ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2014 г. № 3-12/2014 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
при секретаре Гаджиевой Г.Д-Г.,
с участием прокурора Гасанова З.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Османова А.С. о признании недействующим подпункта 2 пункта 7 раздела III Порядка формирования резерва управленческих кадров Республики Дагестан, утвержденного решением Комиссии по формированию и подготовке управленческих кадров Республики Дагестан от 28 июня 2013 года,
установил:
Указом временно исполняющего обязанности Президента Республики Дагестан от 19 апреля 2013 года № 137 «Об утверждении Положения о Комиссии по формированию и подготовке управленческих кадров Республики Дагестан и ее состава» утверждены Положение о Комиссии по формированию и подготовке управленческих кадров Республики Дагестан (далее – Положение и Комиссия) и ее состав.
Решением Комиссии от 28 июня 2013 года утвержден Порядок формирования резерва управленческих кадров Республики Дагестан (далее – Порядок), подпунктом 2 пункта 7 раздела III которого к кандидатам для включения в резерв управленческих кадров установлено требование, в соответствии с которым кандидат должен иметь возраст от 23 до 55 лет.
Османов А.С. обратился в Советский районный суд г. Махачкалы с заявлением о признании недействующим подпункта 2 пункта 7 раздела III Порядка.
В обоснование заявления указал, что оспариваемая им норма носит дискриминационный характер, нарушающий, в связи с достижением им 55-тилетнего возраста, его право на равный доступ к государственной службе, устанавливает не предусмотренное федеральным и республиканским законодательством ограничение к кандидатам на должности государственных и муниципальных служащих.
Определением Советского районного суда г. Махачкалы от 11 апреля 2014 года гражданское дело по заявлению Османова А.С. передано для рассмотрения по подсудности в Верховный Суд Республики Дагестан.
В судебном заседании Османов А.С. заявление поддержал и просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Главы Республики Дагестан по доверенности Халилов А.А. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления Османова А.С. отказать, поддержав доводы представленных им письменных возражений на заявление, согласно которым установление требования к возрасту кандидатов для включения в резерв управленческих кадров Республики Дагестан соответствует установленной практике формирования резерва управленческих кадров, положениям федерального законодательства о государственной гражданской службе, направлено на обеспечение участия молодежи в государственном и муниципальном управлении и не нарушает прав Османова А.С., поскольку не нахождение лица в резерве управленческих кадров Республики Дагестан не может служить препятствием для рассмотрения его кандидатуры для назначения на руководящие должности в установленном порядке.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заслушав заключение прокурора Гасанова З.Г., полагавшего заявление Османова А.С. подлежащим оставлению без удовлетворения, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Под органами государственной власти субъектов Российской Федерации в системе действующего законодательства Российской Федерации понимаются наделенные собственной компетенцией законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Под органами местного самоуправления, в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 3 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение и гарантированных государством.
Нормативный правовой акт принимается либо путем референдума, либо органом государственной власти, либо органом местного самоуправления, который наделен правом принятия (издания) нормативных правовых актов (нормотворческий орган) по предметам его ведения.
Согласно пункту 1 Положения Комиссия является совещательным органом при Президенте Республики Дагестан по вопросам формирования и подготовки резерва управленческих кадров Республики Дагестан.
Основными задачами Комиссии являются: подготовка предложений для Президента Республики Дагестан по вопросам формирования и эффективного использования резерва; рассмотрение предложений по совершенствованию порядка формирования и эффективного использования резерва, а также предложений по вопросам подготовки управленческих кадров; определение сфер экономики, государственного и муниципального управления, нуждающихся в управленческих кадрах в приоритетном порядке; организация работы по подготовке концепций, программ и иных документов по вопросам формирования, подготовки и переподготовки резерва; рассмотрение методик отбора кандидатов для включения в резерв; рассмотрение материалов по формированию и подготовке резерва и подготовка предложений для включения в резерв; обеспечение информирования граждан и организаций о мероприятиях, проводимых в рамках формирования резерва; подготовка предложений для включения в федеральный резерв управленческих кадров (п. 3 Положения).
Для выполнения возложенных на нее задач Комиссия имеет право: запрашивать в установленном порядке материалы и информацию у органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, иных органов и организаций; создавать рабочие группы с привлечением представителей научно-исследовательских и образовательных учреждений, общественных объединений и организаций для рассмотрения отдельных вопросов, находящихся в ведении Комиссии; привлекать к своей работе экспертов, ученых, специалистов; заслушивать на своих заседаниях информацию представителей органов исполнительной власти Республики Дагестан, иных органов и общественных объединений по вопросам, связанным с формированием и подготовкой резерва (п. 4 Положения).
Таким образом, рассмотрев материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что Комиссия, являясь совещательным органом при Президенте Республики Дагестан (в настоящее время – при Главе Республики Дагестан), т.е. органом, образованным для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный, а не обязательный характер, не является субъектом нормотворческой деятельности (органом государственной власти, органом местного самоуправления либо должностным лицом), управомоченным на принятие правовых норм.
В этой связи утвержденный Комиссией Порядок, подпункт 2 пункта 7 раздела III которого оспаривается Османовым А.С., не является нормативным правовым актом, т.е. не содержит рассчитанных на неоднократное применение общеобязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, в связи с чем, не порождает правовых последствий и не затрагивает права и законные интересы заявителя, что исключает возможность его проверки в порядке нормоконтроля по правилам, предусмотренным главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не порождают правовых последствий, не влекут каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
В соответствии с абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь абзацем 2 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
определил:
производство по делу по заявлению Османова А.С. о признании недействующим подпункта 2 пункта 7 раздела III Порядка формирования резерва управленческих кадров Республики Дагестан, утвержденного решением Комиссии по формированию и подготовке управленческих кадров Республики Дагестан от 28 июня 2013 года, прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховный Суда Республики Дагестан в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов