ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-606/2023 от 24.01.2024 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Фомина Н.Э. апелляционное дело № 33а-372/2024

Судья Салдыркина Т.М. административное дело № 2а-606/2023

УИД 21 RS0012-01-2023-000702-48

АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2024 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,

судей Фоминой Н.Э., Лушниковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» о ликвидации и исключении из реестра, поступившее по апелляционной жалобе заинтересованного лица Блинова Н.Г. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 20 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Фоминой Н.Э., заслушав пояснения представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Смирновой Л.А., судебная коллегия

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (Далее – административный истец, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» (далее – НКО «Благотворительный фонд «Возрождение храмов», Фонд) о его ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Управление в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» осуществляет функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций. В рамках исполнения данных полномочий Управлением был проведен анализ деятельности Фонда. НКО «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 19 августа 2010 года, имеет ОГРН 1102100000771. Фонд действует на основании устава Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Возрождение храмов», принятого на общем собрании учредителей 25 июля 2010 года, с учетом изменений, внесенных 22 мая 2012 года и 17 июня 2021 года. Учредителями Фонда на момент создания являлись физические лица: Блинов Николай Григорьевич, Васильев Вячеслав Прохорович, ФИО1, умерший 23 октября 2019 года. В соответствии с письмом директора Фонда Блинова Н.Г. от 10 февраля 2022 года и протоколом собрания Совета от 17 июня 2021 года учредителями (участниками) организации являются Блинов Н.Г. и Васильев В.П.

Основной целью деятельности Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов, в том числе оказание всестороннего содействия всеми законными способами возрождению, восстановлению и функционированию Свято-Троицкой православной церкви в с. Оринино Моргаушского района Чувашской Республики.

В ходе внеплановой документарной проверки Управлением деятельности Фонда в 2022 году были выявлены следующие нарушения:

- в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) Фондом не исполняются требования Устава в части деятельности Совета, Попечительского Совета, работы ревизионной комиссии (ревизора);

- в нарушение требований пунктов 5.5, 5.14 Устава Советом не утверждались годовые отчеты и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, годовой план, бюджет Фонда, директором не утверждались планы и программы своей работы, годовой финансовый план, а также отчеты об их выполнении;

- в нарушение пункта 4 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Попечительский совет в проверяемый период не осуществлял свою деятельность, документы на проверку не представлены;

- в нарушение требований статей 10 и 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Федеральный закона №135-ФЗ) высшим органом управления Фонда не утверждались благотворительные программы;

- по информации директора Блинова Н.Г. от 1 марта 2022 года в проверяемый период из 7000 руб., поступивших платежей за заказы на требы в нарушений положений в нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ только 50% переведены им в Местную религиозную организацию православный Приход храма Святой Троицы с. Оринино Моргаушского района Чувашской Республики Чебоксарско-Чувашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее - Приход храма);

- в нарушение подпункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в 2019-2020 годах не проводился обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда;

- в нарушение пункта 5 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ ни через сайт, ни через средства массовой информации доступ к ежегодной отчетности Организации не обеспечен;

- в нарушение требований пункта 2 статьи 123.18 ГК РФ Фонд не опубликовывал отчеты об использовании своего имущества (за 2019-2021 годы);

- приходные кассовые ордера от 28.08.2019 № 3 и от 29.12.2019 № 8 подтверждают факт оказания Фондом благотворительных пожертвований на сумму 34 000 руб., однако Фонд не представил письменные договоры пожертвования в целях проверки соблюдения им положений пункта 2 статьи 574, статьи 161 ГК РФ при заключении договоров с жертвователями, являющимися юридическими лицами;

- в нарушение статей 8 и 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Фонд не представил документы, утверждающие учетную политику, и первичные бухгалтерские документы, подтверждающие движение средств Фонда;

- в ходе проверки установлено, что от имени Фонда сбор денежных средств осуществлялся путем онлайн-сборов на личную карту Блинова Н.Г. Первичные бухгалтерские документы, наличие которых предусмотрено ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» на проверку не представлены;

- на сайте Фонда (адрес сайта hppt://возрождение-храм.рф) в разделе «Сотрудничество» размещены предложения со ссылками на сайт Организации для рекламы товаров и услуг физических и юридических лиц, а также предложение об оказании всех видов юридических услуг. В разделе «Наши партнеры» размещена реклама предприятия «Продукты сельского двора» (производство и продажа мясных полуфабрикатов). Вместе с тем уставом Фонда не предусмотрены в качестве видов приносящей доход деятельности размещение рекламы и оказание юридических услуг;

- пунктом 2.4 Устава предусмотрено осуществление Фондом приносящей доход деятельности. Вместе с тем в нарушение п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, Фондом не сформировано.

