Свердловский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Рябова О. С. 3-11698/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой Е. И.,
судей Соболевой Т. Е.,
Семерневой Е. С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 02 ноября 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора города Красноуральска об оспаривании нормативного правового акта
по кассационному представлению прокурора города Красноуральска
на решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 12 марта 2010 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т. Е., заключение прокурора Рачевой А. М., полагавшей решение суда отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Красноуральска, выступая в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону постановления главы Администрации городского округа Красноуральск от 13 октября 2009 года № 1199 «Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск».
В обоснование заявления указал, что утверждение норм накопления отходов является нормотворческой деятельностью и относится к компетенции органов государственной власти. Оспариваемое постановление главы Администрации городского округа Красноуральск противоречит нормам Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об охране окружающей среды», также не соответствует подпункту 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В настоящее время функции по утверждению норм образования отходов возложены на Территориальный орган по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 40 (в редакции от 29.05.2008 № 404). Нормативными правовыми актами, принятыми в сфере охраны окружающей среды, к компетенции органов местного самоуправления соответствующие полномочия не отнесены.
В судебном заседании представитель прокурора города Красноуральска Попов А. В. поддержал заявленные требования.
Представитель Администрации городского округа Красноуральск в судебном заседании требования прокурора не признал.
Решением Красноуральского городского суда Свердловской области от 12 марта 2010 года постановлено: в удовлетворении заявления прокурора города Красноуральска об оспаривании нормативного правового акта - постановления главы Администрации городского округа Красноуральск от 13 октября 2009 года № 1199 «Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск» отказать.
В кассационном представлении прокурор города Красноуральска просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и вынести новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Разрешая спор, суд правильно определил характер возникших между сторонами правоотношений и закон, их регулирующий, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального закона.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (пункт «д»); установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н»).
Судом установлено, что оспариваемое постановление было опубликовано в официальном средстве массовой информации в соответствии с положениями Устава городского округа Красноуральск, вступило в силу и является действующим.
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющая основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, определяет:
норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с положениями статьи 18 указанного Федерального закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в соответствии с которыми норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление главы Администрации городского округа Красноуральск не устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и, следовательно, не нарушает полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами.
Также не противоречит оспариваемое постановление статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. К нормативам, предусмотренным статьями 21-27 указанного Федерального закона, норматив накопления твердых и жидких бытовых отходов, утвержденный оспариваемым постановлением, не относится.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11); организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 24).
Накопление отходов это их временное складирование на обустроенных местах (площадках) в целях дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Нормативами накопления отходов является количество отходов, образующихся на расчетную единицу в единицу времени, которые применяются при заключении договоров с предприятиями и организациями на вывоз бытовых отходов, в том числе в жилом секторе, и утверждаются постановлением Главы администрации. Указанная деятельность полностью соотносится с вопросами местного значения городского округа, предусмотренными Федеральным законом. Указанные нормативы предназначены для планирования функционирования муниципального образования по санитарному содержанию территории населенных пунктах в его границах.
Таким образом, нормативы накопления твердых и жидких бытовых отходов полностью отличаются от нормативов образования отходов, предназначенных для экономического регулирования производственной деятельности природопользователей. Вместе с тем доводы заявителя построены на нормах законодательства, регулирующего правоотношения по утверждению нормативов образования отходов и, следовательно, являются ошибочными, поскольку не разграничивают два различных понятия, определенных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Доводы кассационного представления прокурора полностью повторяют доводы заявления, которые были проверены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не могут являться основанием для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Вышеуказанным нормам Федеральных законов в области полномочий органов местного самоуправления соответствует подзаконный акт в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которым являются Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88.
На территории Российской Федерации действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные Минздравом СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации (письмо Роспотребнадзора от 10.04.2007 N 0100/3637-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по коммунальной гигиене»), в том числе санитарные требования к содержанию территорий населенных мест, установленные Санитарными правилами содержания территорий населенных мест.
В соответствии с указанными Санитарными правилами для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п. 2.1.4). Нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год утверждаются исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов (п. 6.2), правопреемниками которых в настоящее время являются администрации муниципальных образований.
Ссылка в кассационном представлении прокурора на исключительные полномочия Территориального органа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 40 является необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (подпункт 5.3.4 пункта 5 в ранее действующей редакции).
В настоящее время Федеральная служба устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты (подпункт 5.3.4 пункта 5 в действующей редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717).
Таким образом, в настоящее время и на период рассмотрения дела судом первой инстанции вышеуказанный федеральный орган не обладал исключительным правом утверждения нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов, как ошибочно полагал прокурор, указывая об этом в поданном заявлении, а также повторяя указанный довод в кассационном представлении.
Вместе с тем, вывод суда в указанной части является правильным, основанным на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Какие-либо другие доводы кассационное представление прокурора не содержит.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что оспариваемое постановление главы Администрации городского округа Красноуральск было принято во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 31.12.2008 № 1452-ПП «О плане мероприятий по реализации Концепции областной программы «За чистый Урал», которым было рекомендовано муниципальным образованиям принять нормативные акты, утверждающие нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год. Указанное постановление Правительства Свердловской области принято в пределах компетенции субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, установленной статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой к их полномочиям относится разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационном представлении, полагает, что вывод суда первой инстанции основан на анализе норм материального права, мотивирован, основания считать его неправильным у судебной коллегии отсутствуют.
Поскольку обстоятельства дела судом установлены правильно, нарушения норм материального и процессуального права не допущены, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 12 марта 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи