ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-707/19 от 22.05.2019 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-707/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волхов 22 мая 2019 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,

при секретаре Калининой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца главы Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 к административному ответчику Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области о признании недействительным решения Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 20 марта 2019 года № ******,

у с т а н о в и л:

Глава Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 обратился в суд с административным иском к Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области о признании недействительным решения Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 20 марта 2019 года № ******.

В обоснование требований административный истец указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Устав района) структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: Совет депутатов, глава муниципального района, администрация, Контрольно-счётный орган, обладающий собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 и настоящим Уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом (пункт 2 статьи 19 Устава района).

Согласно пункту 1 статьи 20 Устава района Совет депутатов - представительный орган муниципального района, формируемый из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов Советов депутатов указанных поселений, избираемых Советами депутатов поселений из своего состава.

Статьей 3 Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов Волховского муниципального района от 20 апреля 2011 года № ****** (далее - Регламент) установлено, что полномочия и порядок деятельности Совета депутатов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и областными законами Ленинградской области, иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, Уставом, иными актами Совета депутатов и Регламентом Совета депутатов.

Соблюдение Регламента Совета депутатов является обязательным для депутатов Совета депутатов, органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района, других лиц, вносящих вопросы на рассмотрение Совета депутатов, участвующих в заседании Совета депутатов, рассматривающих обращения и запросы депутатов (пункт 2 статьи 4 Регламента Совета депутатов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Регламента Совета депутатов структура Совета депутатов включает в себя следующие постоянные органы и структурные подразделения и должности: заседание Совета депутатов; глава Волховского муниципального района (далее - глава муниципального района), исполняющий полномочия председателя Совета депутатов, заместитель главы муниципального района (далее - заместитель главы), постоянные комиссии Совета депутатов, фракции Совета депутатов, аппарат Совета депутатов.

Порядок избрания заместителя главы муниципального района, а также прекращение его полномочий установлен статьей 26 Устава района и статьей 8 Регламента.

20 марта 2019 года решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** заместителем главы Волховского муниципального района Ленинградской области избран депутат ФИО2.

Согласно названного решения основанием избрания депутата ФИО2 соответствует части 4 статьи 26 Устава района, основанием являются итоги голосования Совета депутатов.

Решение Совета депутатов № ****** от 20 марта 2019 года принято на семьдесят седьмом внеочередном заседании Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области третьего созыва. Дата проведения - 20 марта 2019 года. Время проведения - 16.30 часов. Место проведения - ****** (большой зал заседаний).

Количество избранных, присутствующих депутатов, кворум, а также вопросы повестки заседания изложены в Протоколе семьдесят седьмого внеочередном заседании Совета депутатов.

Согласно Протоколу заседания вопрос об избрании заместителя главы внесен в повестку дня непосредственно на внеочередном заседании Совета депутатов 20 марта 2019 года депутатом ФИО3 в рамках заседания депутатской фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Формирование повестки дня, а также подготовка вопросов к рассмотрению установлено главой IV Регламента Совета депутатов.

Административный истец полагает, что внесение изменений в повестку заседания 20 марта 2019года после начала заседания нарушает нормы, изложенные в статье 21, 22, 23 Регламента.

Например, пункт 2 статьи 22 Регламента устанавливает, что проект повестки заседания формируется главой Волховского муниципального района совместно с председателями постоянных комиссий и направляется аппаратом Совета депутатов всем депутатам не позднее, чем за 3 календарных дня до дня заседания со всеми проектами решений.

Административный истец полагает, что действия депутатов нарушают не только нормы Регламента, связанные с проведением заседаний Совета депутатов, но и порядок избрания на должность заместителя главы, установленный статьей 26 Устава района, статьей 8 Регламента.

Представление кандидатуры на должность заместителя главы муниципального района отнесено непосредственно к полномочиям главы (абз.2 пункта 1 статьи Устава района, абз.2 пункта 1 статьи 8 Регламента).

Перечень полномочий депутатских фракций определен разделом 5 Положения о депутатских фракциях Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов Волховского муниципального района от 27.09.2018г. № ****** и является закрытым.