По указанным выявленным нарушениям Управлением в адрес Фонда на основании статьи 32 Закона о некоммерческих организациях вынесено письменное предупреждение от 11 марта 2022 года №21/03-17-2639 со сроком устранения допущенных нарушений до 4 июля 2022 года.

Нарушения, указанные в предупреждении в установленный срок, с учётом его продления, Фондом не устранены.

Письмом от 6 октября 2022 года №21/03-17-11656 Управление еще раз уведомило Фонд о необходимости исполнения предупреждения. 21 октября 2022 года директором Фонда Блиновым Н.Г. была представлена информация о деятельности Фонда с приложением протокола Совета от 18 октября 2022 года, из которого следовало, что вопрос о формировании Попечительского Совета не был рассмотрен по существу – не указаны конкретные лица, избранные в совет. Кроме того фондом не были представлены документы, подтверждающие рассмотрение на заседании Совета от 18 октября 2022 года вопросов об утверждении благотворительной программы, годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, утверждение учетной политики, договор аренды с ОАО «Ростелеком». Также фондом не представлены документы заседаний Совета, Попечительского Совета, ревизионной комиссии, планы и программы работы директора, отсутствие которых является нарушением пункта 2 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях.

На сайте фонда также имелась реклама деятельности, ведение которой не предусмотрено уставом Фонда, а также предложение об оказании всех видов юридических услуг, что является неуставной деятельностью и в силу пп. 4. П. 3 ст. 61 ГК РФ может являться основанием для ликвидации Фонда в судебном порядке в связи с систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям благотворительного фонда.

О необходимости устранения выявленных нарушений Фонд был повторно уведомлен письмом Управления от 27 октября 2022 года 21/03-17-12508.

16 февраля 2023 года Директором Фонда Блиновым Н.Г. было представлено письмо о том, что Фондом нарушения будут устранены в течение 2023-2024 годов.

В связи с длительным неисполнением требований законодательства по требованию Прокуратуры Чувашской Республики от 21 апреля 2023 года №72-21/1924/23 в отношении Фонда была проведена внеплановая документарная проверка.

Каких-либо документов, указанных в п. 13 распоряжения о проведении проверки от 2 мая 2023 года №158-р, а также документов, подтверждающих устранение ранее выявленных нарушений, Фондом представлены не были. Согласно представленному директором Фонда письму от 12 мая 2023 года предоставление документов не представляется возможным, однако конкретных уважительных причин, не позволяющих представить запрашиваемые документы, приведено не было.

В ходе анализа сайта Фонда установлено размещение онлайн-сборов денежных средств за совершение религиозных обрядов в религиозных организациях, не указанных в Уставе Фонда, то есть осуществление неуставной деятельности в нарушение требований ст. 14 Закона о некоммерческих организациях.

По результатам проведенной проверки Фонду вновь было вынесено письменное предупреждение от 2 июня 2023 года №21/03-17-6067 со сроком устранения до 24 июля 2023 года, однако Фонд выявленные нарушения до настоящего времени не устранил.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократном нарушении Фондом обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации, что в соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ и ч. 10 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях является основанием для ликвидации юридического лица в судебном порядке.

Выявленные нарушения носят существенный характер и создают угрозу законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. Их устранение невозможно без ликвидации Фонда и исключения его из ЕГРЮЛ, поскольку они продолжаются на протяжении длительного времени несмотря на многократные превентивные меры реагирования принятые Управлением.

Участвуя в судебном заседании суда первой инстанции от 18 октября 2023 года, представитель административного истца Смирнова Л.А. административные исковые требования поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции, в судебное заседание не явились, явку представителя не обеспечили.

