыскании пени в соответствии со ст. 75 НК РФ:
- пени по транспортному налогу за 2018 г. (с 03.12.2019 г. по 28.01.2020 г.) в размере 82,62 руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. (с 03.12.2019 г. по 28.01.2020 г.) в размере 0,94 руб..
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом также установлено, что 08.09.2020 г. административный истец обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании налогов за 2018 года, обязанность по уплате которых возникла после 1 декабря 2019 года. К мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истец обратился 26.05.2020 г.
Однако, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением арбитражного суда от 14.01.2020 заявление принято к производству.
Определением от <адрес>, резолютивная часть которого оглашена 12.02.2020, заявление ФИО1 признано обоснованным, в отношении него введена процедура банкротства реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО2.
Определением от 14.07.2020, резолютивная часть которого оглашена 08.07.2020, ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура банкротства - реализация имущества гражданина сроком на 5 месяцев.
23.09.2020 от ФНС России в лице МИФНС России № 6 по ЛО в Арбитражный суд Липецкой области поступило заявление о включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Определением от 30.12.2020 признаны обоснованными и установленными требования уполномоченного органа – Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России № 6 по Липецкой области к ФИО1 в сумме 8 315 руб. 58 коп., в том числе 6 972 основной долг, 343 руб.58 коп. пени, 1 000 руб. штраф, включены в третью очередь реестра требований кредиторов.
Определение от ДД.ММ.ГГГГ продлена процедура реализации имущества ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 213.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Статья 213.11 Федерального закона N 127-ФЗ предусматривает последствия введения реструктуризации долгов гражданина:
1. С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
22. С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия:
требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.
Согласно п.п. 2, 4 ст. 213.24 Федерального закона N 127-ФЗ, в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев. Указанный срок может продлеваться арбитражным судом в отношении соответственно гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, индивидуального предпринимателя по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.
В соответствии с п. 5 ст. 213.25 Федерального закона N 127-ФЗ, с даты признания гражданина банкротом:
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;
задолженность гражданина перед кредитором - кредитной организацией признается безнадежной задолженностью.
Под «обязательными платежами» в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ понимаются - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы
Под «текущими платежами» в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 127-ФЗ понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, судом установлено, что недоимка по налогам за 2018 год у ФИО1 возникла после ДД.ММ.ГГГГ, а заявление о признании его банкротом принято арбитражным судом ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из совокупности ст.ст. 2 и 5 Федерального закона N 127-ФЗ задолженность по налогам за 2018 год является обязательным платежом, так как возникла до даты (ДД.ММ.ГГГГ) принятия заявления о признании его банкротом.
Поэтому на дату обращения административного истца к мировому судье (26.05.2020) заявление ФИО1 уже было признано обоснованным, в отношении него введена процедура банкротства реструктуризация долгов гражданина, а на момент обращения истца в суд (08.09.2020) ФИО1 уже был признан несостоятельным (банкротом), в отношении него была открыта процедура банкротства - реализация имущества гражданина (до 09.03.2021).
Следовательно, должны быть применены последствия реализации имущества гражданина, предусмотренные ст. 213.24 Федерального закона N 127-ФЗ, а именно: требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Поэтому требование истца о взыскании налогов с ответчика за 2018 год по сроку уплаты 01.12.2019 подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.
Тем более, что определением от 30.12.2020 Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИФНС России № 6 по Липецкой области признана кредитором по отношению к должнику ФИО1 и требования к нему включены в третью очередь реестра требований кредиторов.
Согласно ст. 196 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:
1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;
2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
При таких обстоятельствах, суд усматривает основания для оставления административного искового заявления Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени за 2018 год без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 134, 220, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
исковое заявление Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени за 2018 год оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 15 дней через Советский районный суд города Липецка.
Судья Е.А. Малюженко