Учитывая, что в соответствии с абз 2 пункта 1 статьи 7 Регламента глава муниципального района осуществляет организацию деятельности Совета депутатов, а Совет депутатов в свою очередь представляет интересы населения муниципального района и принимает от его имени решения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом (п.6 статьи 20 Устава района), глава муниципального района несет ответственность за решения Совета депутатов принятые с нарушением требований действующего законодательства, подзаконных актов.

В ходе судебного заседания судом на обсуждение поставлен вопрос о прекращении производства по административному делу по основаниям предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

Административный истец глава Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.

Заинтересованное лицо ФИО2, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд своего представителя адвоката Соловьева Ю.Г.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и заинтересованного лица ФИО2 адвокат Соловьев Ю.Г. не возражал против прекращения производства по делу, указав, что права и законные интересы главы Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 20 марта 2019 года № ****** не затронуты.

Суд, выслушав мнение представителя административного ответчика и заинтересованного лица адвоката Соловьева Ю.Г., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При этом в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 1727-О отмечено, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы была нарушены или существует угрозы их нарушения.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны ведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием).

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Частью 3 статьи 194 КАС РФ предусмотрено, что суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** заместителем главы Волховского муниципального района Ленинградской области избран депутат ФИО2.

В административном исковом заявлении административный истец глава Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 указывает, что действия депутатов нарушают не только нормы Регламента, связанные с проведением заседаний Совета депутатов, но и порядок избрания на должность заместителя главы, установленный статьей 26 Устава района, статьей 8 Регламента. Представление кандидатуры на должность заместителя главы муниципального района отнесено непосредственно к полномочиям главы (абз.2 пункта 1 статьи Устава района, абз.2 пункта 1 статьи 8 Регламента). Учитывая, что в соответствии с абз 2 пункта 1 статьи 7 Регламента глава муниципального района осуществляет организацию деятельности Совета депутатов, а Совет депутатов в свою очередь представляет интересы населения муниципального района и принимает от его имени решения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом (п.6 статьи 20 Устава района), глава муниципального района несет ответственность за решения Совета депутатов принятые с нарушением требований действующего законодательства, подзаконных актов.

Поскольку принятое Советом депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области решение № ****** от 20 марта 2019 года об избрании заместителем главы Волховского муниципального района Ленинградской области депутата ФИО2, в отношении ФИО1 как главы Волховского муниципального района Ленинградской области, так и гражданина не применялось, обжалуемое решение вынесено в отношении иного лица, и не влечет никаких правовых последствий для административного истца, не создает для него правовых обязанностей и не препятствует реализации его прав, в том числе осуществлению его полномочий как главы Волховского муниципального района Ленинградской области, следовательно его прав и законных интересов не затрагивает.

Доказательств, подтверждающих нарушения и затрагивания личных прав, свобод и законных интересов истца, создания препятствий в осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов в материалы дела не представлено.

Сам по себе факт того, что административный истец является главой Волховского муниципального района Ленинградской области, не свидетельствует о том, что отношения, связанные с вышеуказанными обстоятельствами, непосредственно касаются прав, свобод и законных интересов административного истца.

Ни административное исковое заявление, ни приложенные к нему документы не содержат информации, подтверждающей, что глава Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 является субъектом данных правоотношений.

При таких обстоятельствах, имеются основания для прекращения производства по административному иску административного истца главы Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 к административному ответчику Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области о признании недействительным решения Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 20 марта 2019 года № ******, на основании п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, поскольку из административного искового заявления не следует, что решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 20 марта 2019 года № ****** нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 128, 194 КАС РФ, суд

о п р е д е л и л:

прекратить производство по административному делу по административному иску административного истца главы Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 к административному ответчику Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области о признании недействительным решения Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 20 марта 2019 года № ******, по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

На определение может быть подана частная жалоба в Ленинградский областной суд в течение 15 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы в Волховский городской суд.

Судья подпись М.Г. Кошкина