Решением Моргуашского районного суда Чувашской Республики от 20 октября 2023 года постановлено:

«Ликвидировать Некоммерческую организацию «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» (ОГРН 1102100000771) в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц».

Не согласившись с данным решением, заинтересованным лицом Блиновым Н.Г. была подана апелляционная жалоба на предмет его отмены. В обоснование заявленных требований административный истец, ссылаясь на положение п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» указывает, что для ликвидация юридического лица в судебном порядке недостаточно формальных оснований, предусмотренных ст. 61 ГК РФ. Кроме того ликвидация юридического лица должна преследовать социально значимую цель, являться необходимым в демократическом обществе. В данном случаем незначительное, по мнению апеллянта, нарушение закона юридическим лицом было положено в основание его ликвидации.

Также заинтересованное лицо ссылается на отсутствие факта неоднократности нарушений, поскольку неустранение ранее выявленного нарушения неоднократности не образует, а по результатам налоговой проверки нарушений не было выявлено, к административной ответственности Фонд не привлекался.

В административном исковом заявлении административный истец указывал на неоднократность нарушений, в то время как суд в нарушении положений п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» сослался на осуществление неуставной деятельности, противоречащей уставным целям благотворительного фонда.

Решения приходского собрания Прихода храма Святой Троицы с. Оринино для Фонда не обязательны, поскольку он является самостоятельным юридическим лицом и от имени Прихода Храма не осуществляет деятельности более полутора лет. Все скриншоты сайта, описанные в решении, сняты более года назад и не соответствуют содержанию на день принятия решения.

Ссылаясь на п. 32 вышеприведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации податель жалобы указывает, что неоднократное нарушение требований закона, даже при условии доказанности само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. По мнению заинтересованного лица все выявленные административным истцом нарушения не являются существенными и могут быть устранены без ликвидации Фонда.

Деятельность Совета Фонда и Попечительского Совета велась, но соответствующая документация полностью не оформлялась. Аудиторская проверка не проводилась в связи с отсутствием финансовых средств. Имущество, предусмотренное законом сформировано, но не было оформлено надлежащим образом.

Участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель административного истца Смирнова Л.А. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.

Административный ответчик НКО «Благотворительный фонд «Возрождение храмов», извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Заинтересованные лица Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, Блинов Н.Г., Васильев В.П., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, явку представителя в судебное заседание не обеспечили.

Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно­телекоммуникационной сети Интернет, в связи с чем, судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку в силу ст. 150, части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Далее – КАС РФ) их неявка не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке, проверив законность и обоснованность судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ ч. 1.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административное исковое заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации может быть внесено уполномоченным органом или его территориальным органом.

В силу подп. 74 п. 6 Положения Приказа Минюста России от 03.03.2014 N 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации осуществляет в том числе полномочие по обращению в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В силу приведенных нормативных положений Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике имеет полномочия на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением к НКО «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» о ликвидации и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций предусмотрены ст. 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, основания для ликвидации некоммерческой организации предусмотрены также ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, запись о регистрации НКО «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» (ОГРН 1102100000771) внесена в ЕГРЮЛ 19 августа 2010 года (л.д. 15-18).

Фонд действует на основании устава Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Возрождение храмов», принятого на общем собрании учредителей 25 июля 2010 года, с учетом изменений, внесенных 22 мая 2012 года и 17 июня 2021 года (Далее – Устав) (л.д. 19-24).

Согласно п. 2.1 Устава Основной целью Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов, в том числе оказание всестороннего содействия всеми законными способами возрождению, восстановлению и функционированию Свято-Троицкой православной церкви в с. Орнино Моргаушского района Чувашской Республики.

Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях:

- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

- содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы (п. 2.2 Устава).

