№ 2а-560/2016
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 сентября 2016 года село Ташла
Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Е.Г.Поротько,
при секретаре Бурак Н.Н.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Ташлинского района Оренбургской области Туева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Ташлинское лесничество» (далее ГКУ «Ташлинское лесничество») о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах, лесных пожаров, обязании в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование, а также учет лесных пожаров
У С Т А Н О В И Л:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к ГКУ «Ташлинское лесничество» о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах, лесных пожаров, обязании в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование, а также учет лесных пожаров в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от 23.06.2014 г. № 276.
В обоснование своих требований указали, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране лесов в деятельности государственного казенного учреждения «Ташлинское лесничество».
Установлено, что ГКУ «Ташлинское лесничество» ненадлежащим образом осуществляет мониторинг пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 ЛК РФ охрана и защита лесов от пожаров осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано полномочие по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Во исполнение отдельных полномочий, в том числе и по осуществлению мер пожарной безопасности лесов на закрепленных территориях Министерством лесного и охотничьего хозяйства ... области созданы государственные учреждения - лесничества.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности учреждения является лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области.
Пунктами п.п. 2.1, 3.1 устава ГКУ «Ташлинское лесничество» в качестве основных целей деятельности определены - обеспечение устойчивого управления лесами, охрана, защита и воспроизводство лесов. Для достижения установленных целей ГКУ «Ташлинское лесничество» в установленном законодательством РФ и Уставом порядке в границах земель лесного фонда закрепленных за лесничеством осуществляет следующие функции: участвует в разработке лесохозяйственного регламента и обеспечивает его реализацию, осуществляет мониторинг пожарной опасности в лесах, наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, разрабатывает план тушения лесных пожаров на территории лесничества.
Леса, расположенные в границах ПСУ «Ташлинское лесничество»
относятся ко II-V классу опасности.
В соответствии со статьями 53, 53.2 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов.
Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и
лесных пожаров устанавливается уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
Согласно пунктам 7-9 «Порядка осуществления мониторинга пожарной
опасности в лесах и лесных пожаров» (утвержден приказом Минприроды
России от 23.06.2014 года N 276) наземное патрулирование лесов, в частности осуществляется:
при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 10 до 20 часов не реже одного раза в два часа;
при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды – с 9 до 21 часа не реже одного раза в час;
при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.
Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества лесопарка.
Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:
при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 10 до 20 часов не реже 1 раза в 2 часа;
при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 9 до 21 часа не реже 1 раза в час;
при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 6 до 24 часов не реже 1 раза в час.
По сведениям ГУ МЧС России ... области в лесах в границах ГКУ «Ташлинское лесничество»:
с 09 по 12.мая 2016г. установился 3 класс пожарной опасности;
с 01.июня 04.июня 2016г. установился 4 класс пожарной опасности;
06 июля 07 июля 2016г. установился 5 класс пожарной опасности.
Согласно полученным из Министерства лесного и охотничьего хозяйства ... области данным навигационных приборов ГЛОНАСС, установленных на автомобилях лесничества:
1) на автомобиле ... с государственным регистрационным знаком ... осуществлялось патрулирование:
09,11,12. мая 2016 г. с 10.47-11.17 часов (начало патрулирования) до 19.08-22.20 часов (окончание патрулирования), 10 мая 2016 г. патрулирование не осуществлялось;
с 01. по 03 июня 2016 г. с 10.57-11.26 часов (начало патрулирования) до 17.06-19.28 часов (окончание патрулирования), 04.06.2016 г. патрулирование не осуществлялось;
с 06 по 07 июля 2016 г. с 10.16-10.56 часов (начало патрулирования) до 16.57-21.45 часов (окончание патрулирования);
2) на автомобиле марки Уаз с государственным регистрационным знаком Е 641 XX осуществлялось патрулирование:
09, 10, 11, 12. мая 2016 г. с 10.57-11.26 часов (начало движения) до 16.57-23.45 часов (окончание движения);
с 01 по 03 июня 2016 г. с 07.22-09.39 часов (начало движения) до 15.41-01.33 часов (окончание движения);
- 06 июля 2016 г. патрулирование не осуществлялось, 07 июля 2016 г.
патрулирование осуществлялось с 13.35 до 18.53 часов.
3) на автомобиле марки ... с государственным регистрационным знаком ... осуществлялось патрулирование:
09, 10, 11, 12 мая 2016 г. с 12.12-15.42 (начало движения) до 16.30-21.16 часов (окончание движения);
с 01.06. по 03 июня 2016 г. с 09.26-12.23 часов (начало движения) до 18.14-19.22 часов (окончание движения);
06, 07 июля 2016 г. с 11.35-12.28 часов (начало патрулирования) до 18.18-21.50 часов (окончания патрулирования).
Таким образом, в нарушение вышеприведенных требований федерального законодательства мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ПСУ «Ташлинское лесничество» в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом - осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах не ведется в связи с их отсутствием, а патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится, не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам.
Кроме того, в нарушение пункта 16 вышеуказанного «Порядка осуществления мониторинга пожаров пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» ГКУ «Ташлинское лесничество» вместо карточки учета лесного пожара заполняется акт о лесном пожаре, в котором отсутствуют сведения о географических координатах пожара (в точностью не менее одной угловой секунды), азимут, общей и покрытой лесом площади лесного пожара на момент его обнаружения, целевом назначении лесов и категории земель, основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений).
Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебное заседание представитель административного истца заявил ходатайство о прекращении производство по делу в связи с отказом от иска в связи с добровольным устранением нарушений.
Представитель административного ответчика директор ГКУ «Ташлинское лесничество» Абрамов С.П. в судебном заседании не явился о рассмотрении дел а извещен надлежащим образом.
В ходе рассмотрения дела с исковыми требованиями не согласился по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что в соответствии с п.2 пп.1 устава ГКУ «Ташлинское лесничество» основными целями деятельности Казенного учреждения являются обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, зашиты и воспроизводства лесов для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений; осуществление доступного и качественного предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере, осуществление государственного надзора, федерального пожарного надзора на подведомственной ему территории.
В соответствии с п.2 пп.2 Устава для достижения установленных целей учреждение в установленном законодательством РФ и настоящим Уставом порядке в границах земель лесного фонда, закрепленных за учреждением, выполняет 36 видов деятельности, которые являются основными и которые не отражены в иске природоохранной прокуратуры. В их число входит проведение мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, и отдельным видом деятельности проходит патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральном органом исполнительной власти. В иске данный вид деятельности казенного учреждения не приводится, но при этом, патрулирование лесов определяется как организация патрулирования в мониторинге пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. В соответствии с п.3 пп. 1 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности и лесных пожаров, утвержденного Приказом Минприроды Росси от 23.06.2014 г. № 276 мониторинг пожарной опасности включает в себя:
1. Наблюдение за пожарной опасностью и лесными пожарами.
2. Организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использование наземных, авиационных или космических средств.
Организацию патрулирования лесов.
Прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Организация патрулирования лесов в лесном фонде ГКУ «Ташлинское лесничество» включает в себя мероприятия по установлению маршрутов и порядка патрулирования мобильными группами лесничества, создание межведомственных групп с участием сотрудников ГО ЧС администрации, представителей хуторского казачьего общества, инспекторов ОНД, взаимодействие с патрульными группами арендаторов, с патрульными группами ГУЛ ... области "Ташлинский лесхоз", а также с группами муниципальных образований, рейдовых мероприятий с привлечением сотрудников ФПС и полиции. Патрулирование лесов, как один из видов деятельности учреждения, в соответствии с лесохозяйственным регламентом Ташлинского лесничества осуществляется на всей площади наземным способом по дорогам, просекам, вблизи населенных пунктов и мест массового -отдыха населения. В соответствии с Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 21 от 21.01.2014 г. «Об утверждении нормативов патрулирования лесов, должностными лицами осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)» с изменениями на 12 апреля 2016 г. норматив патрулирования лесов на одного государственного лесного инспектора по Оренбургской области должен составлять не более 1,7 тыс. га. С учетом площади лесного фонда ГКУ "Ташлинское лесничество" -27117 га и численности лесных инспекторов в количестве 6 человек, на каждого инспектора приходится 4,5 тыс. га, что в 2,6 раза превышает норматив.
До ... года леса, расположенные в границах лесного фонда ГКУ «Ташлинское лесничество» были распределены по классам пожарной опасности и эти сведения использовал истец, приводя их в исковом заявлении. Площади лесов, отнесенные лесоустройством 1996 года к II-V классам пожарной опасности, в настоящее время изменились и устанавливаются по Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 5 июля 2011 года № 287 «Об утверждении классификации природной пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды». Действующим с 2008 года лесохозяйственным регламентом леса ГКУ «Ташлинское лесничество» не распределены по классам пожарной опасности, схема распределения лесов по классам горимости
отсутствует.
Приведенные в иске параметры наземного патрулирования лесов, осуществляемые: «- при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 10 ч до 20 ч не реже 1 раза в два часа;
при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от погоды, с 9 до 21 часа не реже 1 раза в час;
при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 6 до 24 часов не реже одного раза в час» не соответствуют параметрам п.7 пп.3,4,5 «Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденного Приказом Минприроды РФ № 276 от 23.06.2014 г.
Приведенные в иске сведения о классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды в границах ГКУ "Ташлинское лесничество":
на 09.05 - 12.05.2016 г. III класс пожарной опасности;
на 01.06 - 04.06.2016 г. IV класс пожарной опасности;
на 06.07 - 07.07.2016 г. V класс пожарной опасности в прогностических данных, представленных для определения классов пожарной опасности региональной диспетчерской службы Центра пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области для Ташлинского района отсутствуют. Поэтому для установления класса пожарной опасности в лесном фонде ГКУ "Ташлинское лесничество" используются данные прилегающих районов, как следствие, это указывает на различную пожарную опасность на отдельных участках лесного фонда, из-за чего постоянно требуется внесение корректировки в патрулирование.
