ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-923/2022 от 28.04.2022 Кабанского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 2а-923/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении административного искового заявления без рассмотрения в части

с. Кабанск 28 апреля 2022 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Герасименко В.С., при секретаре Брянской Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования сельского поселения «Сухинское» к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы Кабанского района, Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия об отмене предписания,

У С Т А Н О В И Л:

Глава муниципального образования сельское поселение «Сухинское» Шереметов Р.А., обращаясь в суд с административным иском к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы Кабанского района просит признать незаконным п.3, 4 и 5 предписания от 26 ноября 2021 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Свои требования мотивирует тем, что оспариваемым предписанием на главу МО СП «Сухинское» Шереметова Р.А. возложена обязанность в срок до 20 мая 2022 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в несоблюдении противопожарного расстояния, не создании защитных минерализованных полос шириной не менее 1,5м. от зданий, сооружений со стороны ул. Садовая, ул. Молодежная, конец ул. Полевой с. Заречье Кабанского района РБ, со стороны ул. Солнечная, ул. Таежная, ул. Геологическая п.Новый Энхэлук Кабанского района РБ, со стороны ул. Загза, ул. Лесная, ул. Речная, ул.Звездная, пер.Звездный, ул. Байкальская, ул. Березовая, ул. Сосновая с. Сухая Кабанского района РБ. Однако существующие застройки поселения, большинство жилых домов и нежилых строений расположены вплотную к землям лесного фонда, что делает невозможным устройство противопожарных разрывов. Все леса Кабанского лесничества отнесены к защитным, с учетом особенностей правого режима защитных лесов и в соответствии с положениями Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», в связи с чем в лесах, расположенных в водоохранных зонах запрещены меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками лесных насаждений.

Определением суда от 04 апреля 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено главное управление МЧС России по Республике Бурятия.

В судебном заседании представитель административного истца Админситрации МО СП «Сухинское» -его глава Шереметов Р.А. иск поддержал в полном объеме, пояснив, что предписание, в частности п.п. 3,4,5 являются неисполнимыми, поскольку сплошная рубка лесных насаждений вокруг поселения запрещена, так как сельское поселение расположено в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, леса, расположенные в указанных границах, являются защитными. Кроме того застройка улиц Садовая, молодежная, Полевая, солнечная, Таежная, Геологическая, Лесная, загза, Речная, звездная, пер. Звездный, Байкальская, береговая, Сосновая Кабанского района производилась с 1950-2010гг., т.е. до введения в действия в 2013 г. СП 4.13130, после 2013 года новые постройки не возводились.

Административный ответчик – дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы Кабанского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия Куликов А.А., действующий по доверенности также в интересах Главного управления МЧС России по Республике Бурятия в судебном заседании просил оставить административное исковое заявление Администрации МО СП «Сухинское» без рассмотрения ввиду несоблюдения обязательного досудебного порядка обжалования.

Представитель административного ответчика - Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по доверенности Федосеева И.А. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, направила отзыв, просила исковое заявление оставить без рассмотрения ввиду несоблюдения обязательного досудебного порядка обжалования.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона N 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Указанное требование согласно ч. 3 ст. 98 Федерального закона N 248-ФЗ вступает в силу с 1 января 2023 г.

В то же время, в силу ч. 13 ст. 98 Федерального закона N 248-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб (далее - Перечень N 663). Перечень N 663 содержит 59 видов контроля (надзора), закрепленных за 18 ведомствами.

Так, в указанный Перечень N 663 вошли следующие виды государственного надзора, закрепленные за Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: федеральный государственный пожарный надзор.

Таким образом, с вступлением в силу Федерального закона N 248-ФЗ процедура досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц приобретает обязательный характер: с 1 июля 2021 г. - для тех видов контроля, которые вошли в Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663; с 1 января 2023 г. - для тех видов надзора, которые не вошли в обозначенный Перечень N 663.

Именно с обозначенных дат досудебное урегулирование спора выступает условием реализации права лица на обращение в суд (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

Таким образом, административным истцом не соблюден установленный для данной категории дел главой 9 КАС РФ обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

В этой связи на стадии принятия данного административного искового заявления к производству оно подлежало возвращению на основании п. 8 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, однако было принято к производству суда.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Руководствуясь ст. 196 КАС РФ, суд,

О П Р Е Д Е Л ИЛ:

Административное исковое заявление Администрации муниципального образования сельского поселения «Сухинское» к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы Кабанского района, Главному управлению МЧС России по Республике Бурятия об отмене предписания оставить без рассмотрения.

Разъяснить сторонам, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.

Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение 15 дней.

Судья В.С. Герасименко