Пунктом 2.3 Устава предусмотрено право Фонда при осуществлении своих уставных целей:

- оказывать содействие в воссоздании, реставрации и восстановлении православных храмов, и других религиозных объектов, отвечающих целям Фонда;

- оказывать финансовую, организационную, информационную поддержку инициатив (предложений, проектов, программ) граждан и организаций, соответствующих целям Фонда;

- осуществлять все виды информационной деятельности (включая издательскую и рекламную);

- поддерживать создание и поощрять работу научных и культурных центров, деятельность которых отвечает задачам Фонда;

- содействовать в оказании благотворительной помощи по благоукрашению православных храмов и монастырей (устройству иконостасов, написанию икон, восстановлению храмовых росписей, приобретению церковной утвари), благоустройству храмовой и монастырской территории и возведению хозяйственных построек;

- оказывать благотворительную и финансовую помощь социально незащищенным слоям населения, престарелым, малоимущим, детям-сиротам;

- содействовать духовному возрождению общества;

- содействовать в реставрации и восстановлении православных храмов, памятников архитектуры и культуры религиозного назначения;

- возрождать культурные, национальные и религиозные ценности и традиции;

- оказывать благотворительную помощь и поддержку инвалидам, сиротам, престарелым гражданам, малообеспеченным, нуждающимся в социальной помощи и поддержке.

Для достижения целей Фонд осуществляет следующие виды деятельности, в том числе приносящие доход:

- сбор пожертвований для проведения уставных благотворительных мероприятий;

- благотворительная деятельность;

- предоставление услуг социального характера, консультаций, материальной помощи, помощи беженцам и аналогичных услуг отдельным лицам и семьям на дому или в других местах;

- информационно-рекламная и социально-просветительская деятельность, направленная на привлечение спонсоров и меценатов для участия в благотворительной деятельности Фонда;

- создавать хозяйственные общества (п. 2.4 Устава) (л.д. 19-24).

В рамках осуществления функций по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», на основании распоряжения Управления от 28 января 2022 года №25-р (л.д. 27-28) была проведена внеплановая документарная проверка деятельности НКО «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года (л.д. 28-30).

Согласно акту проверки № 9 от 11 марта 2022 года по результатам проверки были выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации:

- в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) Фондом не исполняются требования Устава в части деятельности Совета, Попечительского Совета, работы ревизионной комиссии (ревизора);

- в нарушение требований пунктов 5.5, 5.14 Устава Советом не утверждались годовые отчеты и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, годовой план, бюджет Фонда, директором не утверждались планы и программы своей работы, годовой финансовый план, а также отчеты об их выполнении;

- в нарушение пункта 4 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Попечительский совет в проверяемый период не осуществлял свою деятельность, документы на проверку не представлены;

- в нарушение требований статей 10 и 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Федеральный закона №135-ФЗ) высшим органом управления Фонда не утверждались благотворительные программы;

- по информации директора Блинова Н.Г. от 1 марта 2022 года в проверяемый период из 7 000 руб., поступивших платежей за заказы на требы в нарушений положений в нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ только 50% переведены им в Местную религиозную организацию православный Приход храма Святой Троицы с. Оринино Моргаушского района Чувашской Республики Чебоксарско-Чувашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее - Приход храма);

- в нарушение подпункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в 2019-2020 годах не проводился обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда;

- в нарушение пункта 5 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ ни через сайт, ни через средства массовой информации доступ к ежегодной отчетности Организации не обеспечен;

- в нарушение требований пункта 2 статьи 123.18 ГК РФ Фонд не опубликовывал отчеты об использовании своего имущества (за 2019-2021 годы);

- приходные кассовые ордера от 28.08.2019 № 3 и от 29.12.2019 № 8 подтверждают факт оказания Фондом благотворительных пожертвований на сумму 34 000 руб., однако Фонд не представил письменные договоры пожертвования в целях проверки соблюдения им положений пункта 2 статьи 574, статьи 161 ГК РФ при заключении договоров с жертвователями, являющимися юридическими лицами;

- в нарушение статей 8 и 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Фонд не представил документы, утверждающие учетную политику, и первичные бухгалтерские документы, подтверждающие движение средств Фонда;

- в ходе проверки установлено, что от имени Фонда сбор денежных средств осуществлялся путем онлайн-сборов на личную карту Блинова Н.Г. Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие доходы и расходы Фонда, наличие которых предусмотрено ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», на проверку не представлены;

- на сайте Фонда (адрес сайта hppt://возрождение-храм.рф) в разделе «Сотрудничество» размещены предложения со ссылками на сайт Организации для рекламы товаров и услуг физических и юридических лиц, а также предложение об оказании всех видов юридических услуг. В разделе «Наши партнеры» размещена реклама предприятия «Продукты сельского двора» (производство и продажа мясных полуфабрикатов). Вместе с тем уставом Фонда не предусмотрены в качестве видов приносящей доход деятельности размещение рекламы и оказание юридических услуг (л.д. 31-33).

По указанным выявленным нарушениям Управлением в адрес Фонда на основании статьи 32 Закона о некоммерческих организациях вынесено письменное предупреждение от 11 марта 2022 года №21/03-17-2639 со сроком устранения допущенных нарушений до 4 июля 2022 года (л.д. 34-36).

В уведомлении от 6 июля 2022 года № 27/03-17-7646 Управление повторно указало Фонду на необходимость устранения выявленных в ходе проверки нарушений и сообщило об автоматическом продлении срока устранения нарушений до 3 октября 2022 года (л.д. 39).

В уведомлении от 5 октября 2022 года №21/03-17-11656 Управление вновь указало Фонду на необходимость устранения нарушения, выслав повторно копию предупреждения (л.д. 40).

В письме, направленном в Управление, Блинов Н.Г., являющийся одним из учредителей Фонда, сообщил, что необходимые документы будут представлены позже, соответствующие меры будут приняты. Договор аренды с ПАО «Ростелеком» не требует государственной регистрации согласно разъяснениям ПАО «Ростелеком». Дополнительно пояснил, что сборы за онлайн заказы на молебны являются не пожертвованиями, а коммерческой услугой, осуществляемой на основании договоров с приходами (л.д. 41).

Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу на собрании Совета Фонда Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» от 18 октября 2022 года были приняты решения: возобновить работу фонда в 2022 году; создать имущество фонда до конца 2022 года в денежной форме, либо равноценного материального имущества; принять отчет Блинова Н.Г., согласно которому в течение 2021 года Фондом не велась хозяйственная или иная деятельность, Фонд не имел поступлений имущественного и финансового характера, в связи с чем годовые и бухгалтерские отчетности, планы и бюджет отсутствуют; принять и утвердить благотворительную программу с возобновлением деятельности организации; сформировать Попечительский Совет Фонда согласно уставу организации; обеспечить доступ к отчетности организации через сайт и средства массовой информации; утвердить ссылку на сайт организации для представления заинтересованным организациям (л.д. 42-43).

Письмом от 27 октября 2022 года №21/03-17-12508 Управление в ответ на письмо Борисова Н.Г. сообщило, что согласно анализу представленного протокола Совета от 18 октября 2022 года, вынесенный на повестку вопрос о формировании Попечительского Совета не был рассмотрен по существу, а именно не указаны конкретные лица, избранные в состав Попечительского совета. Также указано на непредставление документов заседаний Совета, Попечительского Совета, ревизионной комиссии, Планы и программы работы Директора, что является нарушением п. 2 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях. На сайте фонда имеется реклама деятельности, ведение которой не предусмотрено уставом Фонда, а также предложение об оказании всех видов юридических услуг, что является неуставной деятельностью и в силу пп. 4. П. 3 ст. 61 ГК РФ может являться основанием для ликвидации Фонда в судебном порядке в связи с систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям благотворительного фонда ( л.д. 44).

16 февраля 2023 года Директором Фонда Блиновым Н.Г. в Управление было представлено письмо о том, что нарушения будут устранены Фондом в течение 2023-2024 годов (л.д. 97о).

Письмом от 3 марта 2023 года Управлением в ответ на письмо Блинова Н.Г. от 16 февраля 2023 года указано на необходимость проведения дополнительной работы по устранению всех нарушений, указанных в предупреждении, с учетом требований законодательства в сфере благотворительной деятельности и ведения бухгалтерского учета (л.д. 45).

2 мая 2023 года и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике вынесено распоряжение №158-р о проведении внеплановой документарной проверки в отношении НКО «Благотворительный фонд» «Возрождение храмов», проверяемый период установлен с 1 января 2022 года по 30 апреля 2023 года (л.д. 48-50).

