ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-898/2022 от 07.09.2022 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-898/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ессентуки «07» сентября 2022 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Казанчева В.Т.,

при секретаре Малашихиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению ООО «Суворовский» к МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО, Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка о признании действий незаконными, отмене акта проверки, признании незаконным решения об аннулировании лицензии,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Суворовский» обратилось в суд с административным иском к МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО, Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка о признании действий незаконными, отмене акта проверки, признании незаконным решения об аннулировании лицензии.

Представителями административных ответчиков - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО по доверенности Подгурской А.В. и Жариковой А.Н. представлены суду ходатайства о передаче дела по подведомственности, согласно которым, в соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Частью 4 ст. 1 КАС РФ предусмотрено, что не подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в абзаце пятом п. 1 разъяснено, что, по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Действия Управления, выразившиеся в проведении внеплановой документарной проверки (акт проверки от 27.01.2022 № у8-а21/09) обжалованы ООО «Суворовский в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. Решением Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (г. Москва) от 22.03.2022 года № РДО-4/02 результаты документарной проверки в отношении ООО «Суворовский, а также вышеуказанный акт документарной проверки Управления оставлены в силе.

Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (г. Москва) в соответствии с подпунктом 7 пункта 3.2. ст. 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее -Федеральный закон №171-ФЗ) Положением об аннулировании лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебной порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2012 года N 824 "Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке" 23 марта 2022 года лицензия ООО «Суворовский» на производство, хранение и поставки произведенного спирта этилового (ректификованного из пищевого сырья) от 30 октября 2018 года №26 ПСЭ0008167 аннулирована в связи с несоблюдением в 3 квартале 2021 года нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта, установленной п.10 ст.8 Федерального закона №171-ФЗ.

В соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (г. Москва) 22 марта 2022 года приняла решение №РК -пр/6 о приостановлении действия лицензии на производство, хранение и поставки произведенного спирта этилового (ректификованного из пищевого сырья) от 30 октября 2018 года №26 ПСЭ0008167 в связи с выявлением нарушения являющегося основанием для аннулирования лицензии.

Ввиду того, что решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 22 марта 2022 года № Р-54/07-04 об аннулировании лицензии ООО «Суворовский» во внесудебном порядке, а также решение №РК-пр/6 о приостановлении действия лицензии от 22 марта 2022 затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, административное исковое заявление ООО «Суворовский» об оспаривании таких ненормативных правовых актов подлежит рассмотрению по подведомственности в Арбитражном суде г. Москвы.

Правовая позиция Управления подтверждается многочисленной судебной практикой в том числе Верховного суда РФ по делам А45-4230/2019, А50- 46122/2017, А 45-34470/2017, А 43-288/2018 А45-33056/2017 и т.д.

На основании изложенного, просит суд административное исковое заявление ООО «Суворовский» о признании незаконным решения федерального органа исполнительной власти и действий (бездействий) его территориального органа передать для рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суд г. Москвы.

Представитель административного истца ООО «Суворовский» по доверенности Борисенко А.Л. также представила в суд ходатайство о направлении дела по подведомственности, согласно которому, в соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 154, ФС РАР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Место нахождения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - г.Москва.

Согласно Положению о Межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, утвержденному приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30 августа 2012 г. № 241, Межрегиональное управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевые счета, открываемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Место нахождения Межрегионального управления - город Ессентуки.

В соответствии с ч.2 ст. 36 АПК РФ иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов Российской Федерации, предъявляется в арбитражный суд по адресу или месту жительства одного из ответчиков.

Согласно ч. 5 ст. 36 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по адресу юридического лица или его филиала, представительства.

В силу ч. 7 ст. 36 АПК РФ выбор между арбитражными судами, которым согласно данной статье подсудно дело, принадлежит истцу.

Кроме того в соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» если полномочия органа или лица распространяются на территорию нескольких районов населенного пункта (весь населенный пункт), территорию субъекта Российской Федерации, нескольких субъектов Российской Федерации или всю территорию Российской Федерации, административное исковое заявление (заявление), подсудное районному суду (арбитражному суду субъекта Российской Федерации), по выбору административного истца (заявителя) может быть подано также в суд того района (субъекта Российской Федерации), на территории которого исполняется оспариваемое решение либо возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения, действий (бездействия) (часть 2 статьи 22 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ). В соответствии с лицензией ООО «Суворовский» местом осуществления лицензируемого вида деятельности является: Россия, Ставропольский край, Предгорный район, ст. Суворовская, ул. Заводская, б/н, ввиду чего по выбору Общества заявление об обжаловании ненормативного правового акта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка может быть подано в Арбитражный суд Ставропольского края.

Просит суд административное исковое заявление ООО «Суворовский» о признании незаконным решения федерального органа исполнительной власти и действий (бездействий) его территориального органа передать для рассмотрения в Арбитражный суд Ставропольского края.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Суворовский» по доверенности Борисенко А.Л. и представитель административных ответчиков - МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по доверенности Жарикова А.М. поддержали заявленные ходатайства.

Заслушав мнения сторон, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1) и закрепляет, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. (статья 47, часть 1)

Частью 1 ст. 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью.

В силу ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражным судам подведомственны экономические споры и иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Как следует из ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. (часть 1)

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц. (часть 2)

В соответствии с ч. 4 ст. 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Как следует из материалов дела, в рамках данного административного дела административным истцом оспариваются действия МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО, выразившиеся в проведении внеплановой документарной проверки, акт проверки от 27 января 2022 года № у8-а21/09, а также принятое на основании данного акта решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 марта 2022 года, которым аннулирована лицензия ООО «Суворовский» на производство, хранение и поставки произведенного спирта этилового (ректификованного из пищевого сырья) от 30 октября 2018 года № 26 ПСЭ0008167.

Принимая во внимание, что оспариваемые действия МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО и решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 22 марта 2022 года №Р-54/07-04 затрагивают права и законные интересы ООО «Суворовский» в сфере экономической деятельности, рассмотрение данного дела подведомственно арбитражному суду.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом. (ч.2 ст. 27 КАС РФ)

Согласно ч. 3 ст. 27 КАС РФ о передаче административного дела в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд либо об отказе в передаче административного дела в соответствующий суд выносится определение, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы, представления - после вынесения определения суда об оставлении жалобы, представления без удовлетворения.

Статьей 36 АПК РФ предусмотрено, что иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов Российской Федерации, предъявляется в арбитражный суд по адресу или месту жительства одного из ответчиков.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что если полномочия органа или лица распространяются на территорию нескольких районов населенного пункта (весь населенный пункт), территорию субъекта Российской Федерации, нескольких субъектов Российской Федерации или всю территорию Российской Федерации, административное исковое заявление (заявление), подсудное районному суду (арбитражному суду субъекта Российской Федерации), по выбору административного истца (заявителя) может быть подано также в суд того района (субъекта Российской Федерации), на территории которого исполняется оспариваемое решение либо возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения, действий (бездействия) (часть 2 статьи 22 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

В рассматриваемом случае, поскольку административное исковое заявление ООО «Суворовский» было принято к производству Ессентукского городского суда с нарушением правил подсудности, принимая во внимание, что ООО «Суворовский» осуществляет лицензируемую деятельность на территории Ставропольского края, правовые последствия оспариваемых действий и решения об аннулировании лицензии, возникли на территории Ставропольского края, суд приходит к выводу, что дело подлежит передаче в Арбитражный суд Ставропольского края.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 27 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Административное дело по административному исковому заявлению ООО «Суворовский» к МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО, Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка о признании действий незаконными, отмене акта проверки, признании незаконным решения об аннулировании лицензии, передать на рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.

Определение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение 15 дней со дня его вынесения.

Судья: В.Т. Казанчев