В ГКУ "Ташлинское лесничество" круглосуточно проводится наблюдение за лесопожарной обстановкой в лесах с использованием космических средств. В соответствии с приказом ... от <дата> назначен ответственный работник за проведением космического мониторинга.
На балансе ГКУ "Ташлинское лесничество" находится пять легковых автомобилей, в т.ч. ... из пяти автомобилей системой ГЛОНАСС оборудованы 3 автомобиля - ...
По предъявленному иску 10.05.2016 г. патрулирование на автомобиле марки ... с госномером ... не осуществлялось, потому что оно проводилось на автомобиле ... с регистрационным номером ..., о чем свидетельствует путевой лист ... от 10 мая 2016 г.. Согласно путевого листа патрулированием было охвачено 134 км По предъявленному иску 04.06.2016 г. автомобиль ... с госномером ... не был задействован в патрулировании, так как оно проводилось на автомобиле ... с регистрационным номером ..., о чем свидетельствует путевой лист ... от 04.06. 2016 г. Согласно путевого листа пройденный маршрут составил 58 км. км В вышеуказанных случаях автомобиль ... с госномером ... использовался из-за ремонта автомобиля марки ... с госномером .... Из данных навигационных приборов, приведенных в иске следует, что на автомобиле марки ... с регистрационным номером ... 06.07.2016 г. патрулирование не осуществлялось. В этот день он находился в ремонте и был заменен автомобилем ... с госномером ... (путевой лист ... от 06.07.2016 г.). Таки образом, 06.07.2016 г. патрулирование было проведено тремя патрульными группами, в соответствии с графиком патрулирования.
07.07.2016 г. патрулирование было проведено на 4-х автомобилях, в том числе на ... (путевой лист ...) с учетом межведомственной группы патрулирования, что позволило охватить всё маршруты патрулирования.
В указанные в иске периоды патрулирование лесов осуществлялось с учетом затопления участков пойменных лесов в лесном фонде ПСУ "Ташлинское лесничество" с апреля по июнь 2016 г., а также с учетом метеоусловий, при которых наблюдалось выпадение осадков. Поэтому для эффективного контроля за лесопожарной обстановкой в мае и первой декаде июня патрулирование по всем маршрутам не требовалось.
С учетом угрозы возникновения степных пожаров и перехода их в лесные массивы патрулирование проводится по маршрутам, позволяющим охватывать значительные территории, как лесных, так и степных массивов, используя при этом рельеф местности (в соответствии с телефонограммой от 24.05.2016 г. ....).
На возвышенных местах для обеспечения полного обзора организовано 4 пожарных наблюдательных пункта: 2 - в Кинделинском участковом лесничестве и 2 - в Ташлинском участковом лесничестве, о чем во время проверки было сообщено истцу и отражено в объяснении. С ПНП ведется осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров.
На вопрос природоохранного прокурора, как ведется в лесничестве учет лесных пожаров, была предоставлена книга учета лесных пожаров. При этом карточки учета лесного пожара проверяющим не запрашивались. Она была составлена при обнаружении лесного пожара 13.07.2015 г., на основании данных, занесенных в нее, был составлен Акт о лесном пожаре. Информация с карточки учета лесного пожара была передана в региональную диспетчерскую службу при ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области».
Считает, что ГКУ "Ташлинское лесничество" бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности не допускало. На 30.08.2016 г. на территории лесного фонда лесных пожаров не допущено, и что за пожароопасный период 2016 г. патрульными группами только на автомобилях ГКУ "Ташлинское лесничество" пройдено свыше 25 тыс. км.
Просил в иске природоохранному прокурору отказать.
Заслушав представителя административного истца, суд приходит к выводу о наличии оснований для принятия отказа представителя истца от административных исковых требований и прекращения производства по делу.
В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе отказаться от административного иска. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам ч. ч. 2, 3 ст. 157 КАС РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Принимая во внимание, что последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 195 КАС РФ, представителю административного истца разъяснены и понятны, суд считает возможным принять отказ представителя административного истца от административного искового заявления по настоящему административному делу, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ представителя административного истца от административного иска по административному делу Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Ташлинское лесничество» о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах, лесных пожаров, обязании в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование, а также учет лесных пожаров
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Ташлинское лесничество» о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах, лесных пожаров, обязании в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование, а также учет лесных пожаров, прекратить в связи с отказом административного истца от административных требований.
На определение может быть подана частная жалоба в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд Оренбургской области в течении 15 дней со дня его вынесения.
Судья Е.Г.Поротько