Согласно акту проверки №26 от 2 июня 2023 года были выявлены следующие нарушения:

- в нарушение пункта 2 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях Фондом не исполняются требования Устава в части деятельности Совета, Попечительского Совета, работы ревизионной комиссии (ревизора);

- в нарушение требований пунктов 5.5, 5.14 Устава Советом не утверждались годовые отчеты и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, годовой план, бюджет Фонда, директором не утверждались планы и программы своей работы, годовой финансовый план, а также отчеты об их выполнении;

- в нарушение пункта 4 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Попечительский совет в проверяемый период не осуществлял свою деятельность, документы на проверку не представлены;

- в нарушение требований статей 10 и 17 Федерального закона №135-ФЗ высшим органом управления Фонда не утверждались благотворительные программы;

- по информации директора Блинова Н.Г. от 1 марта 2022 года в проверяемый период из 7 000 руб., поступивших платежей за заказы на требы в нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ только 50% переведены им в Приход храма;

- в нарушение подпункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в 2019-2020 годах не проводился обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда;

- в нарушение пункта 5 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ ни через сайт, ни через средства массовой информации доступ к ежегодной отчетности Организации не обеспечен;

- в нарушение требований пункта 2 статьи 123.18 ГК РФ Фонд не опубликовывал отчеты об использовании своего имущества (за 2019-2022 годы);

- приходные кассовые ордера от 28.08.2019 № 3 и от 29.12.2019 № 8 подтверждают факт оказания Фондом благотворительных пожертвований на сумму 34 000 руб., однако Фонд не представил письменные договоры пожертвования в целях проверки соблюдения им положений пункта 2 статьи 574, статьи 161 ГК РФ при заключении договоров с жертвователями, являющимися юридическими лицами;

- в нарушение статей 8 и 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Фонд не представил документы, утверждающие учетную политику, и первичные бухгалтерские документы, подтверждающие движение средств Фонда;

- в ходе проверки установлено, что от имени Фонда сбор денежных средств осуществлялся путем онлайн-сборов на личную карту Блинова Н.Г. Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие доходы и расходы Фонда, наличие которых предусмотрено ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», на проверку не представлены;

- на главной странице сайта Фонда (адрес сайта hppt://возрождение-храм.рф/) размещен баннер с рекламой услуг адвоката ФИО2. Вместе с тем уставом Фонда не предусмотрены в качестве видов приносящей доход деятельности размещение рекламы и оказание юридических услуг, что свидетельствует о продолжении осуществления организацией неуставного вида деятельности.

- пунктом 2.4 Устава предусмотрено осуществление Фондом приносящей доход деятельности. Вместе с тем в нарушение п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса РФ имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью Фондом не сформировано (л.д. 51-53).

По результатам проверки Управлением НКО «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» направлено предупреждение от 2 июня 2023 года №21/03-17-6067 о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства в срок до 14 июля 2023 года (л.д. 54-55).

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции с учетом вышеизложенных обстоятельств пришел к выводу о неоднократном непредставлении НКО «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, является основанием для ликвидации данной некоммерческой организации. Дополнительно суд указал на наличие оснований для ликвидации Фонда на основании п. 4 ч. 3 ст. 61 ГК РФ ввиду систематического осуществления Фондом деятельности, противоречащей уставным целям.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для ликвидации НКО «Благотворительного фонда «Возрождение храмов» и, следовательно, для удовлетворения административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Управление указывает на то, что Фонд неоднократно нарушал требования законодательства Российской Федерации, что в силу пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ является основанием для его ликвидации.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно п. 26 постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы из представленных материалов дела усматривается неоднократность нарушения НКО «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» закона.

Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» также предусмотрено ведение благотворительной организацией бухгалтерского учета и отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязанность экономических субъектов вести непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации бухгалтерский учет в соответствии с названным Федеральным законом.

Частью 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

Пунктом 5.5 Устава Фонда вопрос утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда отнесен к полномочиям Совета Фонда.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» к компетенции высшего органа управления благотворительной организации отнесено утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета.

В пункте 5.5 Устава к полномочиям Фонда также отнесено утверждение годового плана, бюджета Фонда, годового отчета.

Вместе с тем вопреки приведенным положениям Советом Фонда годовые отчеты, годовая бухгалтерская (финансовая отчетность), годовой план, бюджет Фонда за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года не утверждались, что подтверждается актом проверки Управления №9 от 11 марта 2022 года.

Из имеющегося в материалах дела протокола собрания Совета Фонда Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» от 18 сентября 2022 года следует, что на проведенном собрании Блинов Н.Г. отсутствие годовой и бухгалтерской отчетности, плана и бюджета обосновывал отсутствием поступлений имущественного и финансового характера (л.д. 42-43).

Вместе с тем согласно представленному суду апелляционной инстанции по запросу письму директора Фонда Блинова Н.Г., датированному 26 февраля 2022 года, в проверяемый период, в частности, с октября по декабрь 2021 года поступило 7000 руб. за онлайн требы.

Между тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что отсутствие поступлений в Фонд не освобождает данное юридическое лицо от исполнения им обязанности по ведению бухгалтерской документации, которая при проведении Управлением проверки представлена не была.

На совершение указанных нарушений было указано Фонду в предупреждении от 11 марта 2022 года №21/03-17-2639.

Вместе с тем аналогичные нарушения были выявлены и в ходе проверки, проведенной в 2023 году, в частности названные документы за проверяемый период - 2022, 2023 годы, представлены не были, что подтверждается актом проверки №26 от 2 июня 2023 года (л.д. 51-53).

В силу части 2 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Согласно п. 5. 14 Устава Фонда директор Фонда в том числе утверждает планы и программы своей работы, годовой финансовый план, а также отчеты об их выполнении.

Вместе с тем, названные документы за 2019, 2020, 2021 годы согласно акту проверки от 11 марта 2022 года Управлению не были представлены, что было отражено в вынесенном в отношении НКО «Благотворительный фонд «Возрождение храмов» предупреждении от 11 марта 2022 года №21/03-17-2639.

Однако при проведении в 2023 году Управлением внеплановой документарной проверки за период 1 января 2022 года по 30 апреля 2023 года были выявлены аналогичные нарушения, что отражено в акте проверки №26 от 2 июня 2023 года.

Частью 5 статьи Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» предусмотрено, что благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

Вместе с тем доступ к ежегодным отчетам за период с 2019 года по 2021 год Фондом ни через сайт, ни через средства массовой информации обеспечен не был, что было отражено в предупреждении от 11 марта 2022 года №21/03-17-2639.

Несмотря на вынесенное Управлением предупреждение ежегодная отчетность за 2022 год фондом также не была опубликована, что было отражено в акте проверки №26 от 2 июня 2023 года.

Частью 2 статьи 123.18 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность фондов ежегодно опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Вместе с тем несмотря на указанное предписание закона Фондом не был опубликован отчет об использовании своего имущества за 2019-2021 г.г., что было отражено в акта проверки №9 от 11 марта 2022 года, и было доведено до сведения Фонда в предупреждении от 11 марта 2022 года №21/03-17-2639.

Актом проверки № 26 от 2 июня 2023 года было установлено совершение Фондом аналогичного нарушения законодательства, выразившегося в неопубликовании отчета об использовании своего имущества за 2022 год.

В нарушение статей 8 и 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» фондом не были представлены Управлению первичные бухгалтерские документы за 2019-2021 годы при проведении проверки в 2021 года, а затем и документы за 2022-2023 годы при проведении проверки в 2023 году, при том, что ранее в предупреждении от 11 марта 2022 года №21/03-17-2639 до Фонда доводилась информация о необходимости устранения данного нарушения.

В силу пункта 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Частью 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях установлено, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Согласно акту проверки №9 от 11 марта 2022 года на сайте Фонда в разделе сотрудничество было размещено предложение о размещении ссылок на сайте организации для рекламы товаров и услуг физических и юридических лиц, а также предложение об оказании всех видов юридических услуг. В разделе наши партнеры была размещена реклама предприятия «ПОДУКТЫ СЕЛЬСКОГО ДВОРА».

Вместе с тем, согласно п. 2.1 Устава основной целью Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов, в том числе оказание всестороннего содействия всеми законными способами возрождению, восстановлению и функционированию Свято-Троицкой православной церкви в с. Оринино Моргаушского района Чувашской Республики.

Для достижения целей Фонд осуществляет в том числе информационно-рекламную и социально-просветительскую деятельность, направленную на привлечение спонсоров и меценатов для участия в благотворительной деятельности Фонда, и приносящую доход (п. 2.4 Устава).

Вместе с тем в Уставе Фонда не прописана деятельность по размещению на сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламный объявлений за плату или осуществлении деятельности по оказанию услуг.

На совершение Фондом указанного нарушения было обращено в предупреждении от 11 марта 2022 года №21/03-17-2639, однако при проведении Управлением проверки в 2023 году было установлено повторное совершение Фондом данного нарушения.

Так согласно имеющимся в материалах дела скриншотам с сайта https://возрождение-храм.рф/rekvizity от 23 августа 2023 года на сайте был размещен баннер с услугами адвоката Сергея Галкина (л.д. 59-63).

Данное обстоятельство было отражено в акте проверки Управления № 26 от 2 июня 2023 года.

Приведенные обстоятельства вопреки доводам апелляционной жалобы указывают на совершение Фондом после вынесения в его адрес Управлением предупреждения от 11 марта 2022 года №21/03-17-2639 повторных и аналогичных нарушений закона, то есть на неоднократное нарушение им закона, на что и ссылалось Управление в настоящем административном исковом заявлении.

В пункте 32 постановления от 27.12.2016 N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации указано, что неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы заинтересованного лица судебная коллегия находит допущенные Фондом нарушения законодательства существенными.

Как усматривается из материалов дела Фондом вопреки требованиям законодательства не ведется и не представляется для проверки Управлению бухгалтерская (финансовая отчетность) отчетность, неоднократно нарушались требования учредительного документа, предусматривающего обязанности по составлению документов, направленных на планирование бюджета, нарушались требования направленные на обеспечение неопределенного круга лица сведениями о его деятельности, что в целом исключает возможность осуществления должного контроля за Фондом, проверки осуществления им деятельности, указанной в учредительном документе. С учетом изложенного ликвидация является необходимой мерой для защиты как публичных интересов, так и прав и законных интересов потенциальных жертвователей фонда, не имеющих возможности соотнести реальную деятельность фонда с деятельностью, указанной в его учредительных документах. Фактически требования Управления по устранения выявленных нарушений были проигнорированы, доказательств совершения административным ответчиком реальных действий по устранению нарушений судам представлено не было.

Доводы апелляционной жалобы Блинова Н.Г. о том, что сайт https://возрождение-храм.рф не принадлежит Фонду опровергаются имеющимся в материалах дела его письмом от 10 февраля 2022 года (л.д. 106о).

В подтверждение размещения на сайте https://возрождение-храм.рф рекламы, на что было указано в акте проверки Управления №26 от 2 июня 2023 года, суду представлены скриншоты с сайта https://возрождение-храм.рф/rekvizity от 23 августа 2023 года.

Вместе с тем заинтересованным лицом доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность представленных доказательств, в частности, доказательств, свидетельствующих об отсутствии рекламной информации на вышеназванном сайте на момент проведения проверок не представлено. Возможное удаление с сайта информации на момент рассмотрения дела в суде не опровергает того факта, что указанное нарушение повторно допускалось административным ответчиком после вынесенного Управлением предупреждения.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда первой инстанции, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, и постановил законное и обоснованное решение, не допустив нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.

Вместе с тем судебная коллегия полагает заслуживающими внимание доводы административного истца относительно ссылки суда на положение пп. 4 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, поскольку при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением Управление на наличие оснований, предусмотренных пп. 4 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ для ликвидации Фонда не ссылалось, а лишь указывало на необходимость его ликвидации в силу положений пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ - ввиду неоднократного нарушения Фондом обязательных требований действующего законодательства. В связи с изложенным ссылка суда на положения пп. 4 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ в мотивировочной части подлежит исключению.

Вместе с тем данное изменение на верность конечного вывода суда не влияет.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 20 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Блинова Н.Г.– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий Т.Н.Евлогиева

Судья Н.Э.Фомина

Е.В.